Великий раскол, известный в западной историографии как восточный раскол и определяемый как латинский или западный раскол в православной традиции, – событие, которое нарушило единство государственной церкви Римской империи, основанной на пентархии, разделило халкидонское христианство. Католическая церковь разработала концепцию первенства (включая юрисдикцию) епископа Рима (как преемника апостола Петра). Православная церковь настаивала на преемственности неразделенной церкви первого тысячелетия, и не уступала нововведениям латинян.

РасколБольшинство историков считает 1054 год решающей датой, то есть, когда Папа Лев IX через своих легатов отлучил Патриарха Михаила I Керулария, а он в свою очередь ответил собственной анафемой, отлучением Папы.

«Карта» для ориентации в мире экуменизма

История христианства связана с многочисленными разделениями, породившими множество «ветвей» в одной семье верующих в Иисуса.

Первое разделение очень древнее и касается некоторых общин на Ближнем Востоке, которые не приняли догмата Халкидонского Собора 451 года (…Господь наш Иисус Христос есть один и тот же Сын, один и тот же совершенный по Божеству и совершенный по человечеству, истинный Бог и истинный Человек…). Это древние восточные церкви (несторианство и миафизитство), среди них Коптская Православная Церковь и Армянская апостольская церковь

Второе разделение – Великий раскол 1054 года, который привел к разделу Латинской Католической и Восточной Православной Церквей (разделение христианства на католичество и православие).

Третье разделение – протестантская Реформация, которая восходит к 1517 году и началась она с критики немецкого монаха Мартина Лютера против продажи индульгенций Римской церковью. Изначально не было цели основывать новую Церковь (протестантизм), только реформировать католичество. После отлучения от церкви в 1521 году вместе со своими последователями Мартин Лютер дает жизнь отдельной церкви для соответствующих доктринальных аспектов:

  • центральной роли оправдания только по благодати (аспект, по которому католики и лютеране пришли к соглашению в 1999 году с Совместной декларацией о доктрине оправдания);
  • определение Иисуса как единственного посредника между Богом и людьми (solus Christus), которое исключает заступничество Марии и святых;
  • Священное Писание как единственный авторитет в вопросах веры (sola Scriptura);
  • свободное изучение Священного Писания верующими (без церковного магистериума);
  • отмена церковной иерархии и священства другой церковной организацией (синодального типа).

За короткое время протестантство (или евангелическая реформация) разделилось на другие ветви, и лютеранство не единственное направление. Церкви исторической реформы, кроме лютеранства, – реформатские (кальвинистские), англиканская.

Реформатские церкви произошли в основном вследствие реформ, проведенных Ульрихом Цвингли в Цюрихе и Жаном Кальвином в Женеве, в 16 веке. Их богословие принимает мысль Лютера (хотя есть отличие), подчеркивает тему предопределения, отрицает реальное присутствие Христа в Евхаристии, запрещает использование изображений для поклонения.

Англиканская церковь зародилась в 1533 году на основании Акта о верховенстве, которым король Генрих VIII в разрыве с Папой объявляет себя главой англиканской церкви. Исторически она не подвергала сомнению католическое богословие, но затем фактически придерживалась протестантизма. Сегодня англиканская церковь поддерживает церковную структуру католицизма. Ее пастыри – священники, но они могут состоять в браке, женщины также могут быть рукоположены. Глава англиканской церкви – королева Елизавета II, но возглавляет Совет англиканской общины, сформированный местными церквями, архиепископ Кентерберийский Джастин Уэлби.

Между 17 и 18 веками протестантизм характеризуется серией движений: пиетизм в лютеранском мире, кальвинистский баптизм, методизм в англиканстве. Наконец, в начале двадцатого века, все еще в протестантской галактике, зародился такой вид как пятидесятническое движение с харизматическим отпечатком. В протестантство входят также евангелисты, пресвитериане, независимые харизматы, такие разновидности как адвентисты и другие, за исключением мормонов и Свидетелей Иеговы. Таким образом, христианин – это не только православный, католик или протестант, христианский мир очень большой.

Всемирный совет церквейОрган общения между христианскими церквями был предложен в 1921 году Константинопольским патриархом – высшим православным авторитетом. Основание Всемирного совета церквей, отложенное из-за Второй мировой войны, произошло в 1948 году. Сегодня он объединяет 348 церквей, в основном православных, англиканских и протестантских традиций, также различные пятидесятнические церкви. Направление в христианстве католицизм участвует только в качестве «наблюдателя», но Католическая Церковь – полноправный член комиссии, занимающийся фундаментальным богословием.

Православная церковь

Православная деноминация – христианская Церковь, которая отдает первенство чести Вселенскому Патриарху Константинопольскому (primus inter pares: первый среди равных). Термин православие («ортодоксия»), правильное прославление (правильное мнение), происходит от того факта, что Православная Церковь считает, что основанная Иисусом Христом вселенская Церковь, к которой принадлежат все крещеные, существует, определяет себя как хранительницу первоначального эфесского христианства. Религия православие или христианство основана на священной традиции, которая включает догматические постановления семи Вселенских соборов, Священное Писание и учение Отцов Церкви.

Православная церковь разделена на ряд автокефальных церквей, обычно возводимых в ранг патриархатов. Автокефалия – канонический режим, который регулирует институциональные отношения, существующие между сестринскими церквями (из которых состоит Православная Церковь). Она характеризуются двумя особенностями:

  • отказ от приматов юрисдикции, которая распространялась бы на Вселенскую Церковь;
  • автономное определение жизни Церквей на национальном уровне.

Автокефальные церкви не признают общего (видимого) главы, поскольку только Христос их невидимый глава. Управляемая синодально, под председательством патриарха или митрополита, каждая автокефальная церковь сама регулирует свою жизнь в рамках веры, литургических обычаев и, в принципе, канонической дисциплины, которую она разделяет со всей Церковью. Всеправославные отношения между этими церквями предполагают, по крайней мере, обоюдное допущение их членов к Евхаристии или их исключение в случае отлучения, регистрации глав других церквей в диптихах (греческое слово таблица, дощечка, означает, что, как только будет объявлено об избрании, поминать их во время литургии).

Если бы был созван Вселенский собор (но его не было с 8 века), то необходимо согласие каждого главы, кто должен там быть представлен. Учреждение утверждает, что имеет прецеденты, восходящие к святоотеческой церкви, такие как автокефалия определенных епископств и паритетные отношения, существующие между старыми патриархатами в теории пентархии. Однако современные автокефалии зародились совершенно в ином контексте, напрямую обусловленном политической историей Балкан с начала 19 века: завоевание страной политической независимости каждый раз сопровождалось провозглашением автокефалии национальной церкви.

Халкидонские церквиХалкидонское Православие состоит из 15 автокефальных церквей: Константинопольская, Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская (патриархаты, установленные на Халкидонском соборе 451 года), Грузинская (католикосат), Кипрская, Албанская, также Болгарская, Сербская, Русская, Румынская, Элладская (Греческая), Польская, Чешских земель и Словакии, Украины.

Греческая православная церковь, получившая автокефалию в 1833 году, возглавляется Священным собором епископов, и имеет юрисдикцию на всех греческих территориях. Кипрской церковью, возглавляемой архиепископом, управляет Священный Синод Церкви Кипра; до обретения Кипром независимости он также имел титул и функции этнарха, то есть гражданского главы православных христиан с полномочиями представительства сначала по отношению к султану, а затем по отношению к британской власти.

В Халкидонское христианство также входят автономные православные церкви Финляндии и Эстонии (две юрисдикции). Православная «диаспора» включает церкви в Северной и Южной Америке, Азии, Австралии, Западной Европе и странах Африки к югу от Сахары. В Соединенных Штатах и Японии некоторые православные церкви пользуются статусом автономии или полуавтономии, что, однако, признается не всеми православными церквями.

По сравнению с автокефальной церковью, автономная церковь отличается тем, что, функционируя как независимая, она сохраняет зависимость от другой церкви. Китайская Православная Церковь и Японская Православная Церковь автономны и находятся под юрисдикцией Патриарха Московского; автономия Финляндской Православной Церкви была признана в 1921 году Патриархом Московским, но в 1923 году она была передана под покровительство Константинопольского Патриарха. Синайский монастырь – автономная монашеская община Иерусалимского Патриархата во главе с игуменом или настоятелем монастыря Святой Екатерины. Монашеская республика на горе Афон остается под юрисдикцией Константинопольского патриархата.

Константинопольский Патриарх именуется «Вселенским Патриархом» и занимает позицию primus inter pares: первого среди равных. Именно он собирает всеправославные конференции после консультаций с главами православных церквей. Константинопольский Патриарх объявил о роли Православных Церквей в современном экуменическом движении своей энцикликой 1920 года, адресованной «всем церквям мира». В письме содержится призыв к «койнонии церквей», которая будет работать на благотворительное сотрудничество и богословский диалог. Вселенский Патриархат является одним из основателей Всемирного Совета Церквей. Постоянные представители Вселенского Патриархата и Русской Православной Церкви присутствуют в ВСЦ с 1955 и 1962 годов соответственно.

Православная вера рассматривает свой исторический путь как непрерывное продолжение христианской церкви, основанной Христом и его апостолами в первом веке христианской эры, и не признает ни один собор вселенским со времени Второго Никейского собора в 787 году.

Хотя Православные церкви признают семь таинств, существуют и другие действия, которые составляют литургическую жизнь Церкви. Крещение совершается полным погружением в воду, после чего следуют таинства помазания (конфирмации) и причастия. Эти таинства вершатся священнослужителями. Дети с младенчества получают крещение и помазание, что позволяет им участвовать в Евхаристии. В Евхаристии хлеб и вино через единосуществование становятся реальным телом и кровью Христа. Евхаристия принимается после тщательной подготовки, включающей пост и исповедь.

Семь таинств

Религиозные службы проводятся на языке страны, хотя некоторые церкви предпочитают использовать оригинальный литургический язык. Почитание икон играет важную роль в православном богослужении, а молитвы, обращенные к Богородице и святым, обогащают литургические тексты. Монашество играло и продолжает играть важную роль в жизни Православной Церкви. Епископы выбираются из числа монашеских общин с 6 века, и, поскольку Православная Церковь не запрещает брак священников, многие приходские священники женаты.

Постепенно византийские богословы и канонисты пришли к выводу, что конституционная организация Церкви связана именно с тем, что могла делиться территориально на независимые патриархаты (теория «пентархии»). Экуменический собор имеет право разрешать существующие конфликты между независимыми церквями, устанавливать автокефалию или судить глав церкви, но также обладает догматическим авторитетом и непогрешим в своих решениях. Истинная вера – это вера первых семи вселенских соборов.

История христианства в России

К тому времени, когда Русь обратилась в христианство (здесь мы оставляем без внимания легендарную традицию церкви, которая рассматривает апостола Андрея как первого евангелиста славянских земель), процесс национального объединения в значительной степени завершился. Великие князья Олег, Игорь, Святослав, Владимир военными походами устранили древние племенные объединения, что привело к образованию древнерусского государства. Связи, существовавшие между некоторыми племенами восточных славян, составляющих древнерусскую национальность, легли в основу языковой, экономической и культурной общности.

Отношения славян с Византией, начиная с 6 и 7 века, были напряженными. Славяне предпринимали несколько военных экспедиций, чтобы положить конец империалистической экспансии Византии и утвердить на международной арене новое феодальное государство – Русь. Но несмотря на войны, торговые отношения между двумя государствами никогда не прекращались. Напротив, благодаря войнам, они упрочнялись, достаточно вспомнить Русско-византийский договор 911 года, по которому Русь получила право торговать с Византией без уплаты пошлин. Контроль речного пути «из варяг в греки» в торговых отношениях с Византией – важная причина при выборе между православием и католицизмом.

В результате военных событий, завершенных браком великого князя Владимира и Анны Византийской, Русь и Византия установили прочные мирные отношения. Одним из важнейших последствий этих отношений стало крещение Руси – принятие Владимиром христианства в качестве государственной религии (около 988 г.). Славянское язычество, отражавшее идеологию первобытной общинной системы, с появлением классов и феодального государства больше не могло выполнять главную функцию религии – освящать и укреплять существующий государственный порядок.

Значение принятия христианства на Руси

В начале правления, Владимир пытался реформировать язычество, но безуспешно. Уходящее корнями в древнее прошлое славянских народов язычество продолжало разделять государство на разные регионы и местные общины. Более того, языческая религия содержала в себе идеи равенства и демократии, а они не подходили для новых производственных отношений, основанных на рабстве. Правящий класс нуждался в новой религии.

КрещениеПочему князь Владимир выбрал греко-византийское вероисповедание, а не римско-католическое? Религиозная журналистика (особенно православная) обычно ссылается на Повесть временных лет, один из текстов которой повествует о том, что великий князь отправил эмиссаров в соседние страны для изучения исламских, еврейских и латинских обычаев. Ни одна из религиозных традиций не получила согласия Владимира. Однако посланники пришли в экстаз, когда посетили святую Софию в Константинополе, от великолепия византийской литургии.

Конечно, слишком упрощенно было бы объяснять революционное событие переосмыслением легендарных хроник. Есть более серьезные причины:

  1. Первая относится к миссионерской и цивилизаторской деятельности двух монахов из Салоник – Кирилла и Мефодия. Они разработали алфавит, адаптировав его к потребностям славян, тогда как папство в то время навязывало использование латыни при совершении обрядов.
  2. Вторая причина заключалась в том, что Владимир хотел независимую церковь с точки зрения отправления богослужений и внутренней организации, а это было невозможно с церковью, которая считала папу вселенским главой.

Православная Церковь существовала в рамках сильного централизованного государства – Византии. Она не преследовала универсалистских целей и стремилась к единству церкви и государства. И наоборот, папство римского престола, не имея в Италии или в западной части Европы могущественного государства, способного ограничить его требования, чувствовало себя все более и более уполномоченным выполнять «замещающие» функции, то есть политические, экономические, культурные и даже военные, национальные и международные.

Киевские князья умело манипулировали двумя соперниками, пытаясь сохранить свою автономию. Христианство, как в латинской, так и в греческой форме, начало распространяться в стране задолго до официального обращения. Славяне берегов Эльбы и западные народы практически уже приняли католицизм: копья тевтонских рыцарей навязали его насильно, под знаменем Drang nach Osten («давление на восток»). Именно агрессивность католического Запада и энергичная политико-дипломатическая деятельность Святого Престола по христианизации Руси вызывали подозрение и недовольство в стране.

Но и византийский двор думал о превращении христианизированной Руси в вассальное государство. Однако после первых попыток окончательно отказался от своих амбиций. Молодое государство было готово создать прочный союз с государством басилевсов, которое больше походило на него по социальной структуре и политическому режиму, при условии, что оно абсолютно не потеряет своей независимости.

Распространение христианства на Руси

Распространение христианстваХристианизация идеологически закрепила единство государства. Православная церковь, как и католическая конфессия, представляла для правящих классов разветвленную политическую организацию, задача которой состояла в освящении существующего режима. Вместе с христианством на Руси распространилась письменность и развитая культура Византии, наследницы классической цивилизации. Это положило конец языческим культам многих племен.

Князь Владимир с большой дальновидностью, вместо того, чтобы навязывать новую религию любой ценой, пытался создать централизованное феодальное государство. Византийское влияние на разные сферы материальной и культурной жизни Древней Руси проявлялось с разной интенсивностью. Там, где, например, традиции языческого творчества прочно укоренились в массовой культуре, влияние было очень ограниченным. Во всяком случае, все, что было создано в Византии, на Руси претерпело глубокую модификацию.

Что касается введения христианства, можно с уверенностью сказать, что оно действительно было мощным идеологическим фактором объединения, но не настолько, чтобы предотвратить в середине 12 века распад Древней Руси на независимые княжества. Ему также не удалось сдержать открытые народные восстания (Суздальское восстание 1024 года, Киевское восстание 1068 года, Ростовское восстание 1071 года, Новгородское восстание 1071 года).

Христианство не смогло даже сохранить союз двух «православных» держав: в 1448 году собор русских епископов, отказавшись от союза Византийской церкви с папством, санкционированный на Флорентийском соборе 1439 года, подтвердил полную автокефалию Русской церкви, и избрал себе епископа.

Христианство и Великий раскол между Востоком и Западом

Восточная литургия начала дистанцироваться от западной, или, правильно будет сказать, дистанцировался Рим, поскольку Константинополь всегда придерживался строго догматического видения, с тех времен, когда Церковь только самоорганизовывалась как учреждение. Два примера различий – использование квасного хлеба в Православной Церкви для Причастия и опресноков в католичестве (Спор об опресноках), и безбрачие священников, которое для восточных церквей устанавливается только для епископов.

Происхождение

Корни раскола в конфликте господства между Древним Римом и Константинополем, нареченным «Новым Римом», куда Константин Великий перенес столицу Римской империи (330 год). По этой причине епископ Константинополя на Втором Вселенском соборе, созванном в 381 году императором Феодосием I, потребовал второе место по чести в епископате после Римского епископа.

Феодосий Великий был последним императором, правившим объединенной империей. После его смерти империя окончательно стала разделяться на Западную Римскую империю и Восточную Римскую империю (Византийскую империю). Константинополь становится постоянной резиденцией византийского императора. Вторжения варваров вскоре погрузят Западную Римскую империю в упадок, а Константинополь считает себя наследником Рима в политическом, культурном и религиозном плане.

К концу 5 века Западная Римская империя пала, а Восточная Римская империя (Византийская империя) продолжала процветать. Это увеличивает притязания епископа, который на Халкидонском соборе в 451 году получает не только подтверждение своего почетного места, но и юрисдикцию над епархиями Фракии, Азии, Понта и соседних стран. 28-й канон, был принят в Халкидоне после ухода римских легатов и никогда не признавался папством.

Надо сказать, что Церковь с самого начала признавала основной статус трех епископов, известных как патриархи: епископа Рима, епископа Александрии и епископа Антиохии. К ним присоединились епископ Константинополя и епископ Иерусалима. На Халкидонском соборе было пять патриархов, которые имели власть и превосходство над другими епископами Церкви. Среди них епископ Рима (папа), имевший более высокий статус, но не в силу своего положения преемника святого Петра (что не принималось другими патриархами), а поскольку его престол, Рим, имел особое значение в том, что был столицей Римской империи.

Перенос столицыДаже после того, как Константин Великий перенес столицу в Константинополь в 330 году, папа сохранил свое положение primus inter pares (первый среди равных), хотя это не сопровождалось правом вето или властью над другими патриархами.

Собор постановил, что церкви Рима и Константинополя имеют одинаковое значение. Решение было революционным, и Папа Лев I отказался подчиниться, но раскол уже начался. В течение последовавших шести веков разделение становилось все более и более очевидным, когда два христианства вели к независимой жизни и принимали разные доктрины. Окончательный разрыв произошел из-за разногласий по поводу полномочий епархий на юге Италии.

На латыни и греческом языке разговаривали по всей империи. Однако постепенно латынь доминировала на Западе, а греческий язык был распространен на Востоке. Но языковые различия, которые повлияют на теологический словарь, на самом деле скрывали то, чем могли отличаться культуры и менталитет в целом. Упадок Западной империи вел к регрессу самой культуры, а количество людей, говорящих на обоих языках, становилось все более редким явлением, что затрудняло общение между Востоком и Западом.

С потерей языкового единства это должно было означать, что и культурная сплоченность также проявляла признаки ослабления. Западная культура была значительно преобразована влиянием германских народов, в то время как Восток продолжал связывать себя с традицией эллинистического христианства, тем самым создавая так называемую «Церковь греческих традиций и обрядов».

Первые схизмы

Великий раскол христианства на православие и католицизм – не первый  раскол между Востоком и Западом. Первое тысячелетие Церкви отмечено несколькими этапами разделений:

  1. С 343 по 398 годы разделение из-за арианства.
  2. 404 год: возник ещё один спор, когда состоявшийся собор постановил изгнать патриарха Константинопольского Иоанна Златоуста, поддержанного Римским патриархатом.
  3. Конфликт в 482 году, когда византийский император Зенон издал эдикт об унии, Энотикон, подготовленный патриархом Константинопольским Акакием. Он стремился устранить различия между монофизитами, считавшими, что Иисус Христос имел только божественную природу и доктриной, официально признанной Церковью, согласно которой у Иисуса Христа было две природы: человеческая и божественная. Папа Феликс III осудил этот указ и отлучил Акакия от церкви в 484 году. Византийские императоры, продолжая настаивать на своем, в конечном итоге вызвали разрыв с Римом на 34 года.
  4. После акакийского раскола настала очередь споров из-за икон, знаменитого иконоборческого кризиса, которые еще больше увеличил пропасть между Римом и Византией на столетие (с 726 по 843 год).
  5. Церковный раскол, с 863 по 867 год, известный как Фотиева схизма.

Византийское иконоборчество

Византийское иконоборчествоПервое крупное религиозное столкновение разгорелось, когда Византийская империя вступила в эпоху иконоборческого кризиса, между 726 и 843 годами. Некоторые византийские императоры направили свои усилия против почитания икон, рассматривая культ икон как возвращение к языческому идолопоклонству, как ересь.

Рим был далеко и Патриарх Константинопольский должен был мобилизовать всю Восточную церковь, созвав монахов и верующих вместе. В конце концов, также из-за необходимости внутреннего единства, чтобы иметь возможность противостоять натиску арабов, императорам пришлось капитулировать и отказаться от иконоборчества, провозгласив победу патриархов, которые за долгие годы приобрели большой авторитет.

Карл Великий – император Запада

Одновременно с этими событиями 25 декабря 800 года Карл из династии Пипинидов, известный как Карл Великий, был коронован папой Львом III императором Запада. Этим актом папа фактически сместил ось союза с византийцев на франков. Императоры Константинополя отреагировали, поощряя использовать автономию патриархата в антипапской борьбе и одобряя претензии Византии на роль единственного законного наследника Romanitas (латинское слово, означающее «римлянство»).

В течение восьмого века великое дело христианизации славянских племен на Балканах, начатое братьями Кириллом и Мефодием, обращение сначала болгар, затем Русь приняла православие, лишь усугубило проблемы с Римом. Константинопольский патриархат настаивал на том, чтобы новые церкви признали себя подчиненными его власти, а не папе.

Среди внешних по отношению к христианству врагов поднималась новая религия – ислам. Она объединила арабские племена, вызвав экспансионизм. Берберы и азиатское население были обращены в мусульманство. Однако именно Карл решил проблему Святой Земли, которая попала в руки ислама с 7 века. Император Священной Римской империи пришел к соглашению с халифом Харуном ар-Рашидом, которое позволило христианам совершать паломничества в Святую Землю.

Фотиева схизма

В 857 году Игнатий I отказал в причастии регенту Варде, человеку, запятнанному кровосмешением, который был дядей императора Михаила III, известного по прозвищу Мефист (Пьяница). Этот факт послужил поводом свергнуть патриарха Игнатия (по мнению одних, он сам собирался в отставку, как считают другие, он не имел намерения отречься от патриаршества) в пользу Фотия, блестящего богослова и опытного дипломата.

Фотий был мирянином и, тем не менее, в канун Рождества 857 года был назначен Патриархом, после шести дней религиозной деятельности. В Риме Николай I, взошедший на престол Петра с твердым намерением укрепить универсализм понтифика и подчинить византийцев, объявил назначение Фотия недействительным. Папа римский Николай I, указал на синод в 863 году в Латеране (Латеранский дворец), огласившем низложение Игнатия незаконным и отлучение Фотия, если он будет настаивать на патриарший престол.

Патриарх Константинопольский был полон решимости и ответил, в свою очередь, отлучением от церкви папы в 867 году и энциклическим письмом всем восточным архиепископам, в котором он объяснил некоторые моменты расхождения с Римской церковью.

Фотиева схизмаВ частности, различие касалось вопроса филиокве, безбрачия священников, запрета священникам проводить конфирмацию, субботнего поста, начала Великого поста в пепельную среду. Фотий обвинил папу римского в нарушении юрисдикции Константинополя над Болгарией (собственно, именно болгарский вопрос определил четырехлетний разрыв Фотия с Римом).

Однако произошло событие в корне изменившее ситуацию. Михаил III был убит, и трон перешел к Василию I Македонянину. Он избавился от сторонников предшественника, включая самого Фотия, восстановив Игнатия в его правах. Это решение было ратифицировано Константинопольским собором 869 года, созванным в Святой Софии папой Адрианом II и императором Василием I. Фотия отправили в ссылку в монастырь на Босфоре, откуда через несколько лет он вернулся к константинопольскому двору в качестве учителя сыновей императора Василия I. Фотий был переизбран патриархом (877), на этот раз с одобрения папы Иоанна VIII.

После смерти Василия I в 886 году, императорский трон наследовал его сын, Лев VI, который очень не любил Фотия. На основании ложных обвинений Фотия обвинили в измене, свергли и изгнали. История этого второго низложения и изгнания туманна. Обвинение заключалось в том, что Фотий якобы организовал заговор с целью свергнуть императора и посадить на трон одного из своих родственников. Поскольку Стефан, младший брат Льва, стал патриархом (886-893), истина в том, что Лев хотел освободить место патриарха для своего брата. Назначение Стефана было вопиющим нарушением канонического права (так же как и назначение Фотия в 857 году). Рим отказался признать его.

Последние годы жизни Фотий провел в монастыре в Армении. Среди его многочисленных писем нет ни одного, которое можно было бы с уверенностью датировать как принадлежащее этому периоду. Дата его смерти 6 февраля 897 года. Православная Церковь почитает его как святого.

В последующие годы раскол между Востоком и Западом отсчитывался от Фотиевой схизмы. Несомненно, Фотий поощрял растущее самосознание в греческой церкви не только описанием богословских различий между двумя церквями, но и своими гуманистическими и научными трудами.

Сохранилось множество его писем, поучений, догматических и полемических работ. Его главные труды: Мириобиблион (Библиотека), собрание отрывков из 280 томов классических авторов, которое содержит множество цитат из утерянных греческих сочинений; Лексикон для помощи в чтении произведений старых авторов; Номоканон, собрание актов и указов соборов и церковных законов императоров.

После этого серьезного скандала союз более или менее был восстановлен, но едва просуществовал до 1025-30 годов. В этот период вопросы, поднятые Фотием, были почти забыты. Разногласия, конечно, имелись, но они происходили по другим причинам.

Великий раскол между Западом и Востоком – свершившийся факт

Михаил КеруларийКогда Михаил Керуларий взошел на патриарший престол (25 марта 1043 г.), папство переживало самый печальный период в своей истории. Папы ничего не делали, кроме как избирались, свергались, или их убивала та или иная фракция. С 901 по 1059 год на пятнадцать патриархов Константинополя пришлось сорок пап. В начале патриаршества Михаила Керулария положение Римской церкви находилось в ужасающем состоянии.

В 1044 году было два папы; в 1045 – три; в 1046 году немецкий император Генрих III сверг трех существующих пап и заменил их Климентом II (второй Папа немецкого (германского) происхождения). Его понтификат не продлился и года. Выдвигались разные гипотезы о внезапной смерти, которая застала Климента 9 октября 1047 г. в монастыре Святого Фомы близ Пезаро.

Михаил Керуларий предпринял попытку возобновить отношения в связи с проектом политического союза между Папой и «басилевсом» против норманнов в южной Италии, но безуспешно. Он вернулся к полемике против латинских обрядов и обычаев, которую инициировал Фотий. Представителем Константинополя в богословских дискуссиях со священнослужителями, представляющими Папу Римского, был Лев Охридский. Патриарх Константинопольский Михаил I Керуларий через архиепископа Охридского написал папе письмо, осуждая использование пресного хлеба и поста в Латинской церкви. По его приказу все латинские церкви в Константинополе были закрыты, прекращено поминовение папы в диптихах.

Папа Лев IX направил в Константинополь делегацию во главе с кардиналом Умберто Бельмонте для переговоров с Патриархом Михаилом Керуларием в ответ на его действия в отношении церквей латинского обряда в Константинополе. Он был хорошо принят императором Константином IX Мономахом, который стремился прийти к взаимопониманию. Но между пылким кардиналом-легатом, яростно защищавшим верховную власть Святого Престола, и проницательным и гордым патриархом взаимопонимание было невозможным. В конце концов, папские легаты положили на алтарь Святой Софии буллу, которой патриарх Михаил Керуларий отлучался от церкви (16 июля 1054 года, когда Лев IX уже умер, 19 апреля 1054 года), что представляло крайне серьезное действие, учитывая последствие, и стало прелюдией к окончательному разрыву между Латинской и Греческой церквями. В ответ Михаил отлучил легатов.

Разделение христианства на католичество и православие: все церкви, зависящие от Константинопольского патриарха, несомненно, были втянуты в раскол, и мелкитские патриархи Александрии, Антиохии, Иерусалима, тяготевшие больше к Константинополю, чем к Риму. Константинопольский Патриарх также утверждал, что обладает истинной юрисдикцией над другими патриархами Востока, по крайней мере, в смысле права вмешиваться в чрезвычайные дела, чтобы решительно противостоять Римской церкви, которая в его глазах была всего лишь западной церковью. Требования поддержал византийский император, который был полностью заинтересован в обеспечении беспрецедентного места для Константинопольской церкви, находившейся под его опекой.

Падение Восточной Римской империи (1453 год) понизило престиж Константинопольского патриархата, что подтолкнуло духовенство и верующих в других государствах к созданию независимых церквей. Теория власти Константинополя над всем Востоком уступила место современной теории «автокефалии». Первые патриархаты были расчленены, а на Востоке после 9 века не собирался ни один Вселенский собор. Патриарх Константинопольский был допущен к предоставлению автокефалии в части своей паствы, сохранив только первенство чести перед главой новой церкви, которая, в свою очередь, могла предоставить автокефалию на том же условии.

Святейший синодМосковский митрополит – первый, кто добился от Константинопольского патриарха возведения своей церкви в сан патриархата (1589 год). Правда Петр Великий подавит этот статус, заменив его Святым Синодом. Патриархат был восстановлен с революцией 1917 года. Русская церковь подверглась преследованию со стороны большевиков, и патриарх Тихон, умерший в 1925 году, был заменен в своем титуле преемником только в 1943 году, когда обстоятельства в связи с войной потребовали более гибкого отношения режима к епископату.

Патриарх Константинополя и главы других византийских церквей в 1922 году признали законность англиканских хиротоний, часто принимали участие в протестантских церемониях, отправляли делегатов на унионистские конференции.

Эволюцию византийской экклесиологии, когда христианство разделилось на католичество и православие, можно описать следующими положениями. Церковь Константинополя никогда не хотела полностью изолировать себя от церкви Рима и оставила бы ей первенство чести, «если бы папство удовлетворилось этим».

Однако патриархат негативно переносил вмешательство папы в свои дела, считая, что патриархальный престол оценивается только Вселенским собором. То есть правильный путь определяет глубокие причины раскола в противоположности между требованием епископа Рима осуществлять гегемонию над всей церковью и противоположным требованием коллегиального управления и, прежде всего, вмешательства императора в религиозные вопросы.

Четвертый крестовый поход – разрушительные последствия в отношениях между католиками и православными христианами

Некоторые историки относят раскол к разным годам и событиям. В частности, 1204 год – разграбление крестоносцами Константинополя, и 1472 год, когда Восточная Церковь отклонила Флорентийский собор по случаю Синода, созванного Дионисием I Константинопольским.

Два мира оказываются настолько разделенными, когда святые места, связанные с жизнью Иисуса, попадают в руки азиатов, обращенных в ислам, которых на Западе будут называть «сельджуками». Это станет поводом для заново открытого единства христиан. Константинополь обращается с просьбой о помощи против неверных к епископу Рима. Католический папа Урбан II в Клермоне апеллирует к христианским принципам. Вскоре формируется экспедиция, которой удастся отвоевать Иерусалим от мусульман. Так начался сезон крестовых походов.

Однако земли, отнятые у мусульман, не возвращаются в Константинополь: рождаются королевства крестоносцев. В Европе строят планы завоевания последних остатков Romanitas, и первыми выступают норманны, которые из своего нового королевства на юге Италии стремились создать великую средиземноморскую империю. Эта идея была поставлена под сомнение, как во время второго, так и третьего крестового похода, когда Фридрих Барбаросса собирался атаковать Константинополь перед лицом отказа византийского императора Исаака Ангела предоставить свободный проход в Святую Землю.

В 1187 году мусульмане во главе с Салахом ад-Дином отвоевали Иерусалим и большую часть земель восточно-латинских королевств. Епископы Рима, начиная с Григория VIII, пытаются объединить христиан для отвоевания Гроба Господня. Третий крестовый поход заканчивается соглашением о свободном паломничестве христиан без оружия в Святую Землю, но Иерусалим остается под контролем мусульман.

Однако наиболее серьезная угроза исходила от сына Барбаросы, Генриха VI, который сделал притязания на трон Византии центром своей политики, и, казалось, собирался перейти от слов к делу, но внезапно скончался в 1197 году, развязав немотивированный энтузиазм в императорском дворе.

Иннокентий III, взошедший на папский престол, подтверждает претензии епископов Рима к империи, требуя защиты сына императора Генриха VI, Фридриха, и привилегии коронации императора. Он пытается составить схему раскола 1054 года, но претендует на навязывание примата папы римского.

Крестовый походОн продолжает «Северные крестовые походы», начатые его предшественником Целестином III, и объявляет крестовый поход для отвоевания Гроба Господня. Крестовый поход покидает Венецию в 1202 году. Венецианцы предоставляют морскую мощь армиям крестоносцев. Вместо того чтобы стремиться к отвоеванию Гроба Господня, крестовый поход направляется в Задар, а затем – прямо в сердце Византийской Империи. Призванные Исааком II Ангелом, который считает себя законным басилевсом, против узурпатора Алексея III Ангела, крестоносцы разграбляют Константинополь и разрушают остатки Восточной Римской империи.

Папа Иннокентий III, который уже отлучил от церкви весь крестовый поход, решительно осудил это действие. Трагические события 1204 года воздвигли железную дверь между римско-католическими и греко-православными верованиями. По ужасной иронии, крестовые походы, рожденные желанием католиков воссоединиться с православными, разделили их, возможно, безвозвратно.

Основные причины разделения церквей

В основе раскола лежало два спора. Первый касался папской власти. Римский папа утверждал свою власть над четырьмя патриархатами – Константинопольским, Александрийским, Антиохийским и Иерусалимским. Вместе с Римским патриархатом они образовали пентархию. Они соглашались предоставить патриарху Рима первенство на почетных условиях, но власть его могла распространяться только на западных христиан.

Второй спор касался теологической сферы – знаменитый вопрос о филиокве в Никео-Цареградском Символе веры, принятом Никейским собором в 325 году: исходит Святой Дух только от Отца или Отца и Сына? Разногласия между Римско-католической церковью и Восточно-православной традицией стали происходить из-за добавления слова филиокве «и (от) Сына».

Другие причины имели отношение к вариантам некоторых литургических обрядов, противоречивым требованиям юрисдикции, также политическим вопросам. Фактически, Церковь разделялась по доктринальным, теологическим, лингвистическим, политическим и географическим признакам.

С момента Великого раскола Восточная Церковь приняла название Православная, тем самым желая показать свою верность доктринальным определениям древней Церкви, в то время как Римская Церковь определила себя как католическая, то есть универсальная.

В 1274 году, на втором Лионском соборе, и в 1439 году, на Базельском соборе, предпринимались попытки примирения, но они не увенчались успехом. Дальнейшие попытки примирения также терпели неудачу, а со временем многие первоначально православные церковные общины сменили юрисдикцию и стали называться католическими церквями восточного обряда (восточнокатолические церкви).

Примирение состоялось в 1965 году, и главными действующими лицами выступили Папа Павел VI и Вселенский Патриарх Афинагор.

Различия в традициях и обрядах в православной и католической церкви

Хотя в целом Православная церковь оставалась ближе к первоначальному христианству, со временем в обеих церквях сложились разные традиции, которые выражаются в обрядах, литургии и правилах богослужения. Что наиболее очевидно при входе в православный храм, так это мистическая атмосфера, в которой сочетаются повторяющиеся молитвы, игра света свечей и символика икон.

  • Примат ПапыДля католиков фигура Папы представляет наибольшую значимость, авторитет, который играет роль наставника или наместника Христа на земле. Этот статус «унаследован» апостолом Петром, который был назначен главой апостолов Иисусом; ему он также поручил пасти стадо и, следовательно, руководить своей церковью. Православные не признают первенства Папы, не считают его наместником Христа на земле. Православные находят, что Папа имеет значение патриарха Запада, в значительной степени он играет представительную роль.
  • Для католиков вера в Непорочное зачатие – догма, устанавливающая полное отчуждение Девы Марии от первородного греха с момента ее зачатия, потому, что Бог постановил, что Христа должно носить в утробе безгрешное создание. Православные отвергают эту догму, утверждая, что Дева Мария была зачата с первородным грехом, как и все люди, но она была очищена, когда зачала Иисуса. Более того, для православных – вознесение Девы Марии на небо не обязательная истина, как для католиков.
  • По мнению католиков, помимо рая и ада есть третье место, чистилище, куда души направляются после смерти физического тела. Согласно католической доктрине, они должны пройти период страданий, которые заставили бы их искупить часть своих грехов. Поступая так, они очистятся и получат доступ на небеса. Православные же, напротив, верят, что душа после смерти тела должна встретить Бога с «демонами небесными», чтобы быть искушаемыми и осужденными. Такие испытания, согласно православному учению, легко преодолеть человеку, который в течение своей земной жизни любил Бога и жил святой жизнью.
  • Чем отличается католицизм от христианства православного? Католическая церковь использует григорианский календарь с 1582 года (введенный папой Григорием XIII), в то время как среди некоторых православных до сих пор преобладает юлианский календарь (солнечный календарь, введенный императором Юлием Цезарем в 46 году до нашей эры). Таким образом, некоторые православные церкви и католические церкви восточных обрядов празднуют Рождество 7 января (по григорианскому календарю это 25 декабря).
  • Разница в датах двух календарей также объясняет, почему Пасха празднуется (как правило) в разные дни. Для католической церкви Пасха приходится на воскресенье после первого весеннего полнолуния, то есть после 21 марта. Следовательно, это всегда между 22 марта и 25 апреля, до следующего полнолуния. Россия будет отмечать православную пасху в воскресенье 2 мая 2021 года, в воскресенье 24 апреля 2022 года, в воскресенье 16 апреля 2023 года…
  • Чем отличается христианство от православия? В то время как католическая церковь в основном практикует крещение излиянием (вода льется на лоб человека), православная церковь крестит через погружение. Православная религия осталась верна традиции с момента появления Евангелия в этом ритуале, который символизирует полную приверженность Христу и акт «облечься во Христа».
  • Различие в способе креститься: православные крестятся тремя пальцами правой руки (большим, указательным, средним), касаясь лба, груди, правого плеча и затем левого плеча. Нынешняя практика католиков креститься слева направо была навязана во время крестовых походов, но никто не представил никаких конкретных объяснений для этого изменения.
  • Если католицизм вводит безбрачие (это правило было введено в 11 веке, но не является догмой), православные священники могут вступать в брак и иметь детей. Однако они должны быть женаты до своего рукоположения (священник, если рукоположен в целомудрии, остается целомудренным всю свою жизнь). Только епископы обязаны соблюдать целибат. Согласно предписаниям пастырских посланий, священник должен быть мужчиной «одной женщины», а разводящийся священник низводится до мирянина.
  • Для Евхаристии каждый православный, верный традиции, использует квасной хлеб, в то время как католики – пресный хлеб (пресный).

В принципе главное, в чем могут отличаться православные от католиков – вопрос филиокве, догмат о Троице. Для первых христиан, следовательно, и для православных Святой Дух исходит от отца. Католическая церковь добавила сына, указав, что Святой Дух исходит от отца и сына. Протестантская церковь, не признающая ни одного святого, не говоря уже о Марии, представляет самое большое отличие от этих двух церквей.

Начало протестантской Реформации

Торговля индульгенциямиВ 1517 году Папа Лев X объявил полную индульгенцию – выкуп всех наказаний для тех, кто вместо того, чтобы отправиться в паломничество по святым местам внесет денежное пожертвование на строительство базилики Святого Петра. Интерпретируя эту инициативу, как еще одно злоупотребление римской церкви Лютер выразил протест, положив начало протестантской Реформации.

Хотя настоящими двигателями гигантского бизнеса индульгенций были Фуггеры – крупнейший купеческий и банкирский дом Германии (Аугсбург), между 1500 и 1550 годами обладавший беспрецедентной экономической и политической властью. Возможно, только Медичи из Флоренции обладали таким богатством, но они не достигли того господства, которое имели Фуггеры в международной торговле и финансах того времени. Фуггеры могли сами решать вести войну или заключать мир, от их денег зависело, кого выберут императором, они финансировали Швейцарскую гвардию, частную армию Папы.

Индульгенции

Практика индульгенций использовалась в течение нескольких столетий и была своего рода освобождением от наказаний, которые ожидали верующего в Чистилище. Папа даровал его верным, искренне раскаивающимся, желающим совершить особые покаяния (паломничества, милостыни, достойные дела). «Скидка», предлагаемая этими сертификатами снисходительности, была пропорциональна сумме денег отданной церкви. Тот, кто заплатит определенную сумму, получал письменный документ (живые напрямую, умершие через живых родственников). Таким образом, люди состоятельные, несмотря на их пороки и серьезные грехи, легко могли очистить свою совесть.

Согласно католической церкви, грех состоит из «вины» и «наказания». Вина отменяется таинством покаяния, но наказание необходимо, чтобы удовлетворить оскорбленную грехом божественную справедливость. Следовательно, необходимы «доказательства», подтверждающие фактическое покаяние. Например, вора попросили вернуть украденные вещи или пожертвовать эквивалентную сумму на благотворительность. Если у него ничего нет, то требовалось совершить паломничество к святым местам или его временно отлучали от церкви.

Индульгенции – «декреты об амнистии», написанными Папой на основе так называемой «сокровищницы заслуг» Христа и Марии, которые дали людям больше, чем им нужно для спасения души. «Сокровищницу заслуг» могли заполнять для Церкви также великие святые и самые набожные верующие, чье величие, по мнению Церкви, превышало наказания, которые они заслужили за свои грехи. Благодаря «избытку» заслуг или добрых дел церковь считала себя вправе уменьшать или даже отменять наказания грешника (при жизни или в Чистилище).

Кающийся мог считать себя полностью оправданным перед Богом только за то, что совершил акты покаяния (христианство фактически утверждает, что спасение – это «дар Божий» и что единственная «заслуга» верующего заключается в принятии этого дара). Римская церковь собирала большие суммы денег, посредники, распределявшие индульгенции, требовали часть «прибыли». Те, кто отказывался от этого обычая, считались «плохими» верующими, почти еретиками.

Обычно деньги, собранные посредством индульгенций, имели определенную цель: например, строительство церкви или монастыря. Папа обычно получал не более трети от всей суммы, если все шло хорошо, то половину. Во-первых, нужно было заплатить тем, кто все организовал, и тем, кто собирал деньги. Существовали налоги, разрешения и даже взятки: «скидки» были сложным и дорогостоящим делом, и его нужно было тщательно подготовить.

Князья, графы и маркграфы, кардиналы и архиепископы территорий, на которых продавались индульгенции, имели свою гарантированную долю. Даже банк, который собирал деньги и в конечном итоге отправлял их в Рим, сохранял для себя кусок, а нередко какие-то деньги исчезали вследствие запутанных махинаций. Но даже из тех 30-50%, которые, наконец, «добирались» до Рима, приходилось прокормить много ртов, прежде чем остаток можно было вложить в официально заявленную цель.

Предпосылки Реформации

ФуггерыФуггеры, представлявшие самого могущественного союзника папы к северу от Альп, были ревностными католиками: Якоб Фуггер, глава экономической империи, купил себе и своей жене несколько лет «скидки» на возможное пребывание в Чистилище. Это было похоже на то, как если бы он видел в церкви своего рода страховую компанию для будущей жизни: он платил страховые взносы, чтобы ограничить любой посмертный ущерб. Но участие Фуггеров в вопросе индульгенций, конечно, не ограничивалось лишь «частным» аспектом. Якоб Фуггер заработал больше денег, чем любой другой из его конкурентов на Западе, в сказочном бизнесе индульгенций.

Аугсбургский купец Иоханнес Цинк – необычная фигура, даже для коррумпированного периода начала Возрождения. Он работал в компании Фуггеров с конца 15 века и руководил ее филиалом в Риме с начала 16 века. Хищение, коррупция, вымогательство и взяточничество – не только часть его повседневного бизнеса, это его страсть, поскольку он сразу понял, что заполнение карманов честным путем невозможно. Контролируя необходимый поток денег, он привлекал в орбиту своего внимания самых влиятельных и могущественных церковных деятелей, и сам вскоре достиг огромной власти и накопив большое состояние.

Осенью 1511 года пожар уничтожил собор в Констанце. Иоханнес Цинк просит разрешения папы Льва X организовать кампанию продажи индульгенций в южной Германии, чтобы иметь возможность восстановить собор. Поскольку Фуггеры заверили, что покроют все расходы на кампанию, папа согласился. Но документ, которым папа призвал к сбору денег, отправили не в Констанцу, место бедствия, а в Аугсбург, штаб-квартиру Фуггера.

Банкиры передали его каноникам Констанцы только тогда, когда те пообещали оставить им половину дохода. Щедрый гонорар для банкиров Аугсбурга, естественно, уменьшил бы сумму денег, доступную для реконструкции собора. Но у Якоба Фуггера уже было готовое решение: через Иоханнеса Цинка он получает разрешение от папы расширить территории для сбора денег и, таким образом, увеличить сумму на реконструкцию собора (понятно, что с эффектом увеличения добычи и для Фуггеров).

А поскольку все шло так хорошо, Фуггеры всегда придумывали новые причины просить еще больше поблажек, которые сразу же получали: на строительство или реконструкцию больниц, церквей и монастырей в Виттенберге, Страсбурге, Нюрнберге, Вене, Трире, Ингольштадте и во многих других городах. Страх перед Чистилищем оказывался все более и более выгодным делом для казны Фуггеров.

Альбрехт Бранденбургский30 августа 1513 года Альбрехт Бранденбургский, князь Гогенцоллернов, был назначен архиепископом Магдебурга. Через неделю один из его братьев стал администратором епископства Хальберштадт, Саксония. Но для двух назначений требовалось одобрение Папы, а это представляло большую проблему. Назначения предполагали объединение двух епископств в руках Гогенцоллернов, что существенно усиливало их политическую власть. Многие считали невозможным одобрение Римской церкви.

Решение, как и во многих других подобных случаях, было предложено Фуггерами. После трудных переговоров, проведенных Иоганном Бланкенфельдом, представителем Гогенцоллернов, как обычно вмешался Цинк и направил огромную сумму в 1079 золотых дукатов в Ватикан. Как следовало ожидать, обретение высокой должности для очень молодого Альбрехта фон Бранденбурга (23 года) больше не представляло проблемы. Бланкенфельд был родственником семьи Фуггеров, и, безусловно, помог в этом деле.

Делегация Гогенцоллернов еще не вернулась домой, когда архиепископ Майнца скончался 9 февраля 1514 года, и самое большое и престижное архиепископство Германии того времени стало доступным для торга. Альбрехт Бранденбургский увидел в этом огромный шанс: еще больше укрепить свою власть. Но тут потребовалось бы намного больше денег.

Предшественник на троне Майнца (епископ был также политическим главой епископства) потратил 21 000 флоринов на покупку должности, деньги, которые должны были быть уплачены его подданным. Но принц Гогенцоллернов обыграл своего конкурента Людвига Пфальцского: те, кому предстояло избрать нового архиепископа Майнца, выбирали того, кто слаще обещает и более щедр в финансовом отношении.

Но нужно было снова одобрение Папы, а на этот раз и одобрение императора Карла V. 29 000 флоринов, которые Фуггеры предоставили Гогенцоллернам для смягчения неизбежного сопротивления Рима, отвергли с презрением. Было сказано, что ни папа, ни император не смотрят благосклонно на такое накопление титулов и власти. Но делегация Гогенцоллернов, а вместе с ними, конечно, и Фуггеры, которые на этот раз пожелали остаться анонимными – не сдавались.

Переговоры длились в течение 2 месяцев, предлагали все больше и больше денег. В конце концов, папа уступил и предоставил все титулы и полномочия, о которых просил Альбрехт Бранденбургский. Он вернулся домой с таким сенсационным соглашением, что его содержание долгое время держалось в секрете, чтобы не спровоцировать восстания других князей и епископов Священной Римской империи.

Бухгалтеры Фуггеров скрупулезно фиксировали все расходы до последней копейки. В конце концов, вышла изрядную сумму в 48 236 золотых дукатов (в сегодняшнем эквиваленте 9 миллионов евро), которая ушла на взятки и различные расходы. Фуггеры авансировали эти деньги и, конечно, не сделали бы этого, если бы не предвидели реальной возможности не только вернуть огромную сумму, но и хорошо заработать.

После еще 4 месяцев напряженных переговоров в Риме, 30 марта 1515 года Лев X поручает Альбрехту монополию на управление эксклюзивной продажей индульгенций в течение 8 лет, после оплаты предложения за собор Святого Петра, позволяя ему оставить половину вырученных от продажи денег для выплаты ссуды Фуггерам. Все другие индульгенции, которые уже применялись в то время от имени других менеджеров, немедленно прекращались. Это было кодифицировано на следующий день, 31 марта, выпуском буллы Sacrosancti Salvatoris et Redentoris.

Исключены были только территории, на которых Фуггеры уже начали аналогичные кампании (как кампанию за собор в Констанце). Как делегации Гогенцоллернов удалось добиться такой невероятной возможности от папы? Конечно же, благодаря деньгам. Искусный Цинк обещал папе половину дохода, хотя до этого времени папа получал только треть выручки от продажи индульгенций.

Из той части, которая оставалась у Альбрехта, выплачивались долги Фуггерам. Они имели право контролировать назначенными по собственному усмотрению комиссарами надлежащее ведение торговли, чтобы не потерять ни цента. Так началась печально известная кампания продажи индульгенций, которая вызвала гнев Мартина Лютера и в конечном итоге положила начало протестантской Реформации.

Официально вся кампания называлась «Юбилейная индульгенция по финансированию строительства собора святого Петра в Риме», и часть денег (конечно, гораздо меньше половины) была использована для этой цели. Но настоящая причина этой гигантской кампании носила гораздо менее благородный характер. В конце концов, в карманы Фуггеров вернулась вся сумма аванса, плюс 5% процентов (чистый доход), который бухгалтеры Фуггеров точно записали в свои книги. И можно быть более чем уверенным, что кое-что осталось не на официальных счетах аугсбургских банкиров.

Иоганн ТецтельАльбрехт посылает немецкого монаха Иоганна Тецтеля на территорию, находящуюся под юрисдикцией своего архиепископства, чтобы предать гласности индульгенцию. Монах переходит из города в город, на улицах и в церквях он уверяет верующих христиан, что для покупки святого милосердия в пользу умерших достаточно денег, независимо от раскаяния в грехах; это то, что резюмируется во фразе, используемой как припев: «Как только зазвонит монета, брошенная в ящик для подаяний, душа улетает прочь из Чистилища».

Тезисы Лютера

Историческая фраза, поскольку Мартин Лютер ссылается на нее 31 октября 1517 года в двадцать седьмом из своих 95 тезисов, в которых он говорит, что покаяние, необходимое Христу для прощения грехов, включает только внутреннее раскаяние, и что сакраментальное исповедание не нужно. В «Тезисах» он выступает против злоупотребления индульгенциями и, особенно против коммерческой торговли ими.

Он утверждал, что индульгенции побуждают христиан избегать истинного покаяния и сожаления о грехе, полагая, что они могут отказаться от него, получив индульгенции. По словам Лютера индульгенции отговаривают христиан от оказания помощи бедным и совершения других актов милосердия. Лютер передал тезисы нескольким знакомым, которые вскоре опубликовали их и, таким образом, сделали предметом общественного обсуждения по всей империи.

Архиепископ ответил 122 антитезами, написанными Конрадом Вимпина, деканом философского факультета в Лейпциге, на что Лютер опубликовал проповедь о благодати и снисходительности; затем Тецель составил 50 тезисов, контрастирующих с тезисами Лютера.

Выводы Лютера

В кулуарах этой полемики в Риме с января 1518 года обсуждается Лютер, и Папа Лев X открывает процесс против восставшего монаха. Мартину Лютеру посылается булла с просьбой отказаться от его заявлений, но он в ответ публично сжигает буллу. 3 января 1521 года его отлучают от церкви. Однако торговля индульгенциями, независимо от Альбрехта Гогенцоллерна и Мартина Лютера, традиционно остается связанной с Львом X, настолько, что ему приписывают публикацию тарифного списка для получения прощения грехов.

Лютер пришел к выводу, что работа, поступки, личные заслуги недостаточны, чтобы спасти себя. Для этого нужны две вещи: воля Бога и вера человека. Человек оправдывает себя верой и благодатью. Он может делать «добрые дела», но по личной инициативе, а не потому, что он связан каким-то законом или обычаем.

Второй вывод Мартина Лютера в том, что если дела бесполезны, поскольку достаточно веры в Божью благодать, то для познания этой благодати достаточно прочитать Библию (которую он перевел на немецкий язык). Таинства, традиция церкви, магистериум не могут относиться к тому, что имеет спасительное значение, а только символическое (таинства), ориентировочное (традиция), практическое (магистериум). Нет ничего, что могло бы иметь связывающую силу для совести верующего. Верующий один перед Богом, неуверенный в своей судьбе. Если он будет спасен, только потому, что он был предопределен.

В чем разница между католиками и протестантами?

Мартин ЛютерФундаментальное различие заключается в принципе, установленном Лютером «sola scriptura», учитывается «только Писание». Одна из целей католической церкви – толкование Библии для верующих. Лютер выступал за прямой доступ каждого к тексту Священного Писания и толкование по совести, а не под руководством священника.

Католическая церковь во время Второго Ватиканского Собора признала доступ всех к библейскому тексту. Но она отвергает (чтобы, якобы, избежать возможных крайностей фундаментализма) интерпретацию на усмотрение каждого человека. Отсюда все католическое здание, опирающееся на Папу, апостольское преемство между Папами, которые предоставляют право совершать таинства через рукоположенные служения, а также власть магистериума, статус священников и характер совершаемых таинств.

Таким образом, католическое таинство Евхаристии представляет «реальное присутствие» Христа, и является лишь символическим присутствием для большинства протестантов. Таким же образом оспаривается девственность Марии и поклонение святым.

Еще одно различие между этими двумя христианскими семьями – вопрос о вечном спасении. Лютер утверждал, основываясь на писаниях апостола Павла, что только жертва Христа, раз и навсегда, позволила искупить первородный грех, запечатав Новый Завет между Богом и людьми. Это было частично принято католической церковью, которая всегда настаивала на добрых человеческих делах, чтобы способствовать личному спасению. В 1999 году между протестантскими церквями и католической церковью было достигнуто богословское соглашение по этому вопросу – «добрыми делами посредством веры».


Автор: Элла Михайленко

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here