Посреди Тихого океана лежит остров, не похожий ни на один другой в мире. Голландские мореплаватели дали ему название острова Пасхи, когда обнаружили его в 1722 года в пасхальное воскресенье. То, что они увидели, с той поры очаровывает и интригует весь мир – гигантские каменные статуи, возвышающиеся над ландшафтом острова.

Характеристики острова Пасхи (Рапануи)

Остров Пасхи – небольшой (164 квадратных километров) изолированный остров в юго-восточной части Тихого океана. Находится примерно в 3500 км от Южной Америки и почти в 2000 км от ближайшего обитаемого из островов Питкэрн. Он представляет одну из трех границ Полинезийского треугольника вместе с Гавайями и Новой Зеландией, в то время как Таити и Самоа расположены внутри этого треугольника. Карта показывает, что его можно считать частью Океании, хотя остров Пасхи – это территория Чили. Страна аннексировала остров Пасхи в 1888 году.

Расположение острова

Голландский исследователь Якоб Роггевен назвал его «остров Пасхи», когда увидел 5 апреля 1722 года – это была Пасха. Бороздя Тихий океан, он искал призрачное место, известное под названием «Земля Дэвиса».

Половина из 8000 человек, населяющих остров – чилийские иммигранты. Другая половина – современные потомки первых полинезийских поселенцев. Они называют остров и себя Рапануи (Большой Рапа). В 2017 году чилийское государство передало им контроль над национальным парком, где расположены моаи на острове Пасхи и другие археологические памятники. Парк занимает более 40 процентов острова.

Рапануи представляет один из самых впечатляющих случаев строительства доисторических памятников. Сколько статуй на острове Пасхи? Всего за 500 лет, с 13 века и до контактов с европейцами в 1722 году, островитяне (рапануи) построили более 300 мегалитических платформ (аху) и около 1000 многотонных антропоморфных статуй (или моаи, как называются статуи на острове Пасхи).

Достижения рапануи представляются еще более впечатляющими, если учесть экологическую маргинальность острова, включая низкое и непредсказуемое количество осадков, бедные питательными веществами почвы, отсутствие крупных коралловых рифов или обильных источников поверхностной пресной воды. Им не только удалось выжить в ограниченном ресурсами и изолированном месте, но и коллективно изготовить мегалитические платформы и каменные статуи острова Пасхи.

Экология острова в значительной степени ограничивала варианты существования, доступные жителям острова до контактов с европейцами. Многие антропологи считают эти экологические ограничения ключевым фактором появления памятников на Рапануи, как их роль в качестве адаптивной реакции на экологическую неопределенность или как сигналы территориального контроля над ограниченными ресурсами.

  1. Остров образовался из вулканической породы около 3 миллионов лет назад. Над ландшафтом доминируют три потухших щитовых вулкана (Рано-Кау, Теревака и Поике). Теревака (Рано-Арои) находится на высоте чуть более 500 метров над уровнем моря, поэтому остров расположен относительно низко и не имеет врезанных долин, характерных для других островов Тихого океана.
  2. Климат на Рапануи сезонный, учитывая субтропические широты. Здесь ветрено и выпадает относительно небольшое годовое количество осадков, примерно 600–2000 мм/год.
  3. Палеоэкологические исследования демонстрируют некогда обширный пальмовый лес. Но за период оккупации человеком остров лишился леса, вследствие комбинированного воздействия – расчистки земель для сельского хозяйства и инвазивного вида – тихоокеанской крысы.
  4. По сравнению с другими частями Полинезии, почвы Рапануи чрезмерно дренированные, выщелоченные и бедные доступными питательными веществами. Хотя внутри вулканических кратеров есть пресноводные озера, учитывая пористую природу подстилающего субстрата, на острове отсутствуют источники поверхностной пресной воды, обычные для других островов.
  5. Поскольку Рапануи круто поднимается со дна океана, морская среда также относительно бедная.

Никто точно не знает все количество археологических памятников на острове, но это место похоже на мировой музей под открытым небом, постоянно подвергающийся воздействию солнца, ветра и дождя.

История Рапануи

АборигенКоренные жители острова Пасхи, рапануи, пережили, возможно, самые увлекательные и вместе с тем драматические события в истории человечества. Недавние исследования, включавшие радиоуглеродные датировки ископаемых остатков исчезнувшей вследствие вырубки пальмы (Paschalococos disperta), предполагают, что остров был колонизирован не ранее 13 века.

Археологи собрали доказательства в пользу того, что первые поселенцы прибыли с другого полинезийского острова, но нет единого мнения относительно какого именно. И как они вообще нашли это место, намеренно или случайно, – еще один нерешенный вопрос.

История Рапануи в основном делится на три периода:

  • эпоха моаи;
  • культ птицечеловека (тангата ману);
  • время колонизации.

Хотя точная общая хронология памятников Рапануи полностью не установлена, радиоуглеродное датирование показывает, что возникновение мегалитических платформ острова, известных под общим названием аху, вероятно, началось вскоре после колонизации острова.

Согласно устной традиции, рапануи прибыли с мифического острова под названием Хива под предводительством Хоту Матуа, их первого арики («короля»). Согласно археологическим исследованиям, происхождение этой этнической группы из Полинезии, возможно, с Маркизских островов. Недавние теории постулируют, что остров Рапа-Ити (Малый Рапа) и есть мифическая Хива.

Общество рапануи, которым управляли арики, заявлявшие о своем прямом происхождении от богов, было разделено на племена и характеризовалось сильным социальным расслоением. Каждое племя занимало территорию с прибрежной полосой. Большая часть населения жила внутри острова, рядом с сельхозугодиями.

Сельское хозяйство и рыболовство были единственными средствами выживания. Рапануи зависели от таких сельскохозяйственных культур, как сладкий картофель, ямс, таро, банан, сахарный тростник. Анализ растительных микрофоссилий почв и зубного камня человека показывает, что сладкий картофель был основным источником питания.

Сладкий картофель, ямс и таро выращивали в садах из каменной мульчи. На землю помещали базальтовые гальки, булыжники и валуны для добавления питательных веществ, улавливания влаги и защиты растений от ветра и прохладных температур. Бананы и сахарный тростник выращивали в небольших вольерах с круглыми стенками (манаваи). Белок был доступен от домашней куры, малой крысы и, возможно, диких птиц.

Рыбу ловили в сети, на удочку с использованием каменных, костяных и деревянных рыболовных крючков. Также практиковалась прибрежная добыча осьминогов, крабов, омаров и морских ежей. Хотя морские ресурсы Рапануи ограничены по сравнению с другими полинезийскими островами, тем не менее, они составляли важную часть системы жизнеобеспечения.

На побережье островитяне основали религиозные, политические и церемониальные центры и поклонялись почти обожествленным предкам, представленным моаи.

Аху, церемониальный центр острова Пасхи

Аху – производная форма ритуальной архитектуры, которая встречается в других местах Восточной Полинезии.

Религиозные верования и власть правящих классов в Полинезии, как и во многих других цивилизациях мира, положили начало строительству монументальных сооружений. Эти архитектурные ансамбли называются мараэ. Это слово полинезийского происхождения, которое описывает открытое и чистое пространство, используемое в качестве места для встреч.

Мараэ состоял из прямоугольной площади, иногда вымощенной и полностью обнесенной стенами, и площадки из продолговатых камней на одном конце. На нем могли находиться вертикальные плиты из камня или коралла или деревянные фигурки, изображающие предков или богов.

АхуПервые аху острова Пасхи, построенные полинезийскими поселенцами, были вдохновлены базовой архитектурой мараэ. Со временем конструкции эволюционировали, и приобрели отличительные черты. Центральная платформа включала наклонную плоскость в передней части (тахуа), вымощенную круглыми камнями (поро), и другие конструктивные и эстетические элементы, как боковые «крылья».

Слово аху обозначает весь монументальный ансамбль, но используется, в частности, для обозначения основного элемента – алтаря или церемониальной платформы, на которой размещены один или несколько моаи.

Ученый и исследователь Джо Энн Ван Тилбург утверждает, «археологические данные ясно показывают, что контроль натурального производства в сельском хозяйстве и морских ресурсах был тесно и прочно связан с типичной полинезийской схемой наследственных прав землепользования… Необходимость постоянно подтверждать эту собственность, поколение за поколением и в контексте растущего населения и меняющейся природной среды, похоже, было одной из движущих сил строительства аху, хотя, очевидно, существовали другие социальные и религиозные мотивы».

Аху – политические, социальные и ритуальные центры различных племен и кланов Рапануи. Здесь проходили любые важные собрания – церемонии, похоронные обряды вождей (арики) и высокопоставленных людей кланов, инициации, празднования урожая и раздачи еды.

У каждого племени был свой церемониальный центр вдоль береговой линии, откуда оно контролировало часть территории в направлении внутренней части острова. Люди, занимавшие важное положение в иерархии племени, проживали рядом с аху, в то время как остальные представители племени – внутри острова. Из этого можно сделать вывод, что аху и моаи исключительны только для определенного сословия населения острова.

  • В аху проводились похоронные обряды вождей, которыми руководил официальный священник «тимо». Его эмблемой была рапа (разновидность весла с двумя лопастями примерно 50 см с резными деталями, имитирующими человеческое лицо). Кремация простого населения острова проводилась за пределами аху.
  • Похороны высших слоев населения – важная церемония, включавшая несколько этапов. В первую очередь тело оборачивали в специальный саван (такапау) из волокна махуте (местного растения, похожего на папирус). Затем его размещали на пьедестал в передней части (тахуа) на шестах (ранго) в горизонтальном положении.
  • Тело оставляли на срок до 2 лет. Когда оно разложилось, священники отделяли остатки плоти от костей, которые помещали в погребальные полости аху (аванга) и засыпали камнями. На этих местах устанавливались соответствующие моаи.
  • Островитяне считали, что умершие обладали маной. Эта мудрость и жизненная энергия, воплощенная в авторитете правящего класса. Она защищала общину и обеспечивала хороший урожай и рыбный улов. Согласно легендам рапануи, после смерти важных членов племени, их мана перетекала в каменных гигантов и приносила пользу всему острову.

Большинство аху расположено вдоль побережья, ориентированного параллельно береговой линии. Платформы образуют почти непрерывную линию вокруг побережья, поскольку в среднем между ними расстояние менее километра. Иногда несколько аху сгруппированы вместе, относительно благоприятных локаций для поселения, вблизи заливов или подходящих мест для высадки.

Однако положение некоторых регулируется астрономическими наблюдениями для определения времени года, установления правил в сельском хозяйстве, рыболовстве и других областях повседневной и общественной жизни.

В древнем календаре рапануи начало года приходится на середину июня с зимним солнцестоянием, с уходом с небосклона Плеяд (Матарики на острове Пасхи) и два сезона года – зима (тонга) и лето (хора). Такие функции выполняют аху, расположенные внутри острова, Аху Акиви (к востоку от Рапа Нуи) и Хури А Уренга (недалеко от Ханга Роа).

Моаи

Истуканы моаиДля первых европейских путешественников зрелище огромных каменных фигур, безмятежно богоподобных, было почти невообразимо. Откуда на острове Пасхи статуи, как были сделаны моаи, учитывая условия каменного века в этом месте. Население острова было слишком малочисленным и казалось примитивным. «Мы вряд ли могли себе представить, как эти островитяне, совершенно незнакомые с какой-либо механической силой, могли поднимать такие колоссальные фигуры», – писал в 1774 году Джеймс Кук.

Остров Пасхи – откуда взялись статуи? Около 600 моаи разбросаны по всему острову, примерно 400 находятся в древнем карьере Рано Рараку вокруг жерла спящего вулкана. В карьере также находятся тысячи орудий для резьбы по камню.

Основываясь на раскопках, проведенных Ван Тилбург и другими археологами, также на анализе почвы и инструментов, найденных вокруг статуй, можно сделать вывод, что пик строительства моаи приходится на период от 1300 до середины 1400-х годов. Но моаи продолжали вырезать и после первых контактов с европейцами в 1722 году.

К сожалению, невозможно точно узнать или датировать камень с помощью углеродного датирования или других научных методов. Когда в 1914 году на острове проводилась первая археологическая раскопка, все моаи, кроме тех, что находились в карьере, были найдены лежащими на земле. Существует несколько теорий относительно того, как они очутились в таком положении. Некоторые статуи могли упасть случайно, другие – в результате землетрясения, часть намеренно опрокинуты во время боев между конкурирующими племенами.

Сегодня некоторые моаи видны лишь частично, только головы торчат из земли, тело же погребено вследствие природных воздействий на протяжении веков, но их можно откопать. На первый взгляд все моаи выглядят одинаково, но Ван Тилбург говорит, что нет двух одинаковых. Они разные по размеру и форме, выражению лица, у некоторых голова наклонена или слегка опущена, у других направлена в сторону.

Вообще типология моаи разнообразна, что отвечает за эволюцию дизайна, который со временем стал стилизованным и более декоративным. Факт то, что первые поселенцы принесли с собой традиции резьбы. Первые статуи вырезали из базальта, трахита и красного шлака, но затем предпочтение было отдано вулканической породе из карьера Рано Рапаку.

Сначала моаи были маленькими, с широкими головами и короткими ушами, но постепенно стиль изменился. Началось создание моаи с удлиненными туловищами и прямоугольными головами с длинными носами, тонкими губами и большими ушами. Многие моаи были украшены цилиндрическими «шапками» из красного шлака – пукао. Кроме того, с течением времени скульптуры увеличились до таких размеров, что, как считается, их невозможно было перевезти.

Статуи на постаменте

Моаи интересные факты:

  • Самый большой каменный истукан, известный как Те Токанга (Гигант), высотой почти 22 метра и весом не менее 250 тонн, никогда не устанавливали в вертикальное положение. Согласно островной традиции, этот огромный моаи предназначался для Аху Винапу.
  • Самый древний моаи на сегодняшний день Тукутури – противоречивый и загадочный образ острова Пасхи. Высотой 3,70 метра и весом около 10 тонн он обнаружен экспедицией Тура Хейердала в 1955 году. Тукутури расположен на одном из склонов вулкана Рано Рараку и обращен к Рано Рараку (остальные моаи отвернуты от него). Название переводится как «стоящий на коленях моаи», на самом деле моаи «сидит на корточках». Этот гигантский «житель» не похож ни на один другой моаи на острове. Голова округлая с пристальным взглядом, на подбородке есть бородка. Но главное, что у Тукурути вырезано все тело. Ноги согнуты назад, ягодицы опираются на пятки. Руки кажутся сложенными на бедрах, а не на животе, в позе, характерной для выражения благоговения в Полинезии. На самом деле фигура Тукутури больше похожа на тики, типичный для Полинезии тотем.
  • Внутри кратера был обнаружен моаи, похожий на Тукутури, известный как «Маленький Тукутури». Изваяние едва достигает 2 метров в высоту и сильно повреждено, хотя имеет округлые и натуралистические формы, как у «большого Тукурути» (но у него нет ног).
  • Средняя высота моаи – 4 метра. Однако на северном побережье острова был найден памятник высотой до 10 метров и весом почти 82 тонны.

Строитель моаи вырезал камень базальтовыми или обсидиановыми долотами. Считается, что группе резчиков могло потребоваться 2 года для обработки большого моаи. Сначала на лицевой стороне вырезали все детали, кроме глазниц. Затем высекали заднюю часть, чтобы отделить каменный идол от основной породы, установить его вертикально с помощью веревок и поместить в заранее подготовленные ямы.

Завершенная скульптура была готова к транспортировке к аху. Выдвигается много теорий о транспортировке моаи, и по-прежнему это загадка острова Пасхи. Как считает Ван Тилбург, их перемещали на санях-волокушах в горизонтальном положении и волочили по бревнам.

Для потомков тех, кто их построил, это больше, чем статуи из камня. Моаи – это бессмертные ветви древней родословной. Они, по представлениям коренных жителей острова, помогают им в жизни и направляют их. Моаи – и отдельные предки, и родословная от каждого предка. Хотя большинство моаи представляют мужчин (поскольку считается, что все вожди были мужчинами), примечательно, что существует примерно двенадцать моаи с женскими чертами (выраженная грудь, скульптурная вульва).

После того, как скульптура помещалась на постамент для моаи, вырезали глазницы, и в церемониальном ритуале помещали глаза, сделанные из белого коралла и красного шлака. С этого момента считалось, что мана моаи может проецироваться на племя.

Истуканы в цилиндрахНаконец, на его голову «одевали» огромный цилиндр из красного шлака (пукао). Значение пукао неоднозначно. С одной стороны, считается, что он представлял иерархию племени, с другой – символизировал длинные волосы, которые островитяне собирали в пучок.

Пукао

Украшение из красного шлака кратера Пуна Пау, которое можно называть «пукао», помещали на головы моаи на самых важных церемониальных площадок острова. Археологические исследования показывают, что пукао делали через некоторое время после создания статуй. Некоторые ученые предполагают, что работы по добыче в Пуна Пау начались, когда карьеры Рано Рараку уже были практически заброшены.

Всего известно около 100 моаи с пукао (70 из которых в окрестностях аху, 30 все еще лежат в карьере Пуна Пау). Вполне возможно, что захоронено больше объектов, которые предстоит раскапывать, или они встроены как переработанный строительный материал в сами церемониальные платформы. Поэтому общее количество вырезанных пукао трудно определить.

Несоответствие между количеством пукао и моаи объясняется тем, что «шапки» добавляли только к тем моаи, которые ставили на определенных церемониальных алтарях. Эти места выделялись сложной архитектурой, как Аху Нау Нау на пляже Анакена, Аху Ханга Теэ в Вайху, Аху Акаханга или Аху Тонгарики. Пукао еще больше усиливали образы предков, тем, что они становились более внушительными. Этот акцент на монументальность согласуется с гипотезой о том, что появление пукао связано с растущей конкуренцией между племенами.

Моаи Кавакава

Моаи кавакаваТайна великих каменных идолов острова Пасхи пленяет мир на протяжении веков. Менее известны, но не менее интересны резные фигурки острова – моаи миро. Они представляют комбинированные формы человека и животных, птиц, ящериц и морских угрей. Наиболее загадочные из этих фигурок – моаи кавакава, название которых происходит от слов «моаи» (фигура) и «кавакава», что на рапануйском языке обозначает ребра.

Это вырезанная из дерева (изначально из торомиро) исхудавшая мужская фигура с впалым животом и выступающими ребрами. Туловище длинное, конечности короткие, ступни маленькие. Лицо, с ярко выраженными скулами, с орлиным профилем, обычно заканчивается небольшой бородкой. У него длинные заостренные уши и широко раскрытые глаза с испуганным выражением, сделанные из кости и обсидиана. У одних фигурок на черепе есть горельефы, у других – что-то вроде шлема или шляпы, иногда они украшены человеческими волосами.

Точно неизвестно, какую функцию выполняла моаи кавакава, хотя большинство академических исследователей сходятся во мнении, что они, вероятно, использовались для отпугивания злых духов. Записи миссионеров на острове Пасхи с середины до конца 19 века указывают на то, что моаи кавакава приносили на важные церемонии, их носили мужчины и женщины, подвешивая к своим телам нитью из человеческих волос.

Один местный житель острова Пасхи мог одновременно носить до двадцати фигурок. Когда они не использовались, их заворачивали в тапу и подвешивали к внутренней стене жилища, возможно, в качестве защитных устройств.

Моаи папаа – женская версия моаи кавакава. Похожая по форме, но с такими вариациями как немного выступающие ребра и обвислая грудь. На самом деле у них больше мужской вид, чем женский, они лысые и даже с небольшой бородкой.

Аху Тонгарики

Аху Тонгарики – крупнейшее церемониальное сооружение, когда-либо построенное на острове Пасхи. Расположено на восточной оконечности южного побережья острова, недалеко от двух потухших вулканов, Поике и Рано Рараку.

С точки зрения размера, плана и количества статуй, оно представляет собой апогей в развитии «комплекса аху». Этот знаменитый древний памятник – одно из самых ярких проявлений мегалитической церемониальной архитектуры во всем полинезийском культурном ареале.

С центральной платформой длиной около 100 метров, ось которой ориентирована на восходящее солнце в день летнего солнцестояния, и двумя боковыми выступами или «крыльями», связанными с фронтальными пандусами, этот аху изначально имел общую длину примерно 220 метров. Средняя высота массивной стены, обращенной к морю, составляла 4 метра, и в ней использовалось более 800 необработанных, грубо подогнанных базальтовых блоков неправильной формы.

На завершающем этапе строительства и функции церемониального алтаря центральная платформа Аху Тонгарики поддерживала 15 монолитных статуй из вулканического туфа, вырезанных из карьера Рано Рараку. Эти моаи были высотой от 5,6 до 8,7 метра. Средний вес составлял более 40 тонн. Самая большая каменная статуя моаи на острове Пасхи, установленная возле центральной части платформы, весила 88 тонн. Со статуями, установленными на вершине платформы и увенчанными пукао, памятник имел впечатляющую высоту – почти 14 метров.

Аху Тонгарики

На большой эспланаде, которая простирается перед аху, сохранились остатки «харе паенга» (домиков, имевших форму вытянутой перевернутой лодки), «уму паэ» (очагов из камней, в которых готовили пищу) и сотни петроглифов, выгравированных на вулканической скале. Считается, что Тонгарики был общественно-политическим и религиозным центром Хоту Ити, одного из двух великих кланов восточной конфедерации острова.

Как это случилось и с другими церемониальными платформами острова, моаи были сбиты с аху во время эпизодов насилия, которые имели место между различными кланами острова. По свидетельствам первых европейских мореплавателей, прибывших на остров, они уже не стояли. Однако место продолжало использоваться как кладбище до обращения населения в католицизм во второй половине 19 века.

Культ птицечеловека

Рапануи пережил кризис перенаселения в 15 и 18 веках. Это спровоцировало войны между племенами с разрушением церемониальных алтарей и заброшенностью карьеров, в которых вырезали моаи. Островитяне сильно пострадали от чрезмерной эксплуатации природных ресурсов.

Жителям приходилось жить в пещерах, спасаясь от набегов вражеских группировок, которые совершались, по некоторым источникам, с целью практики каннибализма.

Согласно другим источникам, племена начали соревноваться за возведение наибольшего количества моаи, используя для транспортировки деревья. Это привело к вырубке леса, что стало препятствием для постройки каноэ для рыбной ловли.

Такие условия спровоцировали гражданскую войну, которая завершилась переворотом и тем, что мог возникать новый церемониал – тангата ману (птице человек). Териантропическая фигура была символом мататоа – класса воинов.

В этом культе представители разных кланов соревновались за то, чтобы первыми вернуться с острова Моту-Нуи с первым сезонным яйцом ману тара (темной крачки) для вождя клана. Победитель получал титул «птице человека» на год, в течение этого времени он превращался в нечто вроде божества.

Соревнование по выборам тангата ману начиналось и заканчивалось в церемониальном центре Оронго на вершине утеса потухшего вулкана Рано Кау, обращенного к островку Моту Нуи. Здесь могущественные люди острова каждый год в течение нескольких недель ждали прилета грачек, гнездившихся на острове. Они сидели в полуподземных каменных домах, расположенных напротив Моту Нуи.

Претенденты (хопу-ману) на участие в соревновании выбирались согласно откровениям во сне людей, имевших дар пророчества (иви атуа). Каждый хопу-ману плыл на тростниковом поплавке (пора) до Моту-Нуи, чтобы найти яйцо. Соперники оставались ждать в Оронго. Поединок был очень опасным, и многие хопу-ману погибали – от нападения акул, тонули или падали с вершины.

После того как определялся победитель, на внутреннем склоне вулкана Рано-Кау зажигали огонь. Местоположение костра сообщило всему острову, был ли новый тангата ману из западных или восточных кланов.

Победителя брили, красили в красный цвет и отправляли в священную хижину в Рано Рараку. В этой хижине тангата ману оставался на весь год, где за ним ухаживали слуги. Клан, который он представлял, получал право собирать яйца и птенцов морских птиц Моту-Нуи. В развалинах Оронго сохранились пиктографические украшения с изображением птице людей с длинными изогнутыми клювами.

Изображения людей-птиц

Культ тангата ману был подавлен христианскими миссионерами. Последняя церемония состоялась в 1867 году. Происхождение культа и его продолжительность неизвестны, хотя Кэтрин Рутледж смогла собрать список из 86 имен тангата ману.

Проблемы моаи

Моаи только выглядят как твердый камень, на самом деле они довольно пористые. Вулканический туф обладает особыми качествами, его можно резать и легко полировать. Но в долгосрочной перспективе статуи очень уязвимы. Дождевая вода и семена в воздухе попадают в поры туфа, постепенно разламывая его. Ветер со временем сметает камень, ущерб наносят птицы и лишайники. Некоторые моаи находятся в плохом состоянии. Находясь под дождем, они тают, как кубики сахара.

В 1990-х годах благодаря правительству Японии 15 опрокинутых моаи в Тонгарики реконструированы вместе с каменной платформой. ООН объявила остров Пасхи объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО, и усилия по замедлению разрушения статуй с помощью химического герметика предпринимаются уже несколько десятилетий. Но несмотря на всемирный интерес к проблеме, на данный момент обработано только около 20 моаи.

Процесс дорогой, денег на острове нет. К тому же, это не постоянное решение. Герметик только отсрочивает разрушение. Экологического плана на будущее нет. Среди рапануи нет единого мнения о том, как сохранить наследие, нужно ли находить и копать моаи, которые могут располагаться под землей. Единственная надежда на то, что искусство изготовления моаи сохранилось среди рапануи, и появятся новые статуи.

Инфраструктура острова испытывает давление со стороны туристов, желающих посмотреть статуи. Несколько десятилетий назад было всего два рейса в неделю. Сейчас каждый день почти по два. Круизные лайнеры также совершают регулярные заходы, достаточные для того, чтобы пассажиры могли сойти на берег, купить сувениры, сделать селфи. Чем больше остров ориентирован на туризм, тем меньше он становится похожим на место для людей, предки которых построили моаи. Сегодня туристам остается смотреть на статуи лишь издалека, они не могут прикоснуться к ним.


Автор: Элла Михайленко

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here