Ван Гог ушел из жизни в возрасте гениев – в 37 лет. Короткий срок. Творческий путь еще короче, всего 10 лет. Но за это время ему удалось изменить вектор развития всего искусства. Никто до него так неистово не выражал себя на холсте. Его картины – это его эмоции. От оглушительного счастья до глубокого отчаяния. Его произведения и письма внимательно изучали Пабло Пикассо, Морис де Вламинк, Анри Матисс. Он оставил свое имя на века. «Я вложил все свое сердце и душу в работу, но в процессе я потерял рассудок» – Винсент Ван Гог.
Детство и юность
Винсент Виллем Ван Гог родился 30 марта 1853 года в брабантской деревне Зюндерт, в семье Теодора Ван Гога и Анны Корнелии Карбентус. Отец, пастор в реформаторской церкви, придерживался гронингерского богословия (умеренного направления в реформаторской церкви, которое искало срединный путь между теологическим рационализмом и ортодоксальным кальвинизмом). Мать происходила из обеспеченной семьи в Гааге, ее отец был переплетчиком и торговцем книгами.
Винсент был старшим ребенком в семье. Но ровно за год до его рождения Анна родила мальчика, которого также назвали Винсентом, хотя он умер при рождении. Скорбящие родители установили надгробие на могиле ребенка, на котором было выгравировано Винсент Ван Гог.
Имя Винсент было обычным в семье Ван Гогов, так нарекали первенца. Винсентом Ван Гогом был его дед, известный торговец произведениями искусства. Когда у брата Тео родился сын, его также назвали Винсентом, и в письме матери Ван Гог писал: «… удовольствие снова увидеть Тео, познакомиться с Йо и моим новым тезкой».
У Винсента было три сестры и два брата. Заработок пастора был скромным, но Церковь предоставляла семье дом, горничную, двух поваров, садовника, повозку и лошадь. Анна вменяла детям в обязанность поддерживать высокое социальное положение семьи. Семья всегда гуляла вместе в окрестностях Зюндерта, что положило начало любви Винсента к природе.
Ван Гог рос серьезным и вдумчивым ребенком. В 1860 году он пошел в сельскую школу, но уже на следующий год его перевели на домашнее обучение. По словам родителей, общение с деревенскими детьми могло привить ему грубые манеры. С 1 октября 1864 года Винсента отправили в школу-интернат в Зевенбергене. Ему не нравилось там, он чувствовал себя брошенным и пытался вернуться домой. Тем не менее, он окончил начальную школу. Ему хорошо давались языки, и он выучил французский, английский и немецкий. Несмотря на стремление Винсента вернуться домой, а 1866 году родители отправили его в среднюю школу в Тилбурге, где он чувствовал себя глубоко несчастным.
Искусство интересовало Винсента уже в юном возрасте, и мать поощряла его рисовать. Констан Корнелис Хейсманс, ставший успешным художником в Париже, обучал студентов в Тилбурге. Его философия заключалась в отказе от техники в пользу фиксации впечатлений, от природы или обычных предметов. Но Ван Гог сильно тосковал по дому, и это омрачало его желание учиться живописи. В марте 1866 года он сорвался домой.
В шестнадцать лет Ван Гог начинает работать в гаагском филиале французского арт-дилера Goupil & Co. Позже и любимый брат Тео также станет арт-торговцем. Их дядя Винсент – деловой партнер этого арт-салона. После этапа обучения Гупиль направил работать Ван Гога в Лондон с 1873 года по май 1875 года. Это было счастливое время для Ван Гога. В 20 лет он зарабатывал больше, чем его отец. В Лондоне Ван Гог увлекся дочерью квартирной хозяйки, но девушка отвергла его ухаживания, после того как он признался в своих чувствах. Любовь, на которую не ответили взаимностью, вызвала у Винсента депрессию.
Отец и дядя организовали перевод в Париж, где он работал до апреля 1876 года, но был уволен вследствие халатного отношения к обязанностям. В Париже Ван Гог решает, что не хочет быть торговцем произведениями искусства, его возмущало, насколько Гупиль превратил искусство в товар. Значительно вырос его интерес к религии и достиг кульминации в стремлении стать проповедником.
Благодаря работе с произведениями искусства пробудилась его художественную чувствительность. Он полюбил Рембрандта, Франса Хальса, других нидерландских старых мастеров. Однако особое предпочтение он отдавал современным французским художникам, Жан-Франсуа Милле, Камилю Коро, Жюлю Бретону, работы которых он видел, живя в Париже.
Духовные поиски
Винсент преподавал в Рамсгите, был учителем в школе-интернате и помощником проповедника методистского священника в Айлворте. 4 ноября 1876 года он произнес свою первую проповедь. Затем стал помощником в конгрегационалистской церкви в Тернхэм-Грине, где продолжил преподавать в воскресной школе. Хотя в этот период преобладает его внимание к религиозным и духовным вопросам, он продолжает интересоваться живописью. Он посещает Хэмптон-Корт, чтобы полюбоваться в королевских коллекциях картинами Ганса Гольбейна, Рембрандта и итальянских мастеров эпохи Возрождения.
Вернувшись в Нидерланды, он брал частные уроки и собирался поступать в университет на богословское отделение. Но завершить эту учебную траекторию ему не удалось. Отчасти из-за отсутствия интереса к латинскому и греческому языкам.
- Он прошел короткое обучение в миссионерской школе в Лакене, недалеко от Брюсселя. В декабре 1878 года Ван Гога отправили в Пти-Вам в Боринаже, где с 1 февраля 1879 года он начал испытательный срок в качестве мирского проповедника среди горняков.
- Он жил в бараке и спал на соломе, глубоко переживал невзгоды горняков и был поражен их «лихорадочным, усталым и изможденным» видом.
- Он хотел отождествиться с ними и в апреле 1879 года спустился в угольную шахту Шарбоннаж-де-Маркас на глубину 700 метров.
Эти кризисы определят дальнейший ход его жизни. Тем не менее, даже при том, что Винсент ухаживал за жертвами рудников, он оставался для них чужим и странным. Через шесть месяцев протестантская община в Пти-Вам отвергла его, поскольку с ним было трудно иметь дело из-за его почти фанатичного отношения к своим обязанностям.
Ван Гог отправляется пешком в Брюссель, чтобы просить совета у преподобного Абрахама ван дер Вайен Питерсена. Он пробовал себя в качестве разносчика Библии в деревушке Патюраж, ухаживал за больными в Васмесе. У Ван Гога начала созревать идея, что он может превратить поиски познания Бога в поиски самопознания. Он чувствовал, что может принести пользу человечеству. Чтобы оставаться интеллектуально развитым человеком он много читал на французском и английском языке.
Винсент окончательно выбрал живопись в августе 1880 года, по совету брата Тео, который с марта поддерживал его финансово. Рисовать он учился по справочникам и учебникам по перспективе и анатомии, также тщательно изучил курс Шарля Барга. Он сделал много интересных, хотя и своеобразных рисунков и набросков горняков, рабочих, пейзажей.
Ван Гог прошел пешком 70-километровый путь из Куэма в Курьер во Франции, чтобы встретиться с Жюлем Бретоном, художником барбизонской школы. Он хотел показать ему свои рисунки, но не осмелился постучать в двери. На обратном пути он наблюдал прекрасные «ткацкие деревни», к которым впоследствии он часто возвращался в своих работах. Посчитав большинство своих рисунков неудачными, Ван Гог выбросил их. В результате сохранилось очень мало произведений этого периода.
До смерти отца в 1885 году он рисовал и писал в Нидерландах.
Творческий путь
Творческая карьера Ван Гога продлилась всего 10 лет, с 1880 по 1890 год. В течение первых четырех лет он приобретал технические навыки и практически полностью ограничивался рисованием и акварелью.
Брюссель
В октябре 1880 года он переехал в Брюссель, а в ноябре поступил в Королевскую академию изящных искусств, в которой изучал рисование с гипсовых слепков античных статуй у художника-историка и жанриста Джозефа ван Севердонка, но этот опыт не принес Ван Гогу удовлетворения. Неизвестно точно, сам ли он ушел из академии или его отчислили. Во всяком случае, он не сдал экзамена в феврале 1881 года и у него сохранились плохие воспоминания об учителях, Джозефе ван Севердонке и Джозефе Сталларте, которых он называл «не стоящими ни копейки».
Ван Гог подружился с молодым художником Антоном ван Раппардом, который прошел обучение в Рейксакадемии в Амстердаме, в художественной академии в Брюсселе и в студии Жана-Леона Жерома в Париже. Они работали в студии ван Раппарда, расположенной в Сен-Жосс-тен-Ноде и делали наброски в этом районе Брюсселя. Ван Гог многому научился у ван Раппарда, хотя нельзя говорить об их отношениях как мастера и ученика.
Дружба, которая продлилась четыре года, закончилась недоразумением в переписке. Впоследствии, правда, они наладили отношения и остались хорошими приятелями. Письма, которые Ван Гог написал Антону ван Раппарду, – важный источник информации, в которых рассказывается биография художника.
Возвращение в Нидерланды
В начале 1881 года Ван Гог недолгое время берет уроки перспективы. Хотя имя учителя им не упоминается, предположительно это был известный голландско-бельгийский художник Адриан-Ян Мадиол, работы которого Ван Гог знал и ценил. Весной 1881 года Винсент возвращается к родителям, которые тем временем переехали в Эттен. В течение этого времени он упорно работает, создавая бесчисленное количество рисунков и картин. Его привлекала идея рисовать для журналов и так зарабатывать деньги, но потребовалось какое-то время, чтобы он отказался от этой мысли.
- Ван Гог осознавал необходимость обратиться за советом к опытным художникам. В конце 1881 года он поселился в Гааге, где около трех недель работал со своим родственником Антон Мауве, который давал ему уроки рисования в своей студии.
- Благодаря Мауве он познакомился с работами Иохана Хендрика Вейсенбруха, Хендрика Виллема Месдаха, Маттейса Мариса, Исаака Исраэлса, Георга Хендрика Брейтнера.
- Влияние Антона Мауве на Ван Гога нельзя недооценивать. У Мауве Ван Гог приходит к темам «землекопов», «едоков картофеля».
- Он посещал музеи, встречался с другими художниками, расширил свои технические знания и летом 1882 года экспериментировал с масляной краской.
В Гаге у него завязались отношения с Клазиной Марией Хорник, больше известной как Син. Это была беременная проститутка с маленькой дочерью. Он подобрал их на улице и привел жить в свою маленькую студию. Ван Гог описывал ее как некрасивую женщину, с лицом, покрытым рябью, но с изящной фигурой. Из-за больного горла у нее был неприятный голос. По словам Ван Гога Хорник была нервной и сварливой, у нее часто случались истерики. Но Син вдохновила Ван Гога на создание ряда графических работ, в частности литографии «Скорбь».
Ван Гог любил модели, «искалеченные жизнью». К тому же какое-то время тоска Винсента по семейной жизни казалась удовлетворенной. Син родила в 1882 году мальчика. Родители сильно переживали о личной жизни Винсента. Из-за связи с Син Хорник у Винсента возник конфликт с Мауве. Но история их отношений подошла к концу через 18 месяцев. В сентябре 1883 года по настоянию брата Тео Винсент расстался с Син, которая вернулась к старой профессии.
Желание побыть «наедине с природой» и крестьянами привело его в Дренте, изолированную часть северных Нидерландов, часто посещаемую Мауве и другими художниками гаагской школы, где он провел три месяца, прежде чем вернуться домой, уже в Нейнен. Выбор был подсказан Тео, который видел пейзаж немецкого художника Макса Либермана в Парижском салоне 1882 года. Либерман приезжал в Дренте каждое лето, чтобы писать там. Антон Мауве и Антон ван Раппард также советовали ему посетить Дренте. Он жил в гостинице в Хогевене, совершал экскурсии по окрестностям и посвятил себя рисованию пейзажей и моделей.
В Нейнене он оставался в течение большей части 1884 и 1885 годов, и за эти годы его искусство стало более смелым и уверенным. Он посвятил себя в этот период натюрморту, пейзажу и рисунку, но все они были связаны тем, что относились к повседневной жизни крестьян. Роман Эмиля Золя «Жерминаль» (1885) об угледобывающем регионе Франции произвел сильное впечатление на Ван Гога, и во многих его картинах этого периода присутствует социологическая критика.
В июле 1884 года, когда мать Винсента сломала бедро, уроки шитья, которые она проводила в своем доме, взяла на себя дочь соседей Маргарета «Марго» Бегеманн. Она была на десять лет старше Винсента, но ответила на его ухаживания. Влюбленный Ван Гог сделал ей предложение, хотя семья Марго была против этого союза. Марго страдала нервозностью и перепадами настроения. Во время прогулки в сентябре 1884 года она была так расстроена услышанными сплетнями, что у нее случился приступ, и она пыталась покончить жизнь самоубийством, проглотив яд.
Винсент заставил ее вырвать и отвел к врачу. Чтобы никто в деревне не узнал об инциденте, ее отвезли к врачу в Утрехте. Девушка не возвращалась в Нейнен до марта 1885 года и отношения прекратились. Спустя годы, живя во Франции, Винсент интересовался в письмах к семье, о том, как живет Марго, хотел, чтобы у нее была одна из его картин. Известно, что у нее были две ранние работы Винсента.
Винсент также завел интрижку с дочерью фермера Гординой де Грот, одной из моделей «Едок картофеля». Когда Гордина забеременела, все были уверены, что Винсент – отец. Он отрицал это, и позже выяснилось, что он действительно не несет ответственности за беременность Гордины. Как бы то ни было, приходской священник потерял терпение из-за сплетен, и пообещал даже заплатить жителям деревни, если они откажутся позировать Винсенту.
Антверпен
В конце апреля 1885 года, через месяц после неожиданной смерти отца, он создал свой первый мрачный, но чрезвычайно выразительный шедевр «Едоки картофеля». В ноябре того же года Ван Гог уехал в Антверпен. Несколько рисунков и картин, которые он оставил в семье, были потеряны, когда его мать и сестра Виллемина переехали в Бреду в начале 1886 года.
Понимание возможностей живописи у Ван Гога быстро развивалось. Изучая Хальса, он учился свежести восприятия, работы Паоло Веронезе и Эжена Делакруа проясняли для него, что цвет сам по себе может выражать что-то. В этом отношении его особенно интересовал Питер Пауль Рубенс, что вдохновило Ван Гога на переезд в Антверпен, где можно было видеть наибольшее количество работ живописца.
Способность Рубенса выражать настроение сочетанием цветов оказалось решающим в развитии стиля Ван Гога. Все эти источники повлияли на развитие стиля Ван Гога больше, чем академические принципы, которые преподавали в академии живописи в Антверпене, куда он был зачислен.
В оживленном Антверпене, городе матросских пабов и борделей, он почувствовал себя как дома. Сначала он делал рисунки и писал картины с романтическими городскими пейзажами и живописными уличными сценами. Ван Гог задумал их продавать туристам, но с этим у него ничего получилось. На самом деле, в Антверпене у него была одна цель – поиск женской красоты. Он посещал музеи и церкви Антверпена, где рассматривал шедевры фламандских мастеров, но интересовался только тем, как они изображали женские фигуры.
В письмах Тео он описывал «женскую плоть» в неприкрытых похотливых выражениях. Со всей страстью он искал моделей, который согласились бы позировать обнаженными. Ради этого он посещал все злачные места, но из-за нехватки средств ему не удавалось найти ту, кто бы согласился. Сидя за барной стойкой, ему приходилось ограничиваться набросками в блокноте для рисования.
Благодаря деньгам, которые прислал Тео, одна женщина согласилась позировать. Ван Гог создает яркое произведение «Портрет женщины с красной лентой».
В музее Ван Гога в Амстердаме хранятся также 2 портрета проституток антверпенского периода Ван Гога. В Антверпене он ориентировался на портретную живопись. От местных арт-дилеров он слышал, что женские портреты продаются лучше, чем мужские, и направил свое внимание на женщин-моделей.
Все эти источники повлияли на него больше, чем академические принципы, которые преподавали в престижной академии изящных искусств Антверпена, куда он был зачислен. Ван Гог мечтал найти там друзей, чтобы освободиться от художественного одиночества, но не выдержал и трех месяцев. Карел Верла из класса живописи направил его в класс рисунка, который ввел Франц Винк. Хотя Ван Гог терпеть не мог рисовать с гипсовых слепков античных скульптур, сначала он вел себя примерно. Результатом стали, среди прочего, гипсовый торс, метатель диска и статуя лошади.
Затем он поступил во второй класс рисования, который вел Эжен Сибердт. Он был тем, кто стремился к классическому совершенству. Столкновение с Ван Гогом с его неугомонным характером и лихорадочным методом работы было неизбежным. Ван Гог перед студентами назвал методы Сибердта совершенно неправильными.
К ужасу учителя, он нарисовал гипсовый слепок греческой богини в виде крепко сложенной обнаженной фламандской матроны. Когда он представил рисунок в качестве дипломной работы, он не ожидал от него многого. Но жюри его унизило, отправив на курс начального уровня, где учились десятилетние. Ван Гог с горечью в душе покинул академию. Но через месяц учителя решили, что Ван Гог должен повторить свой курс, но к тому времени уже уехал из Антверпена к Тео в Париж. Таким образом, вопреки утверждениям в литературе, его не выгнали из академии.
В Антверпене он присоединился к кружку рисования в кафе на Гроте Маркт. Этот кружок организовали студенты академии. Здесь можно было рисовать обнаженных моделей, да и женщины сами поощряли художников к этому. Но Ван Гога сторонились и не понимали в этом кружке. Он пробыл в нем некоторое время, держался в стороне, делая беглые рисунки карандашом и мелом. Ван Гог даже позировал для акварельного портрета Хорасу Манн Ливенсу, с которым подружился (вместе они снимали квартиру).
В Антверпене Винсент заболел. Кроме того, у него был диагностирован сифилис. Плохое питание и курение вызывали у него жар, кашель, спазмы желудка, зубы гнили и ломались. В конце февраля 1886 года дантист удалил ему треть зубов, причем без всякого наркоза, за исключением спиртного. Он все еще писал успокаивающие письма брату Тео, но на самом деле его фантазии об Антверпене рушились.
К этому времени относятся несколько картин обнаженных моделей, виды из окон его студии и картина маслом «Череп с горящей сигаретой» – фактически это его первый автопортрет, потому что таким он видел себя тогда.
Париж
Недолгое пребывание в Антверпене имело высвобождающее влияние на его направление в искусстве. Это был разрыв с кальвинистской строгостью в Нидерландах, что привело к меланхолическому и мрачному отображению окружения. Теперь он мог экспериментировать и открывать новые художественные возможности.
Он хотел в Париж и пытался спровоцировать приглашение от брата. На его мольбы Тео извинился и просил вернуться в Нидерланды. Но Винсент решительно сел на ночной поезд до Парижа, оставив долги в Антверпене (аренда квартира, краски, услуги дантиста).
В Париже он жил на рю Лепик 54 на Монмартре, где у него была собственная студия. Здесь он продолжил работу над своим художественным прорывом. В Париже Ван Гог подружился с Анри де Тулуз-Лотреком, Полем Гогеном, Эмилем Бернаром, которые сыграли исторические роли в современном искусстве. Они открыли ему глаза на последние события французской живописи. Ван Гог восхищался цветочными натюрмортами Адольфа Монтичелли, работами Эжена Делакруа и аллегорическими картинами Пьера Сесиль Пюви де Шаванна.
Тео познакомил его с Камилем Писсарро, Жоржем Сёра, Арманом Гийоменом и другими импрессионистами. Поль Синьяк, с которым Ван Гог часто писал в Аньер-сюн-сен, как неоимпрессионист разрабатывал технику пуантилизма. Кроме того, Ван Гог открыл для себя японские гравюры. Он был очарован их декоративным и эстетическим чувством цвета.
В Париже палитра Ван Гога стала красочной, тональность более светлой, как это видно на первых картинах Монмартра. К лету 1887 года он писал чистыми красками и использовал ломаную манеру письма, временами пуантилистскую.
К началу 1888 года постимпрессионистский стиль Ван Гога окончательно кристаллизовался, в результате чего были созданы такие шедевры, как «Портрет Папаши Танги» и «Автопортрет перед мольбертом», некоторые пейзажи парижских пригородов.
Арль
Жизнь в Париже была очень насыщенной. Но для слабеющего Ван Гога зачастую она представлялась серой и холодной. Ему было 34 года, когда покинул Париж в феврале 1888 года и отправился в Арль на юге Франции. Но там тоже было так же холодно и снежно. В мае 1888 года Ван Гог переезжает в четыре комнаты в правом крыле «желтого дома» на площади Ламартин. На картине «Желтый дом» (Улица) его место жительство узнаваемо по зеленым ставням. Наконец он нашел место, где мог не только рисовать. Он мечтал создать здесь сообщество художников, где все могли бы жить и работать вместе. В итоге приехал только Поль Гоген. Их дружба продлилась всего несколько месяцев и закончилась громкой ссорой, в результате которой Ван Гог лишился уха. Ван Гог завернул ухо в газету и отнес девушке по имени Рашель, которая работала в соседнем борделе. Затем вернулся домой. На следующий день полиция нашла его скорее мертвым, чем живым.
Долгое время считалось, что художник рискнул отрезать себе не все ухо, а только мочку. Однако недавно в архиве писателя Ирвинга Стоуна обнаружилась записка Феликса Рея, врача, лечившего Ван Гога. В 1930 году по просьбе автора, работавшего над книгой о художнике, он сделал два эскиза и написал: «Ухо отрезано бритвой по пунктирной линии».
Случай с ухом предлагает для удобства считать Ван Гога «сумасшедшим» художником. Существует много литературы о возможных связях между творчеством, психиатрическими проблемами и самоубийством. В частности, сочетание расстройств настроения, злоупотребления психоактивными веществами и таких черт личности, как стремление к ощущениям, по-видимому, увеличивает риск суицида у творческих личностей. Но насколько «сумасшедшим» был Ван Гог?
- Диагностика в отсутствие пациента – дело непростое. В профессиональной литературе, по мере развития медицины и психиатрии, Ван Гогу поставили множество диагнозов (посмертно), в попытке понять его болезнь и поведение.
- Он был известен своим «непростым» характером, сварливым и вспыльчивым. Во время госпитализации из-за отрезанного уха врачи описали его состояние как форму мании и делирию.
- Эти концепции имели в последующем определяющее значение для того, чтобы представить Ван Гога безумцем. Кроме того, была диагностирована эпилепсия, а точнее эпилептическая подформа (позже названная височной эпилепсией), при которой характерны потеря сознания, галлюцинации, обманы восприятия, потеря памяти. Считалось, что его диета, включавшая большое количество кофе и много алкоголя, способствовала развитию болезни.
Эпилепсия, усиленная воздействием алкоголя, по сути, – единственный диагноз, поставленный при жизни Ван Гогу. После выздоровления он мало помнил о том, что произошло на самом деле. Ван Гог сообщал всего о шести психологических кризисах в течение последних восемнадцати месяцев его жизни. Его мучило то, что он называл «голосом ужасной ясности». Его физическое и психическое здоровье ухудшалось, скорее всего, из-за пьянства.
Под южным французским солнцем живописец создал самые поразительные работы, как «Ночная терраса кафе», причем в лихорадочном темпе, иногда по несколько штук за один день. Это звездный час в его недолгой карьере.
Подсолнухи стали культовым и самым известным произведением в истории искусства, как Мона Лиза Леонардо да Винчи. Ван Гог из Арля написал много откровенных писем, особенно своему брату Тео, сыгравшему важную роль в его жизни. Теодорус ван Гог верил в своего брата. Письма Винсента ван Гога образуют своего рода непрерывный дневник и дают представление о мыслях художника об искусстве.
К январю 1889 года Ван Гог выздоровел и снова усердно работал с несколькими версиями «Колыбельная», моделью для которых была мадам Рулен (Августина Рулен). Также он написал новые версии «Подсолнухов». Он отправился к морю, на пять дней в Сент-Мари-де-ла-Мер, где постоянно делал наброски и зарисовки местности. Вернувшись в Арль, он пишет знаменитые работы «Рыбацкие лодки на пляже Сент-Мари-де-ла-Мер» и «Мост Ланглуа в Арле и дорога вдоль канала». В это время были также созданы характерные портреты – Зуав, Портрет Эжена Боша, Портрет Армана Рулена.
Но в феврале его здоровье снова ухудшилось. Соседи обратились с петицией к мэру Арля, в которой жаловались на поведение Ван Гога. «Злоупотребляет алкоголем, после которого находится в таком возбужденном состоянии, что больше не понимает ни того, что делает, ни того, что говорит». Было добавлено, что это «повод для страха для всех жителей района, а в основном для женщин и детей».
Петицию подписали около тридцати человек, призывая к «принятию энергичных мер». Доктор Жан-Анри Альбер Делон и начальник полиции пришли к выводу, что он может стать опасным. В марте Винсент пережил период передышки, когда написал «Автопортрет с перевязанным ухом и трубка». Однако после новых кризисов был интернирован по распоряжению мэра в больницу Арля. В середине апреля он снимал квартиру в другом районе Арля у доктора Феликса Рея, у которого он лечился.
Сен-Реми-де-Прованс
В апреле 1889 года в Амстердаме Тео женился на Йоханне Ван Гог-Бонгер. После очередного психологического срыва в мае 1889 года Винсент добровольно поступил в психиатрическое учреждение Сен-Поль-де-Мозоль в Сен-Реми, у подножия Альп, где оставался в течение года. Для него была организована небольшая студия, в которой он мог работать в моменты просветления, от нервных кризисов (у него было три серьезных кризиса: в середине июля, в декабре и последний в период с февраля по март). Тем не менее, Ван Гог продолжал работать и в определенные моменты он даже не хотел выходить на улицу, опасаясь нового кризиса. Он написал около 150 картин в Сен-Реми-де-Прованс. Это было время ирисов, сирени, кукурузных полей, оливковых деревьев и кипарисов.
В апреле 1890 года Тео показал десять работ своего брата в Салоне независимых в Париже, в том числе картину Ван Гог Звездная ночь над Роной. Творчество Ван Гога уже было хорошо известно, в январе 1890 года его пригласили на выставку Общество XX в Брюсселе. Ван Гог участвовал в ней с шестью картинами и получил много положительных отзывов, включая хвалебную статью в ведущей газете. На этой выставке бельгийская художница Анна Бош купила за четыреста франков Ван Гог Красные виноградники в Арле.
Последние месяцы жизни, после выхода из лечебницы в мае 1890 года, художник прожил в Овер-сюр-Уаз, снимая чердак в гостинице Раву. Город издавна привлекал художников, в том числе Шарля Добиньи, и богатых парижан. Дополнительно к доброжелательности, которую здесь проявляли к художникам, Винсент приехал в Овер, потому что там работал доктор Поль Гаше, специалист по депрессиям у художников и горячий поклонник импрессионистов.
С художественной точки зрения он был здесь очень плодовит. В целом он чувствовал себя комфортно в сельской местности, и Поль Гаше посоветовал ему в этот период сосредоточиться на живописи, а не на болезни. Художник создал в Овере не менее 80 работ, некоторые из которых считаются шедеврами и самыми значительными в его творчестве. Об этих работах сам художник писал: «Я почти уверен, что на этих полотнах я выразил то, что не могу сказать словами, а именно, насколько здоровой и бодрящей я считаю сельскую местность».
Смерть
Вечером 27 июля 1890 года Ван Гог вернулся в гостиницу после полудня, проведенного в полях. Хозяин гостиницы вместе с семьей вышли прогуляться около девяти часов, чтобы освежиться после сильной жары, накопившейся за день, когда в дверях появился Ван Гог, сжимая руками живот. Он поднялся по лестнице и укрылся в своей комнате. Обеспокоенный хозяин постучался в комнату и зашел внутрь. Художник лежал на постели, истекая кровью и страдая от боли. Ван Гог сказал хозяину, что застрелился из револьвера в поле, примерно в 500 метрах от гостиницы, на тропинке рядом с замком.
Ван Гог представил ту же версию своему брату Тео и жандармам, которые его допрашивали, указав, что никто другой не несет ответственности за этот факт. Дальнейшее расследование не проводилось. Показания о ране неполные. Рассказ Аделины Раву, дочери хозяина гостиницы, даже много лет спустя, показывает достоверную последовательность событий с момента возвращения Ван Гога раненым с поля до смерти. Свой рассказ Раву представила в 1950х годах, после выхода фильма «Жажда жизни» с Кирком Дугласом в роли Винсента Ван Гога, который, по ее мнению представляет реконструкцию событий тех дней и личность Ван Гога вымышленными и далекими от реальности.
Обстоятельства, приведшие к смерти Ван Гога, до конца остаются не выясненными. Возможно, что в дни, прошедшие между травмой и смертью, Ван Гог надеялся, что пулю извлекут. Но местный врач и лечащий врач Поль Гаше, которые, как могли, ухаживали за ним, боялись это сделать, без присутствия хирурга, что стало фатальным для Ван Гога. Он умер от инфекции, а не от внутренних повреждений. Шесть месяцев спустя скончался и Тео. У него остался сын Винсент Виллем, дедушка кинорежиссёра и обозревателя Тео Ван Гога. Винсент и Тео похоронены на кладбище в Овер-сюр-Уаз.
Стиль
Винсент Ван Гог в письмах, которые он регулярно писал брату Тео, сестрам, матери, подробно рассказывает о своих картинах. Ван Гог объясняет, как он их пишет и зачем он это делает. Уточняет, какие старые мастера его вдохновляют и к чему он стремится в живописи.
Ван Гог создал оригинальный живописный язык, который немногие могли понять в тот момент, поскольку он предвосхитил современную живопись и положил начало ее эволюции. Не принимая во внимание переменную игру света в его произведениях, и несмотря на то, что живопись Ван Гога рождается из реальности, она имеет вневременное измерение. Спустя век Ван Гог признан величайшим художником всех времен.
Стиль Ван Гога сложно отнести к какому-либо движению или течению. В его живописи можно выявить те объективные элементы, помимо любых поэтических деклараций, которые позволяют через зрелый стиль определить его как художника-постимпрессиониста с экспрессионистскими тенденциями. Его художественная манера начинает проявляться в картине Едоки картофеля, написанной в 1885 году в Нейнене.
В так называемый «голландский» период Ван Гог использовал палитру темных цветов, в которой преобладал серый, и наносил краску выразительными и мощными мазками. Он работал над контрастами и изучал вклад Эжена Делакруа в развитие понимания и восприятия цвета.
- Ван Гог считал рисунок основополагающим, в отличие от импрессионистов, но открытие им цвета в Париже стало прорывом в его творчестве. Появляется более ясная палитра, наполненная пейзажным светом, которого не хватает в предшествовавших работах. Цвет сближает Ван Гога с импрессионистами, но больше как наблюдателя, чем последователя, даже в работах парижского периода, в которых многое перекликается с видением Писсарро, Моне или Сислея.
- Ван Гог приспосабливается к импрессионизму, но интерпретирует его по-своему. Прежде всего, его картины, в отличие от большинства произведений импрессионистов, не фиксируют мимолетное мгновение действительности.
- Переезд во Францию связан с выбором цветов, более насыщенных, чем у самих импрессионистов. Использование различных цветов позволяет ему работать с тонкими контрастами (например, желтый и зеленый), но, прежде всего, «играть» с контрастами, дополняющими друг друга – красный/зеленый, синий/оранжевый, желтый/фиолетовый.
- В Париже он экспериментировал не только с импрессионизмом, но также со стилями и техниками своих друзей авангардистов. Он восхищался работами Адольфа Монтиелли, который писал густо сильными цветовыми контрастами. Японские гравюры также научили его пользоваться широким спектром ярких декоративных цветов.
Пропитанный новыми влияниями и открытиями, Ван Гог уезжает в Арль в поисках более сильного света и «символического языка с помощью одного цвета». Провансальский свет подталкивает его к еще более смелым цветам (Делакруа остается его проводником). Дополнительные контрасты позволяют делать основные цвета более выразительными. В картине Сеятель на закате, написанной в июне 1888 года, цвет автономен по отношению к предметам.
На картине, по сути, происходит хроматический обмен между небом и землей. При этом небо окрашено в темно-желтый цвет, а поле – в голубые, синие полосы с фиолетовыми прожилками. Ван Гог, помимо того, что полностью отдался контрасту дополнительных цветов (таким образом, усиливая люминесцентные качества самой картины), использует цветные вкладки со слегка закругленным узором, соответствующим форме солнечного диска, «как если бы из звезды высвободилась благотворная, животворная сила, охватывающая все».
Исключительно использование красного и зеленого в картине Винсент Ван Гог Ночное кафе (сентябрь 1888 года). Сам он скажет о картине: «Я пытался красным и зеленым выразить ужасные человеческие страсти».
Хроматическая интенсивность, в некотором роде даже анти натуралистическая, в некоторой степени, связана с дружбой с Гогеном. Но Ван Гог отличался среди друзей-авангардистов силой импасто. В Понт-Авен Гоген и Бернар, среди других художников, также работают с целым рядом ярких цветов, но их мазки плоские и более приглушенные. Картины, которые Ван Гог написал в Арле, полностью отличаются.
В большинстве его крупных работ заметная роль отводится нанесению краски. Иногда он использует более структурированные мазки кисти, как на заднем плане картины Натюрморт с подсолнухами. Для других картин он применяет краску более спонтанно, но все же контролируемым и выразительным образом.
Но художник остается верен структуре рисунка, в отличие от импрессионистов, которые избегают замкнутых линий. Он пишет на холсте не пятнами, а через штриховку кистью, как если бы это был набросок рисунка, черпая модальность из двух составляющих: он всегда был неутомимым рисовальщиком и хорошим наблюдателем.
В то время как импрессионисты обычно избегали подготовительного рисунка, ограничиваясь в некоторых случаях только несколькими линиями, Ван Гогу приходилось постепенно отходить от матрицы рисунка, которая сильно присутствует в первых работах. Однако он обнаружил, что создает картины, используя кисть, как карандаш, с вмешательством светотени или направленными линиями, заштрихованными маслом. Он понял, что это новый способ передать структуру материи, которую он чувствовал в природе.
Даже там, где нет четкой сегментированной цветовой штриховки, художник «скульптурно» моделирует густые смеси цветов кистью, ориентируясь на направленные линии. В картинах Ван Гога преобладает много цветов, но если внимательно их рассматривать, то обнаруживаешь, что они всегда поддерживаются большой графической сеткой, представляющей их структуру.
Художнику было тяжело встать на путь синтеза живописи и рисунка, но этот путь, в ходе которого он также использовал прием «размытой оптики» (увидеть зону нерезкости, прищурив глаз), был вознагражден уникальным стилем. Художник знал, что он опередил свое время.
Шедевры (выборочно)
Ван Гог картины с названиями оказал глубокое влияние на современных художников. Фовисты воспользуются построением картины цветными штрихами. Экспрессионисты сохранят символическое значение цвета, а абстрактные экспрессионизмы заимствуют лихорадочную скорость исполнения.
Едоки картофеля
Пять человек, сидящие за простым деревянным столом, – три поколения семьи, живущие под одной крышей, собрались за скудным ужином. Они находятся в темной комнате, и единственный источник света в вечернем полумраке исходит от керосиновой лампы, свисающей с балок потолка. На столе печеная картошка в блюде и кофейные чашки. Обустройство комнаты более чем скромное. На левой стене – часы и небольшое изображение Распятия, на правой стене – полка с кухонной утварью.
Равномерное освещение фигур подчеркивает их равное положение. Ежедневный изнурительный труд отражается на их лицах, но глаза выражают доверие и гармонию, что так же видно и в жестах. Картина написана в темных тонах, перекликающихся с унылыми условиями жизни в стенах крестьянской хижины.
Хотя в живописи преобладают темные цвета, мимика крестьян ярко сияет, раскрывая их смешанные внутренние эмоции. Выражения их лиц серьезные и даже торжественные. Люди на картине не общаются между собой, каждый погружен в себя, и по-своему они прекрасны в своей сосредоточенности
Картина Ван Гог Едоки картофеля визуально симметрична. Слева – молодая пара, справа – пожилая пара (женщина в наливает в чашки, стоящие на столе, напиток, похожий на ячменный кофе). Ребенок, сидящий в центре, если смотреть сзади, образует своего рода ось, очерчивающую половины.
Обычная сцена ужина превращается у Ван Гога в загадочную, полную сосредоточенности и напряжения, благодаря тому, как подобран грубый холст, и простоте «грязных» цветов (темно-коричневого, оливково-зеленого и черного), вызывающих настроение, похожее на настроение некоторых картин Рембрандта. Руки персонажей такого же цвета и текстуры, как и выкопанный ими картофель. Лицо мужчины («едок» справа) эффектно изображено скупыми полутонами. Светлый фон, нарисованный тонкими мазками кисти, выделяет из тени очертания фигуры. Бескомпромиссное и строгое изображение крестьян Ван Гогом указывает на желание создать поистине деревенский образ. Художник чувствовал глубокую солидарность с бедняками. Стол, за которым сидят «едоки картофеля», стал жертвенником, а еда – таинством.
Полотно стирает границы между классическими представлениями о том, что прекрасно, а что уродливо – важна сила воздействия и глубина переживания.
Автопортрет 1887 года
Ван Гог создал, по крайней мере, двадцать четыре автопортрета за время своего двухлетнего пребывания во французской столице. Этот первый образец отражает реакцию художника на революционную пуантилистскую технику Жоржа Сёра. Но то, что для Сёра было методом, основанным на холодной объективности науки, превратилось в руках Ван Гога в эмоциональный язык с яркими зелеными, синими, красными и оранжевыми цветными точками. Глубокие зеленые глаза художника и интенсивность ее взгляда доминируют в этом ослепительном множестве отрывистых точек и мазков.
Портрет Папаши Танги
В Париже Ван Гог встретил одного из самых интересных персонажей парижской художественной среды 1880х и 1890х годов, которого художники нежно называли «папашей». Жюльен-Франсуа Танги владел небольшим магазином красок на улице Клозель и часто принимал картины в обмен на свои товары. Он также часто брал их в залог, чтобы поспособствовать продаже.
Ван Гог написал три портрета Папаши Танги. В одном из них, который он оставил себе, художник использует чистые цвета и дополнительные контрасты, плоское пространство – элементы неоимпрессионистского языка. Стремясь передать безмятежность в своей картине, Ван Гог пишет Танги в спокойной, созерцательной позе, со скрещенными руками на животе, с добрыми синими глазами, которые как будто смыкает сон. Ван Гогу удалось передать доброту и скромность персонажа. Отдавая дань уважения Папаше Танги, он делает из него своего рода обладателя «спокойствия Будды», размещая на фоне, созданном из ярких японских гравюр.
Агостина Сегатори в кафе «Тамбурин»
Агостина Сегатори – уроженка Анконы (региона Марке в Италии). Переехав в Париж, она стала моделью. Ее итальянские черты вдохновляли многих ведущих художников 1860–1887 годов, Эдуарда Мане, Эдуара Жозеф Дантана, Жан-Батиста Коро, Жан-Леона Жерома, Эжена Делакруа, Винсента Ван Гога. На заработанные деньги она открыла в Париже кафе Тамбурин. Изначально оно находилось на улице Ришелье, 27, затем вновь открылось на бульваре Клиши, 62.
Жюль Шере сделал плакат для открытия кафе-кабаре. Декор Тамбурин включал работы, предложенные Эдуаром Дантаном и Винсентом Ван Гогом. В 1887 году Анри де Тулуз-Лотрек написал портрет Винсента Ван Гога в кафе. Тамбурин было местом выставки, организованной Винсентом и другими художниками, которая называлась «peintres du petit Boulevard» (художника маленького Бульвара), в отличие от «Grand Boulevard» (Большого бульвара), где выставлялись Моне, Сислей, Писсарро, Дега.
Ван Гог также провел в кафе специальную выставку своих японских гравюр. Предположительно с Агостиной у него была связь, но она закончилась, когда женщина обанкротилась, а все картины в кафе были конфискованы кредиторами. Картина Агостина Сегатори в кафе «Тамбурин» демонстрирует художественное открытие, достигшее высшей точки в уникальном творческом стиле Ван Гога, которое находится на грани понимания и уважения к модели.
Описание картины: художник изображает женщину, сидящую за столиком в виде тамбурина (столики и стулья имели форму тамбуринов, что соответствовало тематике кафе), с сигаретой между пальцев, кружкой пива перед ней и меланхоличным взглядом, потерянным в пустоте. Работа, в определенном смысле, почти как будто хочет передать чувство заброшенности и растерянности тех многих женщин, которые, приехав в столицу с эфемерными мечтами об успехе, оказались потерянными и погрязшими в проституции или алкоголе.
У этой работы есть важный образный прецедент. Очевидно, что это «Абсент» Эдгара Дега, – картина, осуждающая бич алкоголизма. Но в шедевре Дега очень ярко выражено чувство безмолвной изоляции, угнетающее две фигуры. Ван Гог предпочитает наполнить свое полотно туманной грустью, попавшей в дымную атмосферу, окутывающую комнату. С другой стороны, перед зрителем по манере поведения современная и уверенная в себе женщина, одетая в модную одежду.
В этой картине Ван Гог подтверждает свою любовь к искусству Дальнего Востока (японские гравюры украшают стену, хотя и не имеют многозначного значения для произведения, не более чем экзотические аксессуары). Картина знаменует сдвиг в его творчестве в восприятии перспектив и цветов, по сравнению с ранними работами на «крестьянские» темы.
Вскоре после своего прибытия в Арль, 20 февраля 1888 года, Винсент Ван Гог нарисовал различные версии подъемного моста к югу от города в период с марта по май 1888 года: четыре картины (холст, масло), два рисунка, акварель и эскиз. .
Это третье из четырех полотен с подсолнухами, датируемых августом 1888 года. Ван Гог намеревался украсить этими картинами (формат 90 x70) комнату Гогена в Желтом доме, который он арендовал в Арле. С помощью трех оттенков желтого «и ничего больше» он демонстрирует, что можно создать изображение с множеством вариаций одного цвета без потери выразительности.
Подсолнухи
Картина Ван Гога Подсолнухи среди любимых сюжетов художника. Ещё в Париже, в конце лета 1887 года, он написал несколько версий срезанных подсолнухов – первую серию, которую сейчас делят между собой Метрополитен-музей в Нью-Йорке, музей Крёллер-Мюллер в Оттерло, музей Ван Гога в Амстердаме и Художественный музей Берна.
Серия «Подсолнухи в вазе» родилась в период бодрости и оптимизма в Арле, летом, в ожидании приезда Поля Гогена. Ванг Гог хотел написать картины, чтобы украсить ими гостевую комнату в Желтом доме. Подсолнухи, вместе с автопортретами стали его художественным оружием и альтер-эго до наших дней. Гоген был впечатлен подсолнухами, и называл их «полностью Винсентскими».
Особенно знамениты 14 подсолнухов на бирюзовом фоне (в коллекции Новой пинакотеки в Мюнхене) и 15 подсолнухов на желтом фоне (в Национальной галерее в Лондоне). Подсолнух изображен на всех этапах жизни, от полного цветения до увядания.
Картины считались новаторскими вследствие использования желтого цвета, отчасти потому, что недавно изобретенные пигменты сделали возможными создание новых цветов.
Цветущие ветки миндаля
Цветущие ветки миндаля Винсент Ван Гог написал в феврале 1890 года в Сен-Реми-де-Прованс. На юге Франции стояла ранняя весна, и цвели миндальные деревья. Яркие белые цветы контрастировали с холодным голубым небом. Цветущий миндаль напоминал об обновлении и возрождении среди ещё пустого окружающего пейзажа.
Как свидетельствует письмо Ван Гога матери, поводом для написания этой картины стало рождение 9 февраля 1890 года его племянника Винсента Виллема Ван Гога, сына Тео и Йоханны. Ван Гог хотел, чтобы молодые родители повесили картину над кроватью. Ван Гог Цветущий миндаль означает начало новой жизни.
Первое, что привлекает внимание, – смягченные цвета. Ветки не выделяются на фоне синевы, небо скорее бирюзовое или аквамариновое. Краска нанесена густо, что создает эффект плотного воздуха. Сучковатая ветка – зелено-голубая. Цветок бело-розово-зеленого цвета кое-где с тонким красным ободком, пестики желтые. Вокруг еще закрытых и набухших бутонов складываются светло-зеленые листочки.
Издалека цветочки кажутся розовыми и хрупкими. Вокруг цветка холст просвечивает сквозь краску, что еще больше подчеркивает изысканность. Все это тонкая игра цветов. Цветение в его легком и свежем хрупком виде – символ надежды и зарождающейся новой жизни.
Картина пробуждает тоску по лету, по полной жизни, а также несет в себе обещание большего, поскольку цветок – первый посланник урожая. Ветви миндального дерева принесут плоды. Таким образом, картина выступает как притча.
Цветущие миндальные деревья – серия из нескольких картин, созданных в 1888 и 1890 годах в Арле и Сен-Реми. Хотя фруктовые деревья собирались цвести, когда Винсент прибыл в Арль, в городе выпал снег, из-за которого художник в первую неделю работал над натюрмортами, как Ветвь миндаля в стакане и Ван Гог Ветка цветущего миндаля в стакане, с книгой.
Красные виноградники в Арле
На картине крестьяне собирают виноград в сельской местности Арля, вероятно, в Требоне, к северу от города, в сторону аббатства Монмажур. Эта работа примечательна своими цветами, в частности противопоставлением желтого и пурпурного, и в этом смысле провозглашающая фовизм. В письме от 2 октября 1888 года Эжену Бошу Винсент сообщает о своих планах, что он собирается в виноградник, недалеко от Мон Мажор, работать. «Под голубым небом все пурпурно-желто-зеленое, красивый цветовой узор».
Ночная терраса кафе
В сентябре 1888 года Ван Гог уже несколько месяцев находился в Арле и ждал приезда Гогена. Он решает написать картину терраса кафе на площади Форум. Он хорошо знает живопись импрессионистов, но, как и многие художники того времени, старается выйти за ее рамки. Термин постимпрессионизм начнут использовать только в начале 20 века, что обозначить творчество Ван Гога.
Импрессионизм здесь в его принципах не подлежит сомнению. Художник хочет запечатлеть мимолетность момента или, скорее, впечатления, особенно настаивая на эффектах света. Свет – основной строительный блок зрения, и его восприятие может варьироваться у разных людей. Импрессионисты очень чувствительны к этой форме субъективности. Ван Гог хочет запечатлеть ночную атмосферу небольшой площади в провансальском городке. При ясном небе свет имеет два источника.
Естественный свет, исходящий от звезд, которые художник изображает в виде цветов на темно-синем фоне неба, и искусственный свет от газового освещения террасы кафе. Этот второй источник света обработан желтыми тонами на навесе и стене кафе и отражениями, исполненными в виде желтых штрихов на тротуаре. Импрессионизм также проявляется в формах. Фигуры, столы, стулья не прорисованы тщательно, но очень убедительны совокупностью форм и цветов. Это эстетика восприятия.
Но Ван Гог стремится выйти за рамки условностей. Притом, что черная краска вообще не используется, он показывает яркую ночь, возможно, как он говорил, иногда ошибаясь с точным тоном. Но ведь это всего лишь результат восприятия ночного цвета и не противоречит преследуемой цели. Художник использует желтый, синий, лиловый, зеленый, создавая у зрителя ночное впечатление.
Ван Гог наносит краску толстыми слоями. Следы кисти видны при приближении к холсту, в синеве неба. Перспектива обрабатывается набором сходящихся линий, ориентированных к концу улицы: на переднем плане желоб, вырытый в тротуаре, затем план навеса и помоста, наконец, крыши домов, выступающие на тротуаре.
Помимо намерений художника и технического анализа, шедевр – результат способности вызывать эмоции почти универсальным образом. Каждый может увидеть какое-нибудь заведение в Арле однажды ночью в сентябре. Но очень мало тех, кто может интерпретировать это как сочетание ярких красок, представляющих необычный и поэтичный взгляд на мир. Для обычного прохожего это была темная улица, довольно тускло освещенная газом. Поэтизация места – это послание художника о своем видении мира.
Звездная ночь
Винсент Ван Гог Звездная ночь – одно из самых известных произведений искусства и абсолютный шедевр Музея современного искусства в Нью-Йорке.
Серия ноктюрнов Ван Гога была связана со сложностями из-за написания таких сцен с натуры, то есть ночью. Первым ноктюрном была картина Ночная терраса кафе, за которой последовала Ван Гог Звездная ночь над Роной. «Звездный» мотив интриговал Ван Гога. Точка зрения, которую он выбрал для Звездной ночи над Роной, позволила запечатлеть отражение газового освещения над мерцающей голубой водой реки Рона. На переднем плане двое влюбленных гуляют по берегу реки.
Картина Звездная ночь написана в июне 1889 года в психиатрической лечебнице Сен-Поль-де-Мавзоль в Сен-Реми. Она основана на наблюдениях художника, но также на его воображении, воспоминаниях и эмоциях. На картине среднего размера, написанной маслом на холсте, ночное небо, усыпанное звездами. Оно занимает три четверти поверхности и кажется бурным, даже взволнованным, с завихрениями, которые словно катятся по его поверхности, как волны. Они соответствуют опубликованным рисункам спиральных туманностей французского астронома Камиля Фламмариона, с которыми Ван Гог мог быть знаком. Полумесяц – справа, Венера, утренняя звезда, окруженная концентрическими кругами сияющего белого и желтого света, – слева от центра.
Под выразительным небом тихая деревня со скромными домами, которая, рассеиваясь по долине, кажется потерянной в необъятности космического движения, церковью, шпиль которой резко возвышается над холмистыми сине-черными горами на заднем плане. На переднем плане – кипарисы. Подобно пламени, вспыхивающему в поисках бесконечности, дерево достигает почти верхнего края холста, служа визуальным связующим звеном между землей и небом.
Символически кипарис можно рассматривать как мост между жизнью-землей и смертью-небом. Кипарис также считается деревом кладбища и траура. Острый шпиль колокольни, больше характерный для его родной Голландии, чем для Франции, принимает скульптурную вертикальность кипариса и словно «бросает вызов силам природы» как антенна и громоотвод. Справа пышная растительность оливковых деревьев, а на заднем плане простирается диагональный и волнистый профиль Альп.
Деревня окутана тьмой и сном и в целом – идеал безмятежной тишины. Ночной пейзаж, напротив, явно отсылает к грандиозной природе, воспеваемой в начале века романтиком Каспаром Давидом Фридрихом.
Композиция структурирована благодаря упорядоченному размещению кипарисов, шпиля, спиральных туманностей. Бесчисленные короткие и четкие мазки, густо нанесенная краска приводят поверхность в волнующее движение. Цвета и тона, а не линии и контур, определяют формы. Таково сочетание визуальных контрастов, созданное Ван Гогом, который нашел красоту и интерес в ночи. Она для него была «гораздо более живой и богатой, чем день».
Звездная ночь остается предметом бесчисленных интерпретаций, особенно относительно психического состояния Ван Гога и его религиозных интересов. Хотя в тот момент Ван Гог в значительной степени отказался от своих религиозных убеждений и проникся глубокой любовью к природе, в которой он находил утешение.
Пшеничное поле со жнецом
Этот залитый солнцем пшеничный пейзаж – типичный образ Прованса для Ван Гога. Палящее солнце, дрожащее от зноя небо, золотая пшеница как море в ярких мазках художника. Прекрасна и символика картины. Для Ван Гога пшеница была символом вечного круговорота природы. Он видел в этом жнеце образ смерти, «в том смысле, что человечество как пшеница, которую собирают… Но в этой смерти нет ничего печального, она приходит средь бела дня, когда солнце заливает все светом чистого золота».
Ирисы
Одно из самых известных произведений Винсента Ван Гога, написанное художником во время пребывания в лечебнице Святого Павла Мавзолийского близ Сен-Реми-де-Прованс.
Работа в саду, обнесенном стеной, была для Винсента источником удовольствия. Через две недели после приезда он написал Тео, что «с учетом того, что жизнь происходит, прежде всего, в саду, это не так грустно». Жизнь в лечебнице для пациентов была скучной, и мало что могло нарушить ее однообразие. Появление художника, ещё и иностранца, вызвало большое волнение. «Все они приходят посмотреть, когда я работаю в саду», – добавил Винсент в своем письме.
После завтрака он сразу заметил распустившиеся ирисы, и запечатлел преходящую красоту живописных лепестков. На картине цветочный ковер. Нет горизонта и неба. Ван Гог сделал так, чтобы внимание зрителя сосредоточено только на цветах. Это очень необычная перспектива, она в западноевропейском искусстве практически не использовалась. Но техника принадлежит не Ван Гогу.
Такой вид перспективы характерен для японских мастеров – когда художник ставит зрителя лицом к лицу с предметом. Так работал знаменитый мастер укиё-э Кацусика Хокусай. Ирис – любимый мотив для японских художников, чьими работами Ван Гог восхищался. Он владел гравюрами Утагава Хиросигэ и, возможно, хорошо знал его Сад ирисов в Хорикири, так же как шедевр Хокусая Кузнечик и Ирисы.
После Ван Гога прием стал популярным среди европейских художников. Клод Моне напишет не одну такую картину, в том числе и с ирисами. Идею подхватили и представители стиля модерн, среди которых самым ярким был Густав Климт. Однако Ирисы Ван Гога интересны не только перспективой.
На следующий день после приезда Винсент написал своему брату Тео, что у него уже есть две картины «на ходу»: одна с кустом сирени, а другая с «фиолетовыми ирисами». Ирисы Ван Гога действительно когда-то были фиолетовыми – цвет, который он получил, смешав синий и красный пигменты. Но красный постепенно потускнел, и цветы стали синими.
Ирисы сейчас входят в число величайших картин в музее Дж. Пола Гетти в Лос-Анджелесе.
Пшеничное поле с воронами
Одна из последних работ Ван Гога выделяется тревожной атмосферой. Относительно этой картины всегда было много споров, была ли она завершающей в его творчестве и жизни. На основании исследований искусствоведа Яна Хюлскера и благодаря последним письмам Ван Гога брату Тео, установлено, что картина написана 10 июля 1890 года в Овере. После нее были созданы ещё три работы, Пшеничное поле под облачным небом, Сад Добиньи и Корни деревьев.
Но это не меняет того, что местоположение и мрачное настроение картины могут быть связаны с самоубийством Ван Гога. Возможно, это то поле, где художник выстрелил себе в грудь 27 июля 1890 года, через 17 дней после того, как написал Пшеничное поле с воронами. Сам он писал о месте, изображенном на картине: «Вернувшись сюда, я начал работать. Кисть выпала из рук… огромные кукурузные поля, раскинувшиеся под диким небом. Я сознательно пытался выразить в них печаль и крайнее одиночество».
Пшеничное поле с воронами – полотно так называемого двойного квадратного формата, в котором соединены два типоразмера. Ван Гог сделал много работ в этом формате, в том числе Корни деревьев.