Санскрит – старейший язык индоевропейской языковой семьи. От него происходят многие современные индийские языки, среди которых самый распространенный – хинди. Значение санскрита для Индии похоже на роль древнегреческого и латинского в Европе.

География распространения санскрита

Индия – основной географический диапазон крупнейшей коллекции санскритских рукописей (до 18 века). Но историческое присутствие санскрита подтверждается широкой географией за пределами индийского субконтинента. Письменные источники, датированные 300-1800 годами – доказательства, обнаруженные в Центральной, Южной и Юго-Восточной Азии. В Юго-Восточной и Центральной Азии санскрит был принят в 1 тысячелетии и распространялся через монахов, религиозных паломников и торговцев. Значительные коллекции найдены в таких странах как Китай (в частности, в тибетских монастырях), Мьянма, Индонезия, Камбоджа, Лаос и Вьетнам, Таиланд и Малайзия. Также – в Непале, Афганистане, Монголии, Узбекистане, Туркменистане, Таджикистане и Казахстане. Некоторые тексты обнаружены в Корее и Японии.

До нашей эры

Язык санскрит в современное время

В настоящее время предпринимаются попытки возрождения санскрита. Это возрождение происходит не только в Индии, но и во многих других странах, включая США, Германию, Великобританию, США.

Санскрит, во многих отношениях, – душа Индии и индийской культуры. Хотя сегодня в стране всего несколько тысяч носителей и его использование ограничивалось ритуалами и изучением священных писаний, влияние проникло во все аспекты индийской жизни. На самом деле только 5% религиозной литературы на санскрите. 95% литературы не имеет ничего общего с религией, и касается философии, права, науки, искусства. Кому принадлежит язык санскрит? Он всегда был языком просвещенных мыслителей.

У каждой нации есть собственная история, а история Индии не может существовать без возрождения санскрита. Вместе с тем государство в определенном смысле остается «колонизированной» страной. Да, Индия уже давно свободна от британского правления, но мировоззрение, мыслительные процессы и само существование по-прежнему колонизированы западными суперпозициями. Как считают просвещенные люди страны, единственный путь к восстановлению индийской идентичности – деколонизация индийского ума – возрождение санскрита как разговорного и литературного языка.

Возможно, еврейский эксперимент возрождения иврита может послужить хорошим примером. До возрождения в конце 19-го и начале 20-го века иврит рассматривался как «мертвый» язык. Тем не менее, евреи 19-го века, эмигрировавшие в Иерусалим и его окрестности, предпринимали шаги по возрождению иврита, как разговорного языка. Попытки были продиктованы желанием найти общий язык, связывающий всех евреев из разных стран, и тем, что имеет определение национальной идентичности.

В современном миреТакие организации, как Samskrita Bharati (Санскрит Бхарати), работают над распространением разговорного варианта. Но, учитывая, что Индия – очень большая страна с огромным населением, плоды усилий таких организаций не впечатляют. Большую роль в возрождении языка могут сыграть школы. Но изучение санскрита проводится лишь в некоторых школах, и обучение предполагает повышение баллов относительно школьной программы, без реального применения.

В то же время, потенциал  огромен и исследования проводятся в различных научных сегментах. Весь мир популяризирует изучение санскрита не только ради духовного, культурного и литературного интереса к языку, но благодаря знаниям, которые сохраняются на страницах санскритских текстов. Многие университеты в Европе и Америке имеют факультеты, на которых повышают уровень владения древним языком. Около 80 школ в Великобритании добавили санскрит в учебную программу, школы в Германии поощряют детей выбирать его в качестве третьего дополнительно языка.

На санскрите часто говорят между собой санскритоведы Индии. Ученые из разных частей страны выбирают этот язык как наиболее эффективное средство общения друг с другом, но в академической среде. Он остается схоластическим языком, хотя в последние десятилетия предпринимались попытки создания новых слов для описания различных реалий современной жизни. Есть интересное пособие, опубликованное Институтом Куппусвами Шастри в Ченнаи, с дискуссиями на современные темы. В нем есть беседы о посещении политических собраний, или о том, как накачать спущенную шину на велосипеде.

Санскрит древней Индии в его современной разговорной форме использует классическую морфологию (словесная система, возможно, несколько сокращена). Такая политика продолжается со средневекового письменного санскрита, который, на самом деле, имеет ветвление в левую сторону (как и другие южноазиатские языки в семьях дравидийских и индоиранских языков). Он отличается от ведийского языка, с ветвлением в правую сторону (как греческий, латинский, английский, немецкий и так далее). Кроме того, средневековый санскрит имеет такое же изобилие модальных и аспектуальных форм, которые находишь в других южноазиатских языках. Между тем эти формы в значительной степени остаются незамеченными учеными, обученными старыми индоевропейскими парадигмами.

Древний язык нашел покровителей в некоторых местах в Индии

Маттур Маттур – деревня, которая не похожа ни на какую другую, спрятана в зеленом районе Шимога, на берегу реки Тунга, в штате Карнатака. Жители деревни ведут ведический образ жизни, поют древние тексты и используют санскрит в повседневном общении. Дети бегло разговаривают на древнем языке и учат его в школе. С десятилетнего возраста их начинают обучать Ведам и Священным Писаниям.

Когда кто-то приходит в деревню со стороны, его приветствуют фразами “Bhavatha nam kim (Как твое имя)” или “Katham asti(Как дела?)”, или “Coffee va chaayam kim ichchhathi bhavan (Не желаете чашку кофе или чая?)”. Официальным языком штата является каннада. Но благодаря Санскрит Бхарати, которая начала распространять санскрит в Маттур несколько десятилетий назад, он был принят в качестве разговорного языка.

Деревня населена санкети – древней общиной брахманов, которая мигрировала из Кералы 600 лет назад и обосновалась в Маттуре. Ведическое влияние проявляется даже в том, как построена деревня – в форме квадрата, похожего на типичный аграхарам.

Маттур – центральное хранилище написанных на санскрите знаний. Можно приехать сюда, чтобы выучить санскрит. Заучивать его желающие будут в течение 20 дней под руководством известных санскритоведов.

Хосахалли – еще одна деревня, на берегу реки Тунга, в штате Карнатака, известная своим использованием санскрита в качестве основного языка. В Хосахалли даже сплетничают и ссорятся на нем. Маттур и Хосахалли известны своими усилиями по поддержке древней традиции гамака, уникальной формы пения и рассказывания историй в штате Карнатака.

Джири (Мадхья-Прадеш) – небольшое поселение с населением менее 1000 человек в Раджгархе. Региональный язык здесь малави, но вряд ли кто говорит на нем. Санскрит заменяет его уже несколько лет, с того времени как Samskrita Bharati начала проводить «разговорные лагеря», позволившие выучивать санскрит местным жителям.

Биранарасингх ПурСасана в Одише. Биранарасингх Пур – одна из старейших сасан в районе Пури (в штате Одиша). Рамачандрадева II, махараджа Ориссы (1721-1736), был покровителем браминов. Он основал 16 деревень брахманов в разных частях Пури, чтобы устроить пуджи и джагни в храме Джаганнатхи в городе Пури. Знаменитых браминов из разных частей страны переселили в эти деревни, известные как сасаны. Они имели огромное значение в политической жизни страны. Некоторые из мудрецов-браминов давали советы правителям по обустройству государства.

Эти сасаны характеризуются приставкой бира перед названием деревни, Биранарасингх Пур, Бирахарекрушна Пур, Бирабисванат Пур…  Все сасаны крепко связаны с храмовой культурой Джаганнатхи. Большинство из тех, кто проживает в Биранарасингх Пур в настоящее время, – брамины. Многие работают в «санскритских» учреждениях (государственных школах), священниками, председательствующими на индуистких церемониях. Знание санскрита – практически в каждом доме. На протяжении нескольких поколений, по меньшей мере, один ребенок в каждой семье обучался на санскрите.

Ганода (Раджастан) – здесь многие свободно говорят на древнем языке. Некоторое время назад в Ганода открылся колледж санскрита. Практически все дети в регионе поступили в этот колледж, а учителя побуждали учеников говорить на нем и в повседневной жизни. Это привело к изменению сценария – санскрит заменил местный язык (вагди) в повседневной жизни.

Мохад – панчаят в Бурханпуре (Мадхья-Прадеш). Нередко встречаются люди, разговаривающие друг с другом на беглом санскрите, также как и в деревне Багувар (Мадхья-Прадеш).

В Непале, согласно переписи 2011 года, насчитывается 1 699 носителей.

Воздействие на другие языковые группы и культуры

АлфавитФакт то, что один из самых распространенных в Индии языков – хинди – «санскритизированный регистр» хиндустани. Если посмотреть на любой современный индийский (индоарийский) язык, как каннада и малаялам, можно видеть, что они непосредственно заимствуют санскритский словарь и грамматический строй. Дравидийские языки напрямую или косвенно через средние индоарийские языки заимствовали много слов, в частности, телугу.

  1. Значительное влияние на восточноазиатские языки оказал буддийский гибридный санскрит. Многие термины транслитерировались и добавлялись в китайский словарь. Этот процесс начался около 200 года и продолжался до 1400 года благодаря усилиям монахов. Китайская культура вместе с санскритскими языковыми элементами, в свою очередь, повлияла на остальные части Восточной Азии.
  2. Влияние демонстрируют австронезийские (яванский, традиционный малайский, современный индонезийский), китайско-тибетские и другие языки Юго-Восточной Азии (тайский, лаоский, кхмерский).
  3. Филиппинские языки, например тагальский, имеют некоторые заимствования.
  4. Посредством (китайских) транслитераций санскрит оказал влияние на японский религиозный регистр. В частности, школа эзотерического буддизма Сингон опирается на мантры и писания как средство реализации состояния будды.

«Заимствования» есть в английском, учитывая, что это – индоевропейский язык:

  • “primitive” от “prachin”, что означает «исторический»;
  • “attack” от “akramana” – агрессивное действие;
  • “man” от “manu” – мужчина;
  • “door” от “dwar” – дверь;
  • слово “serpent” от “sarpa” – змея.

Хотя сравнение современных языков с древними некорректно, например, санскрит и русский язык – сходство. Чтобы определить сходство с санскритом, правильная форма – славянский (старославянский).

Языковое древоИ балто-славянские (из которой, предположительно, выделились балтийские и славянские группы) и индоиранские языки – ветви индоевропейской языковой семьи. Предком всех индоевропейских языков считается праиндоевропейский язык. А это означает, что все индоевропейские языки, включая и славянские, и балтийский, в частности литовский, унаследовали определенную схожесть, но не идентичный лексический и грамматический материал.

Таблица со многими из самых основных слов и корней праиндоевропейского языка (PIE), с их родственными названиями во всех основных семьях потомков, включая санскрит и русский.

Восточный старославянский или древнерусский – язык восточных славян Киевской Руси (из которого впоследствии произошли русский, белорусский и украинский), потомок протославянского языка, сохранивший многие его особенности. Многочисленные лексемы, которые восстанавливаются для протославянского языка, определяются как заимствования из языков различных племен, с которыми сталкивались носители.

На протяжении веков русский язык, относительно лексики и литературного стиля, испытал влияние разных западных и центральноевропейских языков. Это греческий, латинский, польский, голландский, немецкий, французский, итальянский и английский. В меньшей степени языки, которые могут принадлежать разным языковым группам – уральский, тюркский, персидский, арабский, иврит.

История изучения санскрита в Европе

Бхартрихари Изучение санскрита в западном мире началось в 17 веке. Некоторые стихотворения Бхартрихари были переведены на португальский язык в 1651 году. В 1785 году востоковед и лингвист Чарльз Уилкинс опубликовал английский перевод. В 19 веке исследование санскрита сыграло решающую роль в развитии сравнительного языкознания индоевропейских языков. Во времена британского владычества (1857-1947) западные ученые редактировали многие санскритские тексты, сохранившиеся в рукописной форме. Изучение грамматики и филологии санскрита остается важным как в области индологии, так и в индоевропейских исследованиях.

Более 100 институтов за пределами Индии, включая Московский государственный университет (Россия) и Вильнюский университет (Литва), предлагают академическое обучение на санскрите.

Когда стали изучать в России?

Преподавание индийских языков в Санкт-Петербургском университете началось в 1836 году, когда профессор Роберт Ленц (1808-1836) из Дёртского университета был приглашен в Санкт-Петербург для чтения лекций по санскриту и сравнительной лингвистике. Однако только после создания факультета восточных языков и открытия кафедры индийской филологии (1858) началась систематическая работа в области индийской филологии.

Востоковед и языковед Каэтан Андреевич Коссович стал первым преподавателем кафедры. По причине того, что в России фактически отсутствовали какие-либо учебные материалы для изучения санскрита на начальном уровне, Коссович сам отобрал несколько образцов санскритской литературы. Истинным основателем петербургской школы индологии можно назвать ученика Коссовича – Минаева Ивана Павловича.

СходствоВ Санкт-Петербургском университете (и тогда, когда он был ЛГУ) установилась особая традиция преподавания санскрита, сочетающая как традиционные индийские методы, так и европейские.

Происхождение названия

Санскрит – сложный язык с обширным словарным запасом. Его название указывает на то, что он создан для общения, чтения, прослушивания, использования словарного запаса для выражения эмоций. Этимология: словесное прилагательное sáṃskṛta- составное слово, состоящее из префикса sam (собран, хорошо, усовершенствован) и krta- (сделано, сформировано). Это может относиться к работе, которая хорошо сделана, совершенная и священная – литературный язык, отличающийся от вульгарных диалектов. Или, как рассматривается некоторыми, «речь богов, сформированная по непогрешимым правилам».

Совершенство, которое контекстуально упоминается в этимологическом происхождении слова, представляет, скорее, тональные, не семантические качества санскрита. Звук и устная передача – высоко оцененные качества в Древней Индии. Мудрецы усовершенствовали алфавит, структуру слов и грамматику в звучание (коллекцию звуков) – своего рода возвышенную музыкальную форму.

Раннее известное использование слова sáṃskṛta (в контексте языка) встречается в стихах 3.16.14 и 5.28.17–19 Рамаяны.

Вехи истории санскрита

Исторически санскрит принадлежит к индоевропейской семье языков. Это один из трех древних, документально подтвержденных языков, которые возникли из общего языка, известного как протоиндоевропейский. Два других – древнегреческий и хеттский.

Ведийский санскрит

Ведийская цивилизацияНа ведийском языке сохранилась обширная литература, которая стала основным источником информации для воссоздания протоиндоевропейской и протоиндоиранской истории. Ведийский санскрит развивался независимо в древней Индии, в отличие от авестийского языка древней Персии (мертвый язык в эпоху Сасанидов).

Ведийский санскрит встречается в священных текстах Вед, особенно в Ригведе, Пуранах и Упанишадах, где использовалась оригинальная форма языка. Он состоит из 52 букв, 16 гласных и 36 согласных.

После грамматического и лингвистического трактата Панини «Аштадхьяи», он модернизировался в классический санскрит, затем – в индийские (родственные) субконтинентальные языки, сохраняющие средневековую литературу буддизма, индуизма и джайнизма.

Эпический

Основные санскритские эпосы, Махабхарата и Рамаяна, предоставляют большой объем санскритской литературы. Язык текстов, называемый эпическим санскритом, представляет самую раннюю фазу классического санскрита, следующую за последней стадией ведического санскрита, найденной в Шраута-сутрах.

Появление пракритов

ПракритыВедическая литература включает в себя слова, фонетический эквивалент которых не встречается в других индоевропейских языках, но есть в региональных языках, пракритах, что делает вероятным взаимодействие, обмен словами и идеями на раннем этапе истории Индии. Поскольку индийская мысль разнообразила и бросила вызов более ранним верованиям индуизма, особенно в форме буддизма и джайнизма, пракриты, такие как пали в буддизме тхеравады и ардхамагадхи в джайнизме, конкурировали с санскритом в древние времена.

Ряд современных ученых включают все среднеиндоарийские языки под названием «пракриты». Другие подчеркивают независимое развитие этих языков, часто отделенных от истории санскрита кастовым, религиозным и географическим разделением.

В самом широком определении термин «пракрит» используется для описания любого среднего индоарийского языка, который каким-либо образом отличается от санскрита.

Классический санскрит

В 5 веке до нашей эры лингвист Панини создал «Аштадхьяи» (Восьмикнижие). В этом труде он установил правила санскрита. После него никакие дальнейшие изменения в санскрите не допускались, за исключением незначительных изменений, сделанных двумя другими грамматиками, а именно, Катьяяна и Патанджали. Санскрит, в той форме как он существует сегодня, считается классическим санскритом Панини. Аштадхьяи содержит 3959 систематизированных правил, которые кратко изложены, проанализированы, полны объяснений и содержат словообразования.

Эпоха заката

Закат санскрита начался примерно в 13 веке. Это совпадает с вторжением ислама на индийский субконтинент, расширением мусульманского правления в форме султанатов, затем – империи Моголов.

ХрамГлавным центром санскритской литературной традиции был Кашмир. Санскритская литература практически полностью исчезла, возможно, в пожарах, которые периодически охватывали столицу Кашмира – Раджапура, или при монгольском вторжении в 1320 году. По мере падения индуистских королевств в восточной и южной Индии, таких как Виджаянагарская империя, санскритская литература, которая когда-то широко распределялась в северо-западных регионах, прекратила свое существование. После 12-го века санскритская литература ограничивалась лишь гимнами и стихами.

Хотя были исключения или короткие периоды поддержки санскрита во времена правления толерантного императора Акбара из Великих Моголов. Мусульманские правители предпочитали покровительствовать языкам Персии и Аравии, и индийцы вынуждены были лингвистически адаптироваться к персидизации.

Король Шиваджи, основатель Маратхской империи, признанный национальным героем Индии, изменил процесс. Он принял санскрит, тем самым заявил о своей социолинвистической идентичности. После распада исламского правления на субконтиненте, началась колониальная эра. Санскрит в этот период находился в форме «призрачного существования», и только в некоторых регионах, в частности в Бенгалии.

Европейские исследователи и санскрит

Исследования санскрита, начатые Генрихом Ротом (1620–1668) и Иоганном Эрнстом фон Хенкследеном (1681–1731), проложили путь открытию Сэром Уильямом Джонсом (1746–1794) индоевропейской языковой семьи. Это исследование сыграло важную роль в развитии западной филологии или исторического языкознания.

Фонетика

Звук – высший приоритет санскрита. Считается, что санскрит был создан путем наблюдения естественного развития звуков, создаваемых речевым аппаратом человека. Таким образом, звук рассматривается как важный элемент формирования языка. Это одна из главных причин того, почему санскрит настолько богат поэзией и выразительными качествами передачи смыслом через совершенные звуки, которые «успокаивают» человеческое ухо. Ведический санскрит также содержит абстрактные существительные и философские термины, которых нет ни в одном другом языке. Согласные и гласные достаточно гибкие, чтобы их можно было сгруппировать для выражения нюансов.

ФонетикаВначале священные тексты не записывались, а только воспевались. Наличие 100% фонетического языка значительно облегчает сохранение этих священных звуков. Поскольку большинство людей автоматически смешивают слова при быстром произнесении, были созданы правила смешивания звука, обеспечивающие совпадение устной и письменной речи. Произношение всегда было чрезвычайно важно, так как все звуки обладают энергетическим эффектом. Наука мантры развивалась на основе этой идеи, и звуки санскрита издаются в определенных положениях речевого аппарата; каждый из них вызывает вибрацию в определенном направлении.

Санскрит на 100% фонетический: каждый письменный символ всегда должен произноситься одинаково. Это позволяет легко учить, произносить и запоминать слова. Ритм встроен в язык, каждый слог может быть коротким или длинным. Существует единица измерения, называемая «матра» или «промежуток времени», необходимый для произнесения короткой гласной. Долгие гласные и дифтонги длятся 2 матры. В свою очередь анусвара (‘,диактритический знак, обозначающий назализацию гласного) и висарга (графическое изображение ḥ) длятся ½ матры. Важно знать диакритические знаки, над или под определенными буквами, иначе нет другого способа узнать, как их правильно произносить и как они будут звучать.

В классическом санскрите 51 буква (или акшара). Акшара относится к фонетическим характеристикам языка; то есть в любом слове акшары не изменяются и сохраняют свое звучание.

Письменность

Шрифт деванагари стал популярным для санскрита примерно с 18 века. Но санскрит имеет историческую связь со шрифтом нагари, что подтверждается эпиграфическими свидетельствами. Нагари, по существу, – предок деванагари. Многие рукописи 1 тысячелетия нашей эры, написаны нагари. К концу 1 тысячелетия он полностью развился в деванагари и нандинагари.

Грамматика

Грамматика санскритского языка имеет сложную глагольную систему, именное склонение и широко использует составные существительные.

ГрамматикаВ санскрите есть:

  • три числа (как в древнегреческом) – единственное, двойственное и множественное;
  • три лица – первое, второе и третье;
  • три рода;
  • десять классов глаголов, разделенных на две группы: тематические и атематические;
  • пятнадцать времен и наклонений;
  • развитая система причастий.

Основа морфологии – корень. Основы слов получаются из корня посредством фонологического процесса апофонии (аблаут), добавления аффиксов. Для грамматической и синтаксической идентичности корня добавляется окончание. То есть три основных формальных элемента морфологии – корень, аффикс и окончание. Именно они несут ответственность за лексическое значение, деривацию и изменение формы слова

Зачем изучать санскрит?

Санскрит, как один из самых систематических языков мира, прививает чувство здорового любопытства. Практическая ценность изучения санскрита заключается в том, что он тренирует умение логически мыслить, развивает интеллектуальность, позволяет глубоко понять значение практически всех слов.

Он открывает литературные сокровищницы – древние писания, огромные коллекции духовной, религиозной, научной и светской литературы. Этот живой язык изобилует концепциями философии и богословия.

Санскрит, как уверяют исследователи, оказывает прямое влияние на функционирование мозга, стимулирует память, способность концентрироваться. Кроме того, изучение санскрита самостоятельно с нуля открывает разум для множества разных концепций, что делает человека либеральным в своих взглядах. Древний язык может помочь в понимании механики других языков.

Методы обучения

Оставив в стороне индивидуальные способности к обучению, можно с уверенностью сказать, что санскрит учить самостоятельно не сложнее, чем любой другой иностранный язык. Но при условии, что изучается он естественным путем, позволяющим ассимилировать живой поток языка.

Обучение в школеСанскрит – старый, но не мертвый язык. Он актуальный и очень живой. На нем можно говорить, использовать в повседневной жизни. Соответственно, на вопрос как выучить санскрит, и владеть им, можно ответить, что делать это нужно увлекательными способами.

Урок всегда сложен, когда он основан на методе грамматического перевода. Конечно, изучение грамматики очень важно, особенно если начинающий абсолютный ноль. Но её следует «принимать» в правильных дозах. Наиболее успешной методикой, как показывает опыт, будет воздействие живого языка всеми возможными способами. Прослушивание аудио, просмотр видео программ, разговорная практика, чтение и письмо.

Полезные советы

Отличный сайт для тех, кто хочет начинать изучение санскрита – learnsanskrit.org. Курс содержит исчерпывающее руководство по грамматике, полезные инструменты и ссылки на другие ресурсы.

Другой замечательный ресурс – Sanskrit Documents List, включает тексты, ссылки на другие сайты, словарь и учебник.

Веб-приложения для обучения чтению и письму:

Прелесть в том, что современный санскрит ничем не отличается от древнего языка. Это тот же язык. Он имеет ту же грамматику и те же структуры. Единственное отличие заключается в стиле и добавлении современных слов. Как и в любом другом языке, изменения происходят со временем – некоторые формы слов используются меньше, в то время как появляются другие, некоторые аспекты грамматики выражены в большей степени, в то время как другие остаются бездействующими.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here