Мао Цзэдун (1893-1976) – одна из главных фигур 20-го века, самый влиятельный человек в истории человечества. Войны, революции и политические кампании, которые вел политик, никого не оставили в Китае в стороне. Мао был блестящим политическим тактиком, великим стратегом, умным, харизматичным и убедительным лидером, который снова и снова переигрывал своих соперником, плодовитым автором, описывавшим себя как «неутомимого учителя» (хотя многие из его произведений написаны призраком или в значительной степени отредактированы такими людьми как его секретарь Чэнь Бода).

Абсолютная власть

С другой стороны он был одержим властью и безжалостно устранял своих врагов. Его «крестовые походы» убили больше людей, чем массовые истребления Гитлера и Сталина вместе взятых. Обладая абсолютной властью над жизнями одной четверти населения мира, он несет ответственность за смерти более чем 70 миллионов человек в мирное время, больше, чем любой другой лидер 20-го века. В течение его жизни Мао поклонялись как богу, его книги продавались лучше, чем Библия. После смерти он был демистифицирован, и свергнут с престола, а сегодня является объектом культа поп-культуры. Итак, Мао Цзэдун краткая биография «Великого кормчего».

Ранние годы и образование отца современного Китая

26 декабря 1893 года в опрятном доме с 13 комнатами  семьи мелких землевладельцев, Мао Ичан и Вэнь Цимэй, в живописном месте, селе Шаошань (провинция Хунань), родился сын. Его назвали Мао Цзэдун. Во время Культурной революции Красная Гвардия скандировала «Солнце встает в Шаошане», и многие китайцы меняли свое имя на Шаошань в честь Мао.

Семейный дом

Мао описывал своего отца как состоятельного крестьянина. Он продавал излишки риса, скупая его у бедных фермеров и продавая по более высокой цене торговцам рисом. Когда Мао был подростком, его отец совершил «убийство» по деревенским стандартам, скупая закладные у бедных крестьян и получая прибыль от процентов, которые крестьяне платили ему.

Мао был близок с матерью. Она была буддисткой и имела перебинтованные ноги. Согласно одной из легенд, отец обвинял его в том, что он толстый и ленивый и мог побить перед гостями. Как-то Мао пожелал отправиться отцу в ад и подытожил: «Конфуций говорит, что старшие должны быть добрыми и ласковыми с молодыми. Однако я буду преклоняться перед вами, если вы пообещаете больше не избивать меня».

Он вырос в среде, в которой образование ценилось только как обучение ведению учета. С раннего возраста Мао любил читать. Особенно ему нравились исторические романы о восстаниях и популярных героях. Одним из величайших героев для юного Мао был император Цинь Ши Хуанди. Ещё не будучи радикально настроенным, он писал: «Я считал императора, как и большинство чиновников, честными, хорошими и умными людьми». В старшем возрасте любимым романом Мао стал «Речные заводи», о «благородных разбойниках» времен династии Сун.

Непослушного юного Мао исключали из нескольких школ, и даже несколько раз он убегал из дома. С восьми лет он посещал начальную школу в родном селе, где приобрел базовые знания по У-цзин (классика конфуцианства). В 13 лет ему пришлось начать работать в хозяйстве семьи. В 1907 году Мао Ичан организовал брак по договоренности для своего четырнадцатилетнего сына. Мао отказался признать двадцатилетнюю невесту, даже после того, как она переехала в их семейный дом.

Sun-JatsenВосстав против отцовской власти, Мао оставил семью и начал учиться в начальной школе высшей ступени в соседнем округе, а затем в Первой провинциальной средней школе в столице провинции – Чанша. Там он познакомился с новыми революционными идеями, сформулированными такими политическими и культурными реформаторами как Кан Юйвэй, Сунь Ятсен.

Его восхищение вызывали императоры-воины ранних периодов истории Китая, Мао Цзе, и некоторые западные государственные деятели как Пётр I, Екатерина II, Наполеон, Артур Веллингтон, Уильям Гладстон, Авраам Линкольн.и Джордж Вашингтон, Руссо и Монтескьё. Описывая свои ранние годы в Чанше, Мао писал: «В то время мой разум представлял любопытную смесь идей либерализма, демократического реформизма и утопического социализма…и я определенно был антимилитаристом и антиимпериалистом».

Но настоящая революция происходила на его глазах. 10 октября 1911 года Учанским восстанием начинается Синьхайская революция, против правления последней династии – династии Цин. В течение двух недель восстания и бунты распространились на Чанша.

После краха династии Цин, вступив в подразделение революционной армии в Хунани, Мао провел шесть месяцев в качестве солдата в казармах Чанша. Хотя он, вероятно, еще не осознал ясно того, что, как он позже выразился, «политическая власть вырастает из ствола оружия», его первый краткий военный опыт, по крайней мере, подтвердил его детское восхищение военными лидерами и подвигами.

Между 1913 и 1918 годами Мао учился в Четвёртом провинциальном педагогическом училище города Чанша, где познакомился с революционными идеями, проповедуемыми Сун Ятсеном, особенно очаровываясь русской революцией 1917 года и легизмом – китайской философской школой 4-го века до н.э. Мао призывал Сунь Ятсена стать главой и отрезал свою «маньчжурскую косу» (бань-фа), что символизировало протест против маньчжурской династии.

Ян ЧанцзиВ 1918 году Мао окончил педагогическое училище и последовал за своим любимым учителем, Ян Чанцзи, отправившись в Пекин. Там он оказался втянутым в интеллектуальную и политическую деятельность Движения 4 мая. Он получил должность ассистента в библиотеке Пекинского университета, где на него огромную роль оказали Чэнь Дусю и библиотекарь Лян Цичао, будущий основатель Коммунистической партии Китая. В 1920 году дочь Ян Чанцзи, Ян Кайхуэй, станет второй женой Мао.

В 1920-х годах будущий китайский лидер основал культурное книжное общество и книжный магазин с целью реформирования академических исследований и внедрения реформаторских китайских и зарубежных публикаций.

Обретение революционной силы

В 1920 году Мао прочитал «Коммунистический манифест» в переводе и становится убежденным марксистом. Вернувшись в Чанша (где год преподавал в педагогическом училище), Мао писал: «Я все больше и больше убеждался, что только массовая политическая власть, обеспеченная массовыми действиями, может гарантировать проведение динамичных реформ». В Чанша Мао становится редактором радикальной студенческой газеты Сянцзян Ревью. Публикуя рекламу, он приглашает «молодых людей, заинтересованных в патриотической работе». Так Мао познакомился с Лю Шаоци.

В 1921 году Мао принимает участие в учредительном собрании Коммунистической партии Китая в Шанхае. В 1922 году он организовывает провинциальное отделение Коммунистической партии в провинции Хунань и создает профсоюзы. Его революционная деятельность вызывает гнев хунаньских помещиков и Мао вынужден бежать в Кантон, где Гоминьдан и Коммунистическая партия Китая поставлены перед необходимостью править в союзе.

После раскола 1927 года между Китайской Национальной партией (Гоминьдан) и Коммунистической партией Китая КПК начинает вооруженную борьбу против режима Чан Кайши. Националисты, уничтожили, по меньшей мере, 5 000 коммунистов в результате неожиданного переворота. Осенью 1927 года Мао возглавил Восстание Осеннего урожая в Чанша против Национальной партии Китая. Но Гоминьдан разгромил крестьянскую армию Мао. Те коммунистические лидеры, которых не убили сразу, вынуждены были покинуть свои базовые территории в городах Китая, где они пытались мобилизовать фабричных рабочих. Безопасной гаванью, куда они бежали, стали горные районы провинции Цзянси.

Молодые соратникиОказавшись в отдаленной сельской местности, Мао и его сторонники для своей защиты создали Красную Армию. Именно в контексте борьбы с лучше оснащенными и превосходящими по численности силами Гоминьдан Мао разработал теории партизанской войны, которые использовались и в борьбе против японцев, начавшейся в 1937 году.

Мао Цзэдун, ставший марксистом во время Движения 4-го мая, безгранично верил в революционный потенциал крестьянства. Он выступал за то, чтобы революция в Китае была сосредоточена на них, а не на городском пролетариате, как это предписывалось ортодоксальными марксистско-ленинскими теоретиками. Несмотря на провал восстания Осеннего урожая, Мао продолжал работать среди крестьян провинции Хунань. В те времена Мао описывают как высокого, худого и красивого человека. Он закуривал и смотрел людям прямо в глаза, источая доверие и убеждая крестьян своей логикой и харизмой.

В июне 1928 года Гоминьдан занял Пекин и был признан официальным правительством Китая иностранными державами. Однако Мао, не дожидаясь санкции центра КПК, создает крестьянские советы (коммунистические местные органы власти) вдоль границы между провинциями Хунань и Цзянси. Он закладывал основы маоизма.

В сотрудничестве с военным командиром Чжу Дэ Мао превратил местных крестьян в политизированные партизанские силы. К зиме 1927-28 годов объединенная армия «крестьян и рабочих» насчитывала около 10 000 человек.

Престиж Мао неуклонно рос после провала коммунистических городских восстаний. В конце 1931 года он объявляет о создании Китайской Советской Республики под своим председательством в Жуйцзине, провинция Цзянси. Советское политическое бюро КПК прибыло в Жуйцзинь по приглашению Мао с намерением демонтировать его аппарат. Но, хотя он еще не получил членство в Политбюро, Мао доминировал в процессе.

К 1930 году Совет Цзянси контролировал несколько миллионов человек, а Красная Армия насчитывала 200 000 человек. Тем временем Гоминьдан начал кампанию по уничтожению коммунистов. В начале 1930-х годов, несмотря на продолжающееся противодействие Политбюро его военной и аграрной политике и кампании по уничтожению Красной Армии, проводимые силами Чан Кайши, контроль Мао над коммунистическим движением Китая усиливался.

Великий поход

Многие историки утверждают, что без «сундуков», полных мексиканских серебряных песо, и инструкций Иосифа Сталина, которые получил Мао, его Великий поход был бы невозможен. Говорят, что именно связь Мао Цзэдун и Сталин сыграла главную роль в подъеме китайского лидера.

Все движения – политические, религиозные, социальные – имеют свои основополагающие мифы и истории об их начинаниях, которые со временем достигают колоссальных масштабов и используются для того, чтобы вдохновлять и объединять последователей. Для Коммунистической партии Китая это история Великого похода. 16 октября 1934 года коммунисты покинули свою базу в Жуйцзинь (Цзянси), где были атакованы гоминьдановскими силами, и прошли долгий путь, более чем 12 500 км к северу, прибыв в Уци (провинция Шэньси).

Великий походВеликий поход описывается как легендарное действо, когда группа преодолевала невероятные трудности, чтобы добиться окончательной победы и основать нацию. В реальности люди, участвовавшие в походе, пытались остаться в живых, преследуемые не только Гоминьданом, но и ополченцами и армиями местных помещиков. Им приходилось идти через сложные местности, заснеженные горы, опасные горные тропы, бескрайние реки и болота. Усталость, голод, болезни унесли много жизней. Из 85 000 человек только 7 000 добрались до Шэньси 19 октября 1935 года.

Этот легендарный поход закрепил позицию Мао как лидера китайских коммунистов. Несмотря на крайне тяжелое положение, он смог сплотить войска. Вопреки советам Мао и его последователей Ли Лисань, лидер Коммунистической партии в то время предал огню 180 000 человек в серии военных сражений в начале 1930-х годов с Гоминьданом. Прусские офицеры обучали Гоминьдан строить форты и укреплять линии снабжения, чтобы заманить противника. Коммунисты проиграли все сражения, и коммунистическое движение почти рухнуло.

Как Мао Цзэдун пришел к власти? Мао взял на себя управление Коммунистической партией после того, как ослушался приказа Ли провести крупное наступление против Чан Кайши. В течение «длинного марта» он укрепил власть над КПК. Вскоре после похода он был избран председателем Коммунистической партии на конференции политбюро в Квейчоу в 1935 году. Под руководством Мао коммунисты продолжали вести партизанскую войну, избегая крупных сражений.

В 1937 году Япония вторглась в Китай. Коммунисты и Гоминьдан остановили гражданскую войну, чтобы противостоять новой угрозе. Япония захватила Пекин и китайское побережье, но никогда не занимала внутренних районов. Обе армии Китая сражались; особенно эффективной оказалась партизанская тактика коммунистов. Между тем, в 1938 году Мао развелся с Хэ Цзычжэнь (третьей женой) и женился на актрисе Цзян Цин, позже известной как «мадам Мао».

Маоизм и маоистские идеи о революции

Придя к власти, китайские коммунисты принесли с собой новый вид марксизма, который стал называться маоизмом в честь Мао Цзэдуна. Официальная китайская версия коммунизма, широко применяемая в качестве политической и военной руководящей идеологии, – маоизм или «мысль Мао Цзэдуна» (Мао Цзэ-дун Сюй-сян) – далека от первоначального видения Маркса. Китайский деятель утверждал, что «творчески» изменил марксистскую теорию и коммунистическую практику, чтобы соответствовать китайским условиям.

МаоизмМаоизм представлял революционный метод, основанный на особом революционном мировоззрении. Политика Мао кристаллизовалась постепенно. Его менталитет был оппортунистическим и осторожным с идеологическими тонкостями. Если марксистско-ленинская традиция считала крестьян неспособными к революционной инициативе и лишь незначительно полезными для поддержки усилий городского пролетариата, построение революции по Мао основывалось на «бездействующей власти» сотен миллионов китайских крестьян.

В них он видел потенциальную энергию, благодаря тому факту, что они были «бедными и пустыми», и сила присуща их состоянию. Исходя из этого, он предложил привить им пролетарское сознание и сделать так, чтобы одной их силы было достаточно для революции. Существенного китайского пролетариата не существовало, но к 1940-м годам Мао произвел революцию и «пролетаризировал» крестьянство.

СССР и США, Гоминьдан и Союз коммунистов во время Второй мировой войны

Сотрудничество между Гоминьдан и КПК имело благотворные последствия для КПК. Однако недоверие между двумя сторонами едва скрывалось. Альянс начал рушиться с конца 1938 года, несмотря на устойчивые территориальные завоевания Японии в северном Китае, прибрежных районах и богатой долине начал рушиться после конца 1938 года, несмотря на устойчивые территориальные завоевания Японии в северном Китае, прибрежных регионах и богатой долине Янцзы в центральном Китае. После 1940 года конфликты между националистами и коммунистами участились в районах, неподконтрольных Японии. Коммунисты расширяли свое влияние везде, где появлялась возможность, посредством массовых организаций, административных, земельных и налоговых реформ в пользу крестьян, в то время как националисты пытались нейтрализовать распространение коммунистического влияния.

В 1945 году Китай вышел из войны номинально великой военной державой, но фактически страной, находящейся в удручающем экономическом положении и на грани тотальной гражданской войны. Экономика, подорванная военными требованиями внешней войны и внутренних раздоров, растущей инфляцией и спекуляцией националистами, привела к тому, что после войны наступил голод, миллионы людей остались без крова из-за наводнений и нестабильности во многих частях Китая.

Ситуация осложнялась соглашением союзников на Ялтинской конференции в феврале 1945 года, которое ввело советские войска в Маньчжурию, чтобы ускорить прекращение войны против Японии. Хотя китайцы не присутствовали в Ялте, с ними консультировались и они согласились, чтобы Советы вступили в войну, полагая, что Советский Союз будет иметь дело только с националистическим правительством. После войны СССР в рамках Ялтинского соглашения, разрешающего его сферу влияния в Маньчжурии, демонтировал и вывез более половины промышленного оборудования, оставленного там японцами.

Чан-КайшиВо время Второй мировой войны Соединенные Штаты стали основным игроком в китайских делах. В качестве союзника США начал в конце 1941 года программу крупной военной и финансовой помощи правительству Чан Кайши. В январе 1943 года Соединенные Штаты и Великобритания возглавили процесс пересмотра своих договоров с Китаем, положив конец столетию неравных договорных отношений.

В течение нескольких месяцев между Соединенными Штатами и Китаем было подписано новое соглашение о размещении американских войск в Китае, для совместных военных действий против Японии. В декабре 1943 года были отменены китайский акт об исключении китайцев и последующие законы, принятые Конгрессом США для ограничения китайской иммиграции в Соединенные Штаты.

Одна из величайших операций Второй мировой войны произошла через минуту после полуночи 9 августа 1945 года, когда 11 групп армий СССР, при поддержке 27 000 артиллерийских орудий, 5 500 танков и самоходных орудий и 3700 самолетов – миллион солдат с криками «Смерть самураю!» – вторглась в оккупированную Японией Маньчжурию. Знаменитая Квантунская армия Японии была разгромлена. Но поскольку вторжение произошло через три дня после атомной бомбардировки Хиросимы Соединенными Штатами, оно практически забывается историей. Советская оккупация Маньчжурии, иронично спровоцированная президентом Франклином Рузвельтом и поддерживаемая ленд-лизом, стала доминирующей силой, формирующей Китай и будущие отношения Китая с Соединенными Штатами и Советским Союзом. Сразу после сталинской оккупации силы Мао затопили Маньчжурию. Красная Армия СССР передала сокровищницу японского оружия и позволила коммунистам набирать десятки тысяч солдат, готовясь к гражданской войне с армией Чан Кайши.

Мао и Сталин

«Как только сталинские войска заняли северо-восток Китая, любой шанс, что Мао согласится на сделку с осажденной партией Чан Кайши, испарился, несмотря на усилия Джорджа Маршалла, который был отправлен в Китай президентом Гарри Трумэном. С этого момента Мао знал, что одержит победу и прийти к власти», – пишет Ричард Бернштейн в книге «Китай 1945 г: революция Мао и выбор Америки»

В гражданской войне после поражения Японии во Второй мировой войне Красная Армия, переименованная в Народно-освободительную армию Китая, снова использовала принципы народной войны, следуя политике стратегического ухода, ведения войны на истощение.

Во время войны Мао описал свою деятельность как «70-процентное саморазвитие, 20-процентное угнетение и 10-процентное сражение с японцами». Военная идея Мао выросла из опыта Красной Армии в конце 1930-х и начале 1940-х годов и легла в основу концепции «народной войны», которая стала доктриной Красной Армии и НОАК. Развивая свою мысль, Мао опирался на работы китайского военного стратега 6 века до н.э. Сунь-Цзы, советских теоретиков, а также на знания крестьянских восстаний – историй, найденные в классическом романе «Шуй ху Чжуань» (Речные заводи).

Синтезируя это влияние с уроками, извлеченными из успехов и неудач Красной Армии, Мао создал всеобъемлющую военно-политическую доктрину для ведения революционной войны. Народная война включала политические, экономические и психологические меры с длительной военной борьбой против превосходящего противника.

В качестве военной доктрины народная война подчеркивала:

  • мобилизацию населения для поддержки регулярных и партизанских сил;
  • первенство людей над оружием, с акцентом на мотивацию, компенсирующую низкие технологии;
  • три прогрессивные фазы затяжной войны – стратегическая оборона, стратегический тупик и стратегическое наступление.

Усилия коммунистов завоевали поддержку китайского крестьянства, которое составляло 90 процентов населения Китая. Когда НОАК стала национальной вооруженной силой в 1949 году, это была громоздкая крестьянская армия в 5 миллионов человек.

Китай в руках коммунистов

Победа коммунистов1 октября 1949 г. состоялось провозглашение рождения Китайской Народной Республики перед огромной толпой на площади Тяньаньмэнь. Мао произнес – «Центральное правительство Китайской Народной Республики создано!» – с трибуны Врат Небесного Спокойствия, входа в Императорский Город – символа древней власти. Во время выступления Мао стоял перед своим огромным портретом и начал провозглашать: «Встаньте, те, кто отказывается быть рабами! … Сейчас встали 475 миллионов человек Китая».

После десятилетий гражданской войны и японской оккупации, молодая республика лежала в разрухе. Дороги, железнотранспортные пути, фабрики и фермы находились в шокирующем состоянии, казначейство обанкротились после того, как все золотые запасы националисты вывезли на Тайвань.

При Мао фабрики были поставлены под центральный контроль; значительная реформа – земля была отобрана у помещиков и перераспределена между крестьянами, а население организовано в несколько миллионов рабочих единиц под центральным контролем. В 1953 году, когда инфляция была взята под контроль, а промышленное производство восстановлено, Мао начал построение социализма и запустил первый пятилетний план, который способствовал развитию тяжелой промышленности, но не смог повысить производительность фермерских хозяйств.

Переход к социализму и первая пятилетка Китая

Исторический период, официально обозначенный как «переход к социализму», соответствовал первой пятилетке Китая (1953-57). Он характеризовался усилиями по достижению индустриализации, коллективизации сельского хозяйства и политической централизации. В первой пятилетке подчеркивалось развитие тяжелой промышленности по советскому образцу. Ожидалось, что советская экономическая и техническая помощь сыграет значительную роль в реализации плана; технические соглашения были подписаны с Советами в 1953 и 1954 годах. Для целей экономического планирования в 1953 году провели первую современную перепись. Население материкового Китая составило 583 миллиона человек, что оказалось намного больше, чем ожидалось.

Среди наиболее насущных потребностей Китая в начале 1950-х годов:

  • продукты питания для растущего населения;
  • внутренний капитал для инвестиций и закупки поставляемых СССР технологий, капитального оборудования и военной техники.

Для удовлетворения этих потребностей правительство начало коллективизацию сельского хозяйства. Несмотря на внутренние разногласия, относительно ее скорости, которая решалась в пользу Мао, предварительная коллективизация завершилась на 90 процентов к концу 1956 года. Кроме того, правительство национализировало банковское дело, промышленность и торговлю. Частное предпринимательство в материковом Китае было практически ликвидировано.

КонституцияОсновные политические события включали централизацию партийного и государственного управления. В разгар крупных правительственных изменений, которые способствовали их ускорению, произошла борьба за власть в КПК. Она привела к чистке 1954 года – члена Политбюро Гао Гана и главы департамента партийной организации Жао Шуши, которых обвиняли в незаконных попытках захвата власти и контроля над партией.

Процесс национальной интеграции также характеризовался усовершенствованием партийной организации под руководством генерального секретаря партии Дэн Сяопина. Особый акцент делался на вербовке интеллектуалов, которые к 1956 году составляли почти 12 процентов от 10,8 миллиона членов партии. Членство крестьян сократилось до 69 процентов, в то время как в партийных рядах росло число «экспертов», необходимых для партийной и правительственной инфраструктуры.

Эксперименты КПК

Победа коммунистов в 1949 году заложила основу для строительства нового общества, построенного по марксистко-ленинской модели, изобилующей классовой борьбой и пролетарской политикой, разработанной и направляемой КПК. Но после того как коммунисты смогли приходить к власти, восстававшие против деспотизма Гоминьдана, они сами стали деспотами. Обученные как бойцы, они оказались плохими менеджерами, превратившись в консервативных, авторитарных, коррумпированных и подозрительных к изменениям.

Культурная революция

Повторяя образец, установленный китайскими императорами, Мао вывел Китай из международного сообщества и всемирного рынка. Он создал власть, которая контролировала все и владела всем: от цветочных магазинов до свиноферм и военных заводов.

Периоды консолидации и экономического развития, которым способствовали председатель КНР Лю Шаоци и первый глава Госсовета КНР Чжоу Энлай, серьезно изменились катастрофическими антиинтеллектуальными (как кампания «Сто цветов»), экономическими («Большой скачок») и политическими (Культурная революция) экспериментами, поставленными Мао и его сторонниками. За это время Китай порвал отношения с Советским Союзом (1959), вел пограничную войну с Индией (1962), вступил в перестрелку с советскими войсками (1969).

Коммунистическая партия Китая захватила власть в 1949 году после длительного периода партизанского мятежа, за которым последовала полномасштабная война, но китайская революция только начиналась. Китай при Мао – это взлет и падении маоистского революционного государства с 1949 по 1976 год – эпоха поразительных достижений и катастрофических неудач, управляемых многими силами, но при доминировании, прежде всего, Мао Цзэдуна.

Сто цветов

В рамках усилий по поощрению участия интеллектуалов в новом режиме, в середине 1956 года, КПК инициировала усилия по либерализации политического климата. Культурным и интеллектуальным деятелям предлагалось высказать свое мнение о правилах и программах КПК. Мао лично взял на себя инициативу в движении, основанное под классическим лозунгом «Пусть расцветают сто цветов, пусть борются сотни школ мысли».

Изначально приглашение партии, публично обсуждать спорные вопросы, высказывать конструктивные взгляды, было встречено с осторожностью. Однако к середине 1957 года возникла острая критика в отношении партии в целом и излишков ее кадров в частности. Интеллектуалы оссудили коррупцию, критиковали монополию коммунистической партии на власть. В бессвязной речи на тему «Правильное решение противоречий между людьми» Мао признал, что голодными остаются 15% или более китайского голодны, и он не удивился, что некоторые люди «противны» марксистской недейственности.

Спустя всего лишь пять недель правительство вновь обдумало движение «Сто цветов» и концепцию свободы выражения мнений и развернуло антиправую кампанию, которая продолжалась с 1957 по 1959 год. Началась всенародная охота на предполагаемых либералов, реакционеров и капиталистических захватчиков. Около 550 000 так называемых «правых» обвинялись в жестоких нападках на КПК. Они лишись работы, многих отправили в трудовые лагеря. Позже Мао называл свою тактику «явным заковором», который помог выманить змей из логова, чтобы отрубить им головы. Термин «буржуазные правые» в основном использовался для обозначения интеллектуалов, обвиняемых в том, что они предпочитают капитализм, а не коллективизацию.

Борьба

Антиправая кампания задала тон молодой Народной Республике и навсегда изменила жизнь всех тех, кто был вынужден надеть «правую шляпу». Она непосредственно привела к последующим политически мотивированным кампаниям, в том числе к «Большому скачку», в ходе которого погибло не менее 20 миллионов человек, и к культурной революции, продолжавшейся десять лет. Репрессивная политика Культурной революции фактически оттачивалась во время антиправого движения.

Некоторым «правым» удалось реабилитироваться – среди них бывший премьер Чжу Жунцзи и известный писатель Ван Мэн, бывший министр культуры. Но для большинства людей, которые ещё живы, остались шрамы – для них и их семей. Антиправую кампанию сложно исследовать из-за продолжающейся цензуры. Китайские историки говорят, что это происходит отчасти из-за центральной роли в идеологических чистках, которую сыграл Дэн Сяопин.

Мао Цзэдун и Дэн Сяопин: Оба – коммунистические ветераны гражданской войны. Оба привержены коммунизму, в частности, маоизму с властью, основанной на крестьянстве, а не на промышленном рабочем классе. Но различия между мировоззрениями двух лидеров Китая можно увидеть как до, так и после смерти Мао. В начале 1960-х Мао отошел на второй план, и Дэн Сяо пин стал тем, кто инициировал некоторые экономические реформы. Мао посчитал это предательством маоизма и развязал культурную революцию, которая привела к 10-летнему хаосу. Ден был унижен и заключен в тюрьму.

После смерти Мао в 1976 году, между реформистами и радикалами во главе с «Бандой четырех», включая вдову Мао, началась нешуточная борьба. Реформисты победили, и Дэн наблюдал за быстрой и масштабной реформой экономики Китая. В отличие от Мао он выбрал внешнеполитический курс – торговлю и внешний опыт, необходимый для модернизации архаичной экономики Китая. Однако в повестке дня не стоял политический вопрос, что подтверждает репрессия после демонстраций на площади Тяньаньмэнь. В этом взгляды Дэн и Мао совпадали.

Большой скачок

В начале пути, после того как КПК пришла к власти, Мао Цзэдун пытался строить социализм по сталинской модели. Однако в середине 1950-х годов он и его советники отреагировали на результаты этой политики, которая включала в себя рост жесткой и бюрократической коммунистической партии и появление управленческих и технократических элит, принятых в других странах, особенно в Советском Союзе, как сопутствующие факторы промышленного роста.

В 1958 году председатель объявил о «Большом скачке», который он изложил в виде пятилетнего плана по улучшению экономического процветания Китайской Народной Республики. Он разработал план после того, как совершил поездку по Китаю и пришел к выводу, что народный энтузиазм способен на все. В целом, план был сконцентрирован на двух основных задачах – коллективизации сельского хозяйства и широкомасштабной индустриализации (увеличение производства зерна и стали).

Большой скачок, как была названа вторая пятилетка (1958-1963), – катастрофическая попытка быстро индустриализировать, колоссализировать сельское хозяйство в огромных масштабах и развить Китай путем строительства масштабных земляных работ и ирригационных проектов. Мао полагал, что «революционное рвение и совместные усилия превратят китайский пейзаж в продуктивный социалистический рай».

Главная цель для Мао во время «Большого скачка» заключалась в том, чтобы Китай превзошел Великобританию по производству стали менее чем за пять лет. Некоторые ученые утверждают, что политика Мао Цзэдуна была вдохновлена фабриками, которые он видел в СССР и Большой скачок был попыткой обогнать Советский Союз и утвердиться в качестве лидера мирового коммунистического движения. Личная конкуренция Мао и Хрущев усиливала унизительную зависимость Китая от Советского Союза в получении кредитов и экспертных рекомендаций и одержимость Мао разработкой уникальной китайской модели социалистической современности.

Годы культурной революции

Мао надеялся добиться этого путем перераспределения рабочей силы от крупных промышленных комплексов к небольшим заводам на заднем дворе, созданным по образцу плавильных печей 8-го века, где крестьяне могли плавить свои кастрюли для производства высококачественной стали. Ожидалось, что последователи Мао будут повторять: «Да здравствуют народные коммуны!» и «Стремимся завершить и превзойти производственную ответственность за 12 миллионов тонн стали!»

Миллионы кастрюль, сковородок, инструментов конфисковывались и плавились для подпитки дополнительного производства (на сталелитейных заводах на заднем дворе производили в основном бесполезный чугун низкого качества). Целые горные склоны обнажали от леса для обеспечивания дровяных заводов. Частное земледелие было упразднено, и сельские фермеры были вынуждены работать в колхозах, где вся добыча, распределение ресурсов и продуктов питания находились под центральным контролем КПК. Урожайность также снизилась, поскольку Мао приказал выращивать зерновые, используя сомнительные методы близкой посадки и глубокой вспашки.

Общенациональная кампания по уничтожению воробьев, которых Мао считал основным вредителем зерновых культур, привела к массовым скоплениям саранчи. Производство зерна резко упало. Голод быстро охватил всю сельскую местность, что привело к гибели миллионов людей. Люди ели кору деревьев и землю, а в некоторых районах практиковали людоедство. Фермеры, не соблюдавшие квоты на зерно, подвергались пыткам вместе с членами своей семьи путем избиений, ошпаривания кипятком, даже погребения заживо.

Большой скачок

В погоне за утопическим раем, где все было коллективизировано, поскольку сельские жители были собраны в гигантские коммуны, что ознаменовало наступление коммунизма, они лишались работы, домов, земли, имущества и средств к существованию. Пища, распределяемая в коллективных столовых по заслугам, стала оружием, заставляющим людей следовать каждому диктату партии. В результате ирригационных кампаний до половины жителей деревни неделями работали над гигантскими проектами по сохранению воды, зачастую вдали от дома, без достаточного питания и отдыха. Эксперимент закончился величайшей катастрофой, которую когда-либо знала страна, уничтожив десятки миллионов жизней.

Культурная революция

Великая пролетарская культурная революция (1966-1976) – десятилетие политического и социального хаоса, вызванного стремлением Мао Цзэдуна использовать массы китайского народа для восстановления своего контроля над коммунистической партией. Поразительная сложность и непостижимая жестокость этого явления таковы, что по сегодняшний день историки пытаются понять, что произошло в тот период. Но решение Мао начать «революцию» в мае 1966 года сегодня интерпретируется, как попытка уничтожить своих врагов, высвободив людей из партии и призвав их очистить свои ряды.

Спустя 17 лет после того как коммунисты захватили власть в стране «Великий рулевой» видел в своей последней политической кампании способ оживления коммунистической революции посредством укрепления идеологии и отсеивания противников.

В начале 1960-х годов напряженность в отношениях с Советским Союзом убедила Мао в том, что русская революция сбилась с пути. Это, в свою очередь, заставило его опасаться, что Китай пойдет по тому же пути. Программы, осуществленные его коллегами по выводу Китая из экономической депрессии, вызванной Большим скачком, заставили Мао усомниться в их революционной приверженности и возмутиться его собственной приуменьшенной ролью. Он особенно боялся социального расслоения в обществе, столь же традиционно элитарном, как Китай. Таким образом, Мао в конечном итоге принял четыре цели культурной революции, таблица для которых:

  • заменить назначенных преемников лидерами, более преданными его нынешнему мышлению;
  • модернизировать Коммунистическую партию Китая;
  • предоставить китайской молодежи революционный опыт;
  • добиться некоторых конкретных изменений в политике, чтобы сделать систему образования, здравоохранения и культуры менее элитарной.

ХунвейбиныПервоначально он преследовал эти цели путем массовой мобилизации городской молодежи страны. Они были организованы в группы под названием «Красная гвардия» (Хунвейбины – красногвардейцы), и Мао приказал партии и армии не подавлять движение. Когда началась массовая мобилизация, партийные газеты изобразили ее как эпохальную борьбу, которая привнесет новую жизнь в социалистическое дело.

Мао также создал коалицию единомышленников, чтобы помочь ему осуществить культурную революцию. Его жена, Цзян Цин, привела группу радикальных интеллектуалов, чтобы управлять «культурным царством». Министр обороны Линь Бяо убедился, что военные остаются маоистами. Давний помощник Мао, Чэнь Бода, работал с Кан Шэном и Ван Дунсином, чтобы выполнить указания Мао относительно идеологии и безопасности. Премьер Чжоу Эньлай сыграл важную роль в обеспечении функционирования страны даже в периоды необычайного хаоса. Тем не менее, среди партнеров были конфликты, и история Культурной революции отражает эти конфликты почти так же, как и собственные реформы Мао Цзэдуна.

Культурная революция началась в середине мая 1966 года, когда партия выпустила документ, известный как уведомление от 16 мая. Он предупреждал, что в партию проникли контрреволлюционные «ревизионисты, которые замышляют создать диктатуру буржуазии.

Спустя две недели, 1 июня, официальная газета партии призвала массы «избавиться от дурных привычек старого общества», начав полномасштабный «культурный поход на монстров и демонов».

Китайские студенты приступили к действиям, создавая подразделения Красной гвардии в классных комнатах и кампусах по всей стране. К августу 1966 года – так называемому «красному августу» – разгорелся беспредел, поскольку союзники Мао призвали красногвардейцев уничтожить «четырех стариков» (старые идеи, старые обычаи, старые привычки и старая культура). Школы и университеты были закрыты, а церкви, храмы, библиотеки, магазины и частные дома разграблены или разрушены, когда началось нападение на «феодальные» традиции.

Фактически, культурная революция Мао Цзэдуна нанесла колоссальный ущерб экономике, разрушила миллионы жизней и ввергла Китай в 10 лет беспорядков, кровопролития, голода и застоя. Когда насилие и кровь захлестнули страну, партия признала, что это была катастрофа, которая не принесла ничего, кроме «серьезных беспорядков, ущерба и регресса».

Китай в Холодной войне

Китай сыграл значительную роль (хотя и роль третьей стороны) в холодной войне. В начале эпохи Китай оставался на стороне Советского Союза. Сталин обратил свое внимание на Дальний Восток, где он увеличивал помощь китайским коммунистам и Ким Ир Сен был принят к власти в Северной Корее (его преемник – Ким Чен Ир).

Шестидесятые

Но идеологические разногласия положили конец слабому союзу против Запада. Китай стал экономически привязанным к США и Западной Европе, даже до падения железного занавеса, что можно было бы интерпретировать как своего рода нейтралитет, хотя с Японией и Индией все еще продолжалась борьба по пограничным вопросам.

В период холодной войны Китай поддерживал особые отношения с Великобританией и Португалией в отношении Гонконга и Макао соответственно. Несмотря на то, что эти две европейские страны держали территории в пределах досягаемости от Китая, в Гонконге и Макао не было значительного военного присутствия (в поддержку холодной войны). Фактически, после их передачи, Гонконг и Макао стали военизированными с приходом китайских войск.

Частная жизнь председателя Мао: привычки, манеры, танцы и секс

Взгляд на личную жизнь Мао представлен в книге «Частная жизнь председателя Мао», написанной доктором Чжисуй Ли, личным врачом Мао на протяжении почти 22 лет. «Нью-Йорк Таймс» в рецензии описала биографический опус как «чрезвычайно интимный портрет», содержащий много деталей о времени правления Мао и ассоциациях с другими крупными фигурами в правительстве, несколько откровений о политической и  дипломатической истории маоистского Китая.

В обзоре указывалось, что, возможно, никогда не найдется абсолютного потвержденния того, о чем рассказывается в книге, анекдотах, связанных с Мао, ее содержание подтверждается многочисленными фотографиями Ли с Мао во время поездок председателя, а также соответствием подробностей информации китайской истории и политики, известной специалистам.

В книге также подчеркивается лицемерный, часто декадентский образ жизни Мао, при соблюдении строгих политических и светских ограничений, а также вредоносных идеологических изменений для населения.

Частная жизньНесмотря на свои популистские претензии, Мао жил как типичный император со всеми материальными удобствами, какие мог себе позволить Китай. О его физических потребностях заботился обслуживающий персонал, завербованный из молодых необразованных крестьян. Они купали его, одевали, расчесывали ему волосы, но не могли быть собеседниками. «Лишенный человеческих чувств, неспособный к любви, дружбе или теплу», Мао жил одинокой жизнью и страдал бессонницей, что заставляло его постоянно принимать снотворное.

Ожидая «полной и неделимой лояльности», а не принципа, и руководствуясь неконтролируемым поиском власти, Мао был мелочен, хитер и подозрителен. Он всегда пытался собрать любую информацию, постоянно спрашивая членов своего окружения: «Есть новости?», чтобы проверить их лояльность и настроить одного сотрудника против другого.

«В рамках своей искаженной версии марксизма-ленинизма Мао превозносил тяжелую жизнь и заставил нацию принять ее. Но в его личной жизни не было ничего сложного. Он любил комфорт. Он не любил новую обувь, поскольку старые туфли находил более удобными. Но телохранители всегда носили для него новые туфли.

При необходимости ремонта его любимой одежды она доставлялась в Шанхай лучшему мастеру, работа которого обходилась дороже, чем покупка новой. Но это далеко не указывало на аскетизм. Напротив, это были причуды гедонистической мании величия. У Мао не было вкуса к роскоши, но он никогда не скупился на то, что ему нравилось».

Поставивший цель, превратить Китай в военную сверхдержаву, Мао финансировал ряд предприятий, производящих оружие, особенно ядерное, на деньги, полученные от экспорта продуктов питания. Великий голод с 1958 по 1961 год стал результатом этого «оживления»: Мао сознательно уморил от голода до 40 миллионов человек.

Согласно статистике режима Мао, среднесуточное потребление калорий в Китае составляло чуть более 1500 в день. Но сам «Великий кормчий» был гурманом. Любимые блюда доставлялись в Пекин со всех уголков страны, включая экзотическую рыбу из Ухани, которая находилась в пластиковом пакете, наполненном водой, и сопровождалась человеком, ответственным за подачу кислородом.

Простые китайцы могли позволить себе рыбу в крайне редких случаях, в лучшие времена ежемесячный рацион мяса на человека в привилегированных городских районах составлял около 200 грамм. Хотя Мао и объявил во время Великого голода, что он «разделит богатство и горе» с народом, перестанет потреблять мясо, он развил вкус к европейской кухне, богатой разными мясными продуктами и морепродуктами.

Во время правления Мао практически не было построено жилья для среднего городского населения. Семьи из трех поколений часто ютились в одной маленькой комнате. Тогда как у самого Мало было более пятидесяти поместий, в том числе не менее пяти в Пекине. Все они были расположены в красивых местах, где огромные участки гор и озер оцепливалось для исключительного использования председателем.

В годы правления Мао Цзэдуна в Китае режим пригвоздил всех к месту жительства. Для большинства людей перемещение было невозможным. Десятки миллионов женатых пар, оказавшиеся в разных частях Китая, не могли жить вместе. Исключая 12 дней в году, разрешенные для посещения друг друга, они были осуждены на почти круглогодичное сексуальное воздержание. В то время как его люди переносили такие ограничения, Мао потворствовал каждому своему сексуальному капризу.

Возможно, самые привлекательные истории в книге Ли связаны с сексуальной активностью Мао. По словам Ли, Мао проводил в своем поместье каждый день балы, хотя бальные танцы запрещались после революции как декадентские и буржуазные. Девушки, которые танцевали с Мао, отбирались за «внешность, артистический талант и политическую благонадежность» специальными организациями (Бюро по кофиденциальным вопросам и Труппа культурной работы Центрального гарнизонного полка). В 1953 году и в 1957 году Мао обвиняли в том, что он вел себя как император с 3000 наложницами.

В 1962 году в комнате рядом с бальным залом была установлена специальная наклонная кровать, и Мао обычно выбирал женщин, которые ему нравились, и водил их туда после танцевальной ночи. По сообщениям, Мао выгнал трех женщин из своего гарема, потому что стал подозревать, что они были поклонницами Линь Бяо.

Неудержное сексуальное влечение Мао, похоже, увеличилось с возрастом. Он стал приверженцем даосских сексуальных практик, которые давали ему повод заниматься сексом не только ради удовольствия, но и, чтобы продлить его жизнь. Он утверждал, что он нуждается в водах Инь (или вагинальных секрециях), чтобы дополнить его нисходящий ян или мужскую сущность, источник его силы, могущества и долголетия. Мао беспокоился, что его сексуальная энергия начнет резко снижаться после того, как ему исполнилось 60 лет. Врачи делали ему инъекции молотых рогов оленя, традиционного китайского афродизиака.

Многие женщины, с которыми Мао спал, были дочерьми бедняков. По словам Ли, они думали, что спать с председателем – величайший опыт в их жизни. Мао был очень счастливым и удовлетворенным, когда имел несколько молодых женщин, одновременно разделяющих его кровать, и он поощрял своих сексуальных партнерш представлять его другим.

Женщины и Мао

«Сексуальная активность Мао не ограничивалась женщинами», – заявил Ли. «Молодые люди, которые служили при нем, всегда были красивыми и крепко сложенными. Одной из их обязанностей был ночной массаж, в том числе в области паха, чтобы помочь председателю уснуть».

«Некоторые люди могли считать его грубым и вульгарным». Мао любил расчесывать себя и проводить собрания голым, когда было жарко. В рассеянности он мог спустить штаты и чесать в интимных местах. Мао пристрастился к снотворным, он редко чистил зубы (пережевывал чайные листья или полоскал рот зеленым чаем) и мылся, предпочитая, чтобы его обтирали горячим полотенцем.

Жены Мао

Мао был женат четыре раза и произвел на свет как минимум шестерых детей, возможно, намного больше. В любом случае он редко видел их. Первый брак, заключенный в юношестве, так и не состоялся. Второй официальной и первой настоящей женой стала Ян Кайхуэй. Они поженились в 1920 году, когда ей было 25 лет, а ему – 27 лет. Ян и два брата Мао были арестованы Гоминьданом около 1930 года и казнены.

У Мао и Ян родилось трое детей: Старший, Мао Аньин, погиб в Корейской войне в 1950 году; младшего, Мао Аньцин, увезли в Советский Союз после ареста Ян. По сообщениям, он оказался в психиатрической больнице.

Третья жена Мао Хэ Цзычжэнь сопровождала его в Великом походе У пары было пять детей, которые остались в крестьянских семьях во время гражданской войны. Известно только о Ле Мин. После того, как пара развелась, она уехала в Советский Союз, где провела 10 лет, прежде чем вернуться в Китай. По сообщениям, Хэ Цзычжэнь отправили в психиатрическую больницу, чтобы освободить место для четвертой жены Мао Цзян Цин, члена печально известной «Банды четырех». Мао и Цзян Цин поженились в 1938 году. У них была дочь Ли На.

Постоянным спутником Мао в последние годы жизни была Чжан Юйфэн, красивая молодая женщина, которая стала личным секретарем Мао. За годы до его смерти она была единственным человеком, который мог понимать искаженную речь Мао.

Смерть Мао

В последние годы его жизни физическое состояние Мао настолько ухудшилось, что он не мог видеть пальцы перед своим лицом, мог контролировать язык или закрывать рот. Во время последней встречи с Генри Киссинджером его помощники записывали изданные им звуки и показывали их ему перед переводом. Он проводил большую часть своего времени, смотря фильмы о кунг-фу.

Старость

Мао скончался 9 сентября 1976 года в возрасте 82 лет. К тому времени он страдал от болезни Лу Герига и перенес три сердечных приступа. Ли и команда из 16 лучших врачей Китая и 24 первоклассных медсестер были рядом с Мао, когда его жизнь завершилась в 0:10 утра.

Несмотря на то, что Мао пожелал, чтобы его тело кремировали, было решено, что его труп будет забальзамирован и выставлен в мавзолей, на обозрение, подобно телам Ленина, Сталина и Хо Ши Мина.

В Мавзолее

Каждую ночь, в мавзолей Мао Цзэдуна, тело Мао в хрустальном гробу доставляется на лифте в сейсмостойкий бункер, и каждое утро оно возвращается.

После полувековой революции, когда Китай встал на путь экономического развития и социальных перемен, Мао Цзэдун занял решающее место в истории возрождения страны. Безусловно, он не играл доминирующей роли на протяжении всей борьбы.

В первые годы КПК он был второстепенной фигурой, хотя отнюдь не малозначительной, и даже после 1940-х годов (за исключением, возможно, периода культурной революции) ключевые решения исходили не только от него. Тем не менее, глядя на весь период от основания КПК в 1921 году до смерти Мао в 1976 году, можно справедливо считать Мао Цзэдуна главным архитектором нового Китая.


Автор: Элла Михайленко, историк

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here