Крупнейший в мире универсальный музей, Лувр, расположенный в самом центре Парижа, охватывает историю и эволюцию мировой культуры, от античности до середины 19 века, от Западной Европы до Ирана. Коллекции разделены на восемь отделов или департаментов, у каждого из которых есть собственная история, связанная с хранителями, коллекционерами, дарителями.
Среди самых известных экспонатов музея – Кодекс Хаммурапи, Фриз лучников, Венера Милосская, Ника Самофракийская, Алмаз Регента, Фаюмский портрет девушки, Мона Лиза Леонардо да Винчи, Портрет Людовика XIV в коронационной мантии Гиацинта Риго, Брак в Кане Галилейской Паоло Веронезе, полотно Свобода, ведущая народ, Эжена Делакруа, Плот «Медузы» Теодора Жерико.
История Лувра: от средневекового замка к мировой сокровищнице культуры и искусства
Самый знаменитый дворец Франции строился и совершенствовался на протяжении почти 800 лет . Его история начинается при Филиппе II Августе. Король, собираясь в крестовый поход вместе с Ричардом Львиное Сердце, решает построить укрепленную крепость на берегу Сены, для защиты Парижа.
Крепость, занимавшая юго-западную четверть нынешнего Квадратного двора, состояла из цитадели или Большой башни Лувра, построенной около 1190 года и окруженной около 1205-1210 годов стеной. Усиленная десятью оборонительными башнями она полностью соответствовала правилам фортификационного сооружения, принятого в конце 12 века. Попасть в нее можно было через двое ворот с подъемными мостами, расположенными на юге и востоке. В свою очередь, жилищная роль была ограниченной. В Лувре находилась королевская казна, арсенал и тюрьма для важных персон.
Людовик IX постепенно инициирует изменения в жизни Лувра, строя пространства не только ради оборонительных целей. Потомство обязано ему залой Сен-Луи, руины которой можно увидеть сегодня.
В 15 веке Франциск I решает сделать старый замок своей главной резиденцией. Он начинает преобразование средневекового замка во дворец эпохи Возрождения по проекту архитектора Пьера Леско. Он планирует сделать огромный квадратный двор, повторяющий очертания здания. Однако Франциск умирает до того, как проект был завершен. При Генрихе II, унаследовавшем проект, архитектор Пьер Леско вместе со скульптором Жаном Гужоном строит первый фасад нынешнего Лувра. Так рождается великолепное центральное крыло, зарекомендовавшее себя как образец архитектуры того времени. Генрих II умер в 1559 году, замок все еще оставался средневековым, с одним крылом в стиле ренессанс.
Леско продолжал работать над проектом до самой смерти в 1578 году. Новый импульс проекту дала Екатерина Медичи. Она задумывает новый дворец и в 1564 начинается строительство дворца Тюильри. Два соседних дворца становятся свидетелями резни в канун дня Святого Варфоломея. Как только напряженность утихнет, Лувр во время правления Генриха IV становится официальным домом короля Франции и останется им до переезда королевского двора в Версаль при Людовике XIV.
Как и все великие реформаторы, король Генрих IV – провидец. Ему не нравится беспорядочный Париж, Тюильри и Лувр все еще строятся. Монарх задумывает «Великий проект», который заключался в увеличении Кур-карре (Квадратного двора) Лувра в четыре раза и объединении дворцов параллельными галереями, на севере и юге. На первом этапе в 1594 году была построена длинная крытая одноэтажная галерея, ради чего пришлось пробить стену Филиппа Августа. Она простиралась на 460 метров в длину, связывая Тюильри с Лувром.
Людовик XIII подхватил идею Генриха IV. Модернизировать здание поручалось архитектору Жаку Лемерсье. Северная часть средневековой стены была снесена, чтобы симметрично расширить крыло Леско. Возобновляются работы над Квадратным двором, продуманным Леско. Прежде всего, он построил Павильон часов – все делалось ради гармонии. Король умер в 1673 году, когда художник Никола Пуссен еще не закончил роспись Большой галереи.
Людовик XIV под руководством своего министра Жан-Батиста Кольбера возводит восточное крыло Квадратного двора – Сюлли. Хотя основное внимание уделяется Версалю, Людовик XIV не забывает о Лувре. Проект, порученный архитектору Луи Лево, включал расширение Тюильри, а знаменитый ландшафтный архитектор Андре Ленотр, по приглашению Кольбера, реконструирует сады Тюильри, разбитые при Екатерине Медичи. Что касается фасадов зданий, то они доверены небольшой группе архитекторов, в которую вошли Клод Перро, Луи Лево и Франсуа Д’Орбе.
В 1682 году Лувр опустел. Он используется только в редких случаях, для совещаний или королевских визитов. Работы заброшены, а между Тюильри и Лувром остается обширный район. Лувр же заполнен всевозможными академиями. Некоторые художники поселяются в Лувре. При этом дворец постепенно ветшает. Но смотритель королевских зданий не остался равнодушным, он решает выдворить нежелательных поселенцев из Лувра и, несмотря на ограниченные финансы, по его поручению архитектор Жака-Жермен Суффло достраивает Квадратный двор.
Идея сделать Лувр хранилищем произведений искусства зародилась во время правления Людовика XIV. Хотя коллекции принадлежали королю, их могли по запросу видеть художники. Этьен Ла Фон де Сен-Йенн, художественный критик и искусствовед, в 1747 году в «Размышлениях о некоторых причинах нынешнего состояния живописи во Франции» посетовал на невозможность увидеть картины из королевской коллекции и предложил создать музей, доступный для всех.
Все началось с временной выставки самых прекрасных картин из королевской коллекции, которая проходила в королевской картинной галерее в Люксембургском дворце, с 1750 по 1779 год, и имела большой успех.
Маркиз де Мариньи, директор Королевских зданий, и его преемник в 1775 году Шарль-Клод Фло де ля Бильядери, граф д’Анживилле разработали проект превращения Лувра в постоянный музей. Предвосхищая это открытие в 1776 году и по совету Жан-Батиста Мари Пьера, директора Королевской академии живописи и скульптуры, граф д’Анживилле решает возродить историческую живопись несколькими комиссиями для создания серий и обширных композиций, возносящих национальную славу со времен средневековья. Работы были поручены молодым художникам, как Смерть военачальника Столетней войны Дюгеклена Никола Брене, Генрих IV, доставляющий продовольствие в Париж Франса-Андре Венсана. Между 1776 и 1787 годами он заказал скульптуры, представляющих великих людей Франции, которые создавали главные скульпторы того времени: Жан-Антуан Гудон, Огюстен Пажу, Луи-Симон Буазо, Жан-Жозеф Фуку, Феликс Леконт.
Правление Людовика XVI станет самым плодотворным периодом относительно роста коллекции. Граф д’Анживилле приобретает произведения всех школ живописи у частных лиц, у арт-дилеров, на публичных торгах.
В мае 1791 года Национальное собрание Франции объявило, что Лувр станет «местом, где будут собраны памятники всех наук и искусств». 10 августа 1792 года – день, знаменующий падение конституционной монархии, Людовик XVI арестован, а королевская коллекция Лувра становится национальной собственностью. Из-за опасений вандализма и кражи 19 августа Национальное собрание объявило подготовку музея неотложной. Музей, получивший название Центральный музей искусств Республики, открылся 8 ноября 1793 года. Изначально он включал только Большую галерею, где выставлялись королевские коллекции и конфискованные произведения искусств у аристократов и духовенства.
В 1800 году Наполеон Бонапарт приказал изгнать из Лувра всех торговцев, занимавших проходы. В 1801 года были выдворены художники, еще проживавшие в старом Лувре, среди которых Жак Луи Давид, Орас Верне, Эжен Изабе. Он снес казармы, расположенные вдоль фасадов и дворов, началось сооружение северного крыла вдоль улицы Риволи, достроенное уже при Наполеоне III, в 1852 году.
Во времена Второй империи Большая галерея, построенная при Генрихе Генрихе IV и изначально соединявшая Лувр с дворцом Тюильри, была уменьшена на треть своей длины, оборудована стеклянной крышей и двумя ротондами, украшенными лепниной Альбера-Эрнеста Каррье-Беллёза. Сегодня в ней находится знаменитая коллекция итальянской живописи. «Великий проект» Генриха IV завершен, и Лувр образует единый архитектурный ансамбль.
В конце 19 века французское правительство переезжает из Лувра в Елисейский дворец. Однако Министерство финансов занимало часть Лувра до времен Франсуа Миттерана.
Пирамида Лувра, построенная по проекту американского архитектора Йо Минг Пея, в 1984-1988 годах, ставшая самостоятельной достопримечательностью, была заказана президентом Миттераном и вызвала бурю споров, когда открылась. Тем не менее, это гениальное решение, позволяющее сотням тысяч посетителей попасть в Лувр, спустившись под землю, избегая кошмарных заторов традиционных входов.
Экспозиция
Основу экспозиции составляют три крыла: Ришелье (северное), Денон (южное) и Сюлли (восточное, вокруг просторного Квадратного двора, или Кур-Карре). Постоянные коллекции, представляющие разные цивилизации, культуры и эпохи, разделены на восемь отделов. Здесь представлено западное искусство от средневековья до 1848 года. На площади 210 000 м², из которых 60 600 м² посвящены выставкам, рискуешь потеряться в коридорах истории. Самый большой зал Лувра – Большая галерея.
Департамент восточных древностей
Отдел восточных древностей Лувра посвящен древним цивилизациям от Северной Африки до Средней Азии, от Черного моря до Аравийского полуострова; от зарождения деревень, появившихся более 10 000 лет назад, до прихода ислама. Это одна из трех крупнейших коллекций в мире (наряду с Британским музеем и Пергамским музеем). В отделе представлено 6500 работ примерно в тридцати залах, в том числе универсальные шедевры, такие как Кодекс Хаммурапи или впечатляющие Шеду из Хорсабадского дворца. Коллекция разделена на три части, распределенные по географическим и культурным группам: Месопотамия (Шумер, Вавилон, Ассур, Анатолия…), Персия, страны Леванта (Лидия, Ликия, Киликия, Финикия, Кипр).
Франция считается пионером в области восточной археологии, особенно благодаря раскопкам Поля-Эмиля Ботта в 1843 году. В 1847 году открылся Ассирийский музей, который затем был присоединен к департаменту древностей. Важные открытия в 1870х годах привели к созданию в 1879 году специального отдела восточных древностей.
Крылатые быки Хорсабада
Гигантские духи-защитники, которых называют шеду или ламассу в шумеро-аккадской мифологии, изображались как существа с телами быков (или львов), крыльями орла и человеческой головой. Консул Франции в Мосуле Поль-Эмиль Ботта проводил раскопки на месте Хорсабада на севере современного Ирака с 1843 по 1845 год. Эти раскопки позволили заново открыть ассирийскую цивилизацию.
Саргон II, царь Ассирии с 722 по 705 год до нашей эры основал свою новую столицу Дур-Шаррукин, ныне Хорсабад, около 713 года до нашей эры. Он окружил ее, как и дворец, массивными стенами с семью воротами. По обе стороны каждых ворот находились эти символические хранители. Помимо защитной функции, они поддерживали своды проемов. Надпись, выгравированная между ног существ, связывает титул Саргона и постройку дворца.
Бронзовый лев из Мари
Этот лев-протома обнаружен во время раскопок, проведенных в Мари, богатом городе в Среднем Евфрате, вместе с его аналогом (хранится в музее Алеппо в Сирии), в храме Львов. С пастью, открытой в рыке, – мотив засвидетельствован как священный на Ближнем Востоке во 2-м тысячелетии до нашей эры. Львы были установлены бок обок на двухступенчатом подиуме, прислоненном к стене святилища. Они выполняли функцию, аналогичную функции шеду из Хорсабада.
Капитель колонны из дворца Дария I
Дарий I, выбравший город Сузы (на территории современного Ирана и заселенный с 5-го тысячелетия до нашей эры) своей административной столицей, предпринял строительство дворцового комплекса на террасах, выходящих на город на севере. В его дворце в стиле месопотамских традиций открывался обширный зал для тожественных приемов, название которого Ападана.
В Лувре сохраняется капитель одной из 36 колонн, высотой 21 метр, поддерживавших крышу ападаны. Столица Дария характеризовалась искусством Ахеменидов, которое объединяло элементы, заимствованные из разных цивилизаций древнего мира. Каждая колонна образована квадратным основанием, на котором написано имя царя, и рифленым древком, увенчанным тремя элементами: мотив пальметты, заимствованный из Египта, двойные спирали с розетками, на которых покоятся два протома-быков, преклонивших колени. Эта пара протома-быков – копия старинного месопотамского мотива, символизирующего гармонию и плодородие.
Департамент Древнего Египта
Экскурсия по Лувру, в отделе, который был основан как Египетский музей королевским указом Карла X 15 мая 1826 года, позволяет окунуться в самое сердце древней цивилизации. Она также как путешествие по следам Жана-Франсуа Шампольона, основателя египтологии и первого хранителя египетской коллекции.
Охраняемая Большим Сфинксом Таниса (около 2000 год до нашей эры) впечатляющим существом из 24 тонн розового гранита, коллекция размещается примерно в 30 залах. Почти 50 000 предметов из разных мест: некрополей, таких как Саккара, храмов, включая храм Абидоса, деревней мастеров, украшавших гробницы фараонов в Долине царей, в Дейр-эль-Медине. Экспонаты, посвященные источнику жизни в Египте – Нилу, регулярные разливы которого позволяли древним египтянам практиковать сельское хозяйство, а значит, жить: модели лодок, скульптуры крокодилов, бегемотов и других животных. Фрагменты колонн, предметы, иллюстрирующие погребальные обычаи, мумии, свитки папируса, инструменты, одежда, украшения, игры, музыкальные инструменты, оружие…
Знаковые экспонаты Лувра из древнеегипетской коллекции:
- Нож из Гебель-эль-Арака (додинастический период, 3400 год до нашей эры, Амратская культура) из кремния и ручкой из слоновой кости, украшенной батальной сценой и мифологической темой.
- Сидящий писец Саккары (4-я династия 2620-2500 годы до нашей эры). Обнаруженный Огюстом Мариетом в 1850 году к северу от аллеи сфинксов Серапеума сидящий писец – символ отдела египетских древностей. Поражает проницательность и живость его взгляда, словно создатель вдохнул жизнь в свою статую. В основе этого магического эффекта лежит техническое мастерство. Скульптор вставил в глазную полость блок из белого магнезита с красными прожилками, искусно инкрустировав его кусочками полированного усеченного горного хрусталя. Тыльная сторона хрусталя была покрыта слоем органического материала, который придает голубой цвет радужной оболочке. Утонченность деталей, усиленная замечательно сохранившейся полихромией, также способствует естественному виду статуи.
- Голова сфинкса с лицом фараона Джедефры из Абу-Раваш (недостроенный погребальный комплекс правителя четвертой династии Джедефра 2566-2558 годы до нашей эры). Хороший образец, возможно, самых ранний из известных королевских сфинксов.
- Фигурки Эхнатона и Нефертити
- Статуэтка (фрагмент) Тия, Великая супруга Аменхотепа III, вместе с фараоном Аменхотепом III, из глазурованного мыльного камня (около 1391-1353 годов до нашей эры)
- Божественная триада семьи Осириса (изображение фараона Осоркона II в образе Осириса, окруженного Исидой и Хором.), изготовленная египетскими мастерами серебреных дел 22 (ливийской) династии. Из чистого золота и лазурита произведение – подлинный шедевр древнего ювелирного мастерства.
- Стела с изображением божества Ра-Хорахте – Жрец Ремпетмаа держит священное помазание перед сидящим Ра-Хорахте (около 900 года до нашей эры, 22-я династия).
- Дендерский зодиак (период Птолемеев) – барельеф из глыбы песчаника с изображением небесного свода и созвездий из храмового комплекса Хатхор в Дендере.
Коллекция египетских древностей Лувра – основная в мире (наряду с Египетским музеем в Каире, Египетским музеем в Турине, Британским музеем в Лондоне), включает артефакты, датируемые периодом с 4000 года до нашей эры до 4 века. Экспонаты освещают развитие Древнего Египта в Древнем царстве, Среднем царстве, Новом царстве, коптском искусстве, римский, птолемеевский и византийский период.
Департамент греческих, этрусских и римских древностей
В этом отделе представлен обширный обзор античного искусства Греции, Италии и всего Средиземноморского бассейна. Это скульптура, ювелирные изделия, керамика минойской, микенской, дедалической, архаической, классической и эллинистической эпох Древней Греции. Важные примеры греческого искусства включают всемирно известные шедевры – мраморная статуя Венеры Милосской, Ника Самофракийская. Керамика, рельефы, портретные бюсты, скульптура республиканского и имперского периодов Древнего Рима. Основные экспонаты этрусского искусства – золотая фибула, канопы из археологических раскопок в Кьюси (один из старейших этрусских городов), саркофаг супругов Черветери, пинаки.
Департамент исламского искусства
Отдел исламского искусства, созданный в 2003 году, охватывает все культурное поле исламского мира как географически (от Испании до Индии), так и хронологически (с 7 по 19 века). Одна из лучших коллекций исламского искусства в мире (вторая по величине после коллекции Метрополитен музея) включает около 15 000 экспонатов и дополняется 3400 работами в Музее декоративного искусства. Изделия из металла, резьба по дереву и слоновой кости, керамика, ювелирные украшения, текстиль, каллиграфия, рукописи, миниатюрная живопись. Самый известный экспонат коллекции – Купель Святого Людовика. Чаша, изготовленная из чеканной латуни и инкрустированная серебром, золотом и чернью, в Мамлюкском Султанате в первой половине 14 века мастером Мухаммадом ибн аз-Зайном (подпись выгравирована под изгибом чаши); служила «купелью» для крещения Людовика XIII в 1601 году в часовне Венсенского замка.
Скульптура
Скульптуры Лувра – крупнейшее в мире собрание скульптуры, включающее важную коллекцию французской скульптуры, шедевры итальянской и немецкой скульптуры. Среди представленных авторов работ Жан Гужон, Жермен Пилон, Пьер Пюже, Жан-Антуан Удон, Франсуа Рюд, Донателло, Франческо Лаурана, Андреа делла Роббиа, Микеланджело, Джамболонья, Джованни Антонио Бернини, Антонио Канова. Много выдающихся работ анонимных авторов (что характеризовало средневековое время).
Шедевры коллекции:
- Психея, оживленная поцелуем Амура, Антонио Канова
- Восставший раб и Умирающий раб Микеланджело
- Фигура святой Магдалины Грегора Эрхарта
- Диана-охотница Жан-Антуана Удона
- Летящий Меркурий Джамболонья
- Милон Кротонский, скульптура Пьера Пюже
- Юный охотник, ужаленный змеёй, Луи Петито
Рабы Микеланджело (выполненные между 1513 и 1514 годами), первоначально предназначались для гробницы Юлия II. Они должны были стать частью серии рабов для украшения гробницы, но они так и не были закончены. Незавершенные мраморные скульптуры Микеланджело подарил своему другу Роберто Строцци за его гостеприимство во время болезни и выздоровления Микеланджело. Когда Строцци был сослан в Лион, он взял с собой статуи и подарил их королю Франции Франциску I. Генрих II предложил их Анн де Монморанси, который разместил их в своем Экуэнском дворце. В 1632 году они были переданы в коллекцию кардинала Ришелье в замке в Пуату. Во время Революции в 1792 скульптуры были конфискованы и в 1794 году вошли в коллекцию Лувра.
Департамент художественных объектов
Художественный отдел – один из самых богатых и красивых в музее (он постоянно расширяется за счет новых приобретений и пожертвований), призванный пролить свет на развитие стилей декоративно-прикладного искусства, историю техники, представить главные резиденции Франции. Объекты охватывают период от раннего средневековья до середины 19 века: коллекции средневековья, коллекции эпохи Возрождения и первой половины 17 века, коллекции второй половины 17-18 веков и коллекции 19 века (включая Апартаменты Наполеона III). В общей сложности более 20 000 работ, из которых 8 500 выставлены в 100 залах, которые сами по себе шедевры искусства, как Галерея Аполлона или Апартаменты Наполеона III.
Основные моменты:
- Меч Карла Великого (Жуайёз).
- Скипетр Карла V.
- Парадный шлем Карла VI.
- Бриллиант Санси
- Корона Людовика XV – работа ювелира Клода Ронде.
- Диадема Марии Терезы Французской, герцогини Ангулемской.
- Часослов Франциска I.
- Ваза, известная как Орел Сугера, из сокровищ аббатства Сен-Дени – ваза из порфира, украшенная серебреной позолоченной оправой в виде орла с распростертыми крыльями. Изготовлена парижскими и лотарингскими ювелирами около 1140 года из старинной вазы, по заказу настоятеля Сен-Дени Сугера. советника королей Людовика VI Толстого и Людовика VII Молодого.
- Патена из серпентина (змеевика) – античный дискос, который во время правления Карла Лысого инкрустировали ювелирными украшениями, изображающими рыб.
- Золотой кофр Анны Австрийской.
- Золотой кофр Людовика XIV.
- Корона, тиара и корсаж императрицы Евгении.
- Статуэтка, изображающая Карла Великого верхом на лошади, из позолоченной бронзы – одно из немногих сохранившихся свидетельств искусства бронзы Каролингов. Вдохновленная конными изображениями римских императоров она фигурирует во многих учебниках по истории Франции. Всадник, безусловно, из Каролингов, но идентичность все ещё обсуждается. Возможно, это изображение Карла Лысого, внука Карла Великого, который, если смотреть иллюминированные рукописи, похож на своего деда.
- Патена из серпентина (змеевика) – античный дискос, который во время правления Карла Лысого инкрустировали ювелирными украшениями, изображающими рыб.
- Скульптура Мадонна с Младенцем или Богородица Жанны д’Эврё из позолоченного серебра – работа анонимного мастера, созданная в период между 1324 годом (когда Жанна стала королевой). Королева Франции с 1324 по 1328 год, подарила его аббатству Сен-Дени в 1339 году.
- Серия гобеленов Охота Максимилиана (или Охота Гизов), 12 гобеленов (по одному на каждый месяц) со сценами охоты в Суаньском лесу, бывшей собственности герцогов Брабантских. Основанные на идее императора Карла V они были изготовлены брюсселскими мастерами в 16 веке. Рисунки приписываются Бернарту ванн Орлею и Франсуа Борреману.
- Сень трона Карла VII в виде навеса – работа Жакоба де Литтемона, придворного художника Карла VII и Людовика XI. На ярко-красном фоне великолепного гобелена (элемента сени) сияет большое золотое солнце в окружении множества звезд. Два ангела в полете, в синих туниках, вышитых золотыми геральдическими лилиями, держат корону, увенчанную лилиями: все указывает на то, что гобелен был соткан для короля Франции. Кроме того, золотое солнце в окружении звезд на красном фоне символизирует Карла VII «Победоносца». Гобелен, образующий балдахин, когда король восседал на троне, создавал иллюзию, что два ангела, спустившись с небес, появляются позади монарха, чтобы короновать его, тем самым подтверждая божественную сущность его царствования.
- Столик Тешен, украшенный позолоченной бронзой, 128 драгоценными камнями, медальонов из мейсенского фарфора Изготовленный по просьбе Фридриха Августа III, курфюрста Саксонского, краснодеревщиком Иоганном Христианом Нойбером и поднесен барону де Бретейю в благодарность за его действия по подписанию Тешенского договора в 1779 году.
- Гардероб с попугаями – работа выдающегося мастера эпохи Людовика XIV Андре-Шарля Буля. Передние двери украшены полихромным маркетри-панно, представляющим цветочную композицию в вазе, стоящую на мраморном столе, вокруг которой порхают бабочки и летают птицы, на черепаховом фоне. Боковые стороны представляют собой сидящих попугаев, которые и дают название произведению.
- Ювелирный шкаф императрицы Жозефины, сделанный в 1809 году краснодеревщиком Франсуа Оноре Жоржем Жакобом Десмольтером.
- Туалетный столик
- Комод мадам дю Барри – работа мастера-мебельщика Мартена Карлена.
- Мебель Шарля Крессана времен Регентства.
- Эмали Леонара Лимузена.
- Коллекция ваз Севрской мануфактуры маркизы де Помпадур
- Серебряные кубки с изображение поэтов, трагиков и комиков в виде скелетов из сокровищницы Боскореале (в 1895 году в ходе раскопок римской виллы, расположенной в Боскореале на склонах Везувия, был обнаружен клад, состоящий из 109 предметов серебряной посуды, спрятанной владельцем в винной цистерне накануне извержения Везувия в 79 году нашей эры).
- Андироны-верблюды, созданные мастером художественной бронзы. Пьером Гутьером для камина в турецком будуаре Марии-Антуанетты в Фонтенбло.
- Спальня мадам Рекамье, созданная в 1799 году. Мебель красного дерева с бронзовым орнаментом задает акцент декора, характерного для времен Империи. Авторы мебели, по рисункам Луи-Мартена Берто, – братья Жакоб.
Особое внимание уделено убранству старинных комнат. Экскурсия в отделе художественных объектов – это череда гостиных, спален, будуаров с изысканной мебелью, гобеленами, предметами декора, великолепным фарфором. Прекраснейшие образцы известных мануфактур и мастеров своего времени демонстрируют привычки знати.
Графика
Хрупкая коллекция рисунков, пастелей, миниатюр, гравюр, книг, рукописей, которые нельзя постоянно подвергать воздействию света. Работы, которыми можно любоваться на временных выставках. Основные моменты: эскиз к Искушению Святого Антония Иеронима Босха; портрет мужчины с вьющимися волосами Лукаса ван Лейдена, пейзаж с двумя сидящими мужскими фигурами; вид на долину Арко в Южном Тироле Альбрехта Дюрера.
Отдел живописи в Лувре
Коллекция живописи европейского искусства с 13 по конец 19 века – одна из самых значительных и известных в мире (вторая по величине, после коллекции Эрмитажа). Произведения искусства, датируемые после 1848 года, экспонируются в Музее Орсе. Но есть исключение – коллекция Элен и Виктора Лион. Они передали ее в дар Лувру с условием, что она не будет распределена по отдельным музеям. Они любили импрессионистов, и в коллекции дарителей фантастические работы Моне, Ренуара, Дега, Тулуз-Лотрека, которые можно видеть в Лувре. Также в Лувре можно увидеть некоторые картины кисти Жана-Франсуа Милле.
В основе собрания королевская коллекция, заложенная Франциском I. Она постоянно пополнялась во времена Старого порядка (приобретения и пожертвования), во времена Великой Французской Революции, Империи и за счет экспроприации. Национальный конвент, принявший постановление о создании в Лувре музея искусств Республики, определял Францию как единственную нацию, достойную располагать художественными свидетельствами завоеванных государств; страна, где «свет демократии» лучше всего может выявить красоту искусства «задушенного» абсолютистскими режимами. Так, например, из Нидерландов привезли 200 картин фламандской школы, в том числе шедевры Рембрандта, Рубенса, Ван Дейка.
Во времена Реставрации и Июльской монархии коллекция дополнилась отдельными приобретениями, такими как полиптих Несение Креста Симоне Мартини; во времена Второй Империи приобретением Наполеоном III коллекции маркиза Кампаны. Джан Пьетро Кампана, директор Монте-ди-Пьета в Риме (служба залоговых кредитов), обвиненный в растрате, был вынужден продать 11 835 принадлежащих ему предметов, в том числе многочисленные предметы антиквариата и 646 картин.
Отдел занимает крыло Денон (первый этаж: итальянская, испанская, английская и американская школы и масштабные полотна французской школы) и крыло Ришелье (второй этаж) для северных школ и французской живописи.
Коллекция итальянской живописи является одной из лучших в мире и включает в себя основные работы Фра Анджелико, Боттичелли, Пьеро ди Козимо, Джованни Беллини, Доменико Гирландайо, Андреа Мантенья, Пинтуриккьо, Людовико Карраччи, Тинторетто, Джулио Романо, Паоло Веронезе, Гвидо Рени, Джузеппе Арчимбольдо, Леонардо да Винчи, Рафаэля, Тициана, Караваджо…
Большая галерея открывается фреской Боттичелли Молодая женщина получает дары от Венеры и трех граций, датируемая примерно 1486 годом. Пройдя дальше, находишь произведения мастеров дученто и треченто – примитивов: Чимабуэ (Маэста (Богоматерь с Младенцем в окружении славящих ее ангелов)), Бернардо Дадди, Джотто ди Бондоне (Святой Франциск Ассизский получает стигматы), Амброджо Лоренцетти, Пьетро Лоренцетти, Симоне Мартини, Уголино ди Нерио.
Произведения Леонардо да Винчи наиболее полно представлены именно в Лувре. Кроме Моны Лизы, это портрет миланской дамы, известный как Прекрасная Ферроньера, знаменитая картина Мадонна в скалах, Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом, Иоанн Креститель и Вакх.
Наиболее яркие моменты:
- Свадебный пир в Кане Паоло Веронезе – полотно занимает всю стену от пола до потолка и изображает библейскую сцену в Галилее, где Христос превращает воду в вино.
- Святой Себастьян Андреа Мантенья
- Распятие Андреа Мантенья
- Битва при Сан-Романо Учелло
- Портрет Джиневры д’Эсте Пизанелло
- Кондотьер Антонелло да Мессина
- Старик с внуком Доменико Гирландайо,
- Воскресение Лазаря Гверчино
- Смерть Марии Караваджо
- Гадалка Караваджо
- Автопортрет с другом Рафаэля
- Прекрасная садовница Рафаэля
- Аполлон и Дафна Джованни Батиста Тьеполо
- Сельский концерт Джорджоне
- Времена года Арчимбольдо
Музей Лувр в Париже располагает крупнейшей в мире (второй после Эрмитажной коллекции) коллекцинй картин Северной Европы (Фландрия, Нидерланды и Германия) – 1130 картин. Особенно хорошо представлены фламандские и голландские школы.
Шедевры коллекции:
- Меняла с женой, Квентин Массейс
- Автопортрет с чертополохом, Альбрехт Дюрер
- Три грации, Лукас Кранах Старший
- Калеки, Питер Брейгель Старший
- Корабль дураков Иероним Босх
- Мадонна канцлера Ролена Ян ван Эйк
- Астроном, Ян Вермеер
- Кружевница, Ян Вермеер
- Святой Матфей и ангел Рембрандта
- Вирсавия с письмом царя Давида Рембрандта
- Бобовый король, Якоб Йорданс
- Венера в кузнице Вулкана, Антонис ван Дейк
- Сельская свадьба Рубенса
- Цыганка, Франц Хальс
- Портрет пожилой женщины, Ганс Мемлинг
- Портрет Эразма Роттердамского, Ганс Гольбейн
- Интерьер. Вид коридора, Самюэл ван Хогстратен
- Натюрморт Десерт, Виллем Клас Хеда
- Водяная мельница, Мейндерт Хоббема
- Дерево с воронами, Каспар Давид Фридрих
Испанская школа представлена сравнительно небольшим количеством картин, но среди них работы великих мастеров – Франсиско Гойя, Бартоломе Эстебана Мурильо, Эль Греко, Диего Веласкеса Франсиско де Сурбарана.
Коллекция британских и американских картин (около 120 картин) представлена работами мастеров 19 и 20 веко в – Уильям Хогарт, Томас Гейнсборо, Джошуа Рейнольдс, Джозеф Райт, Джон Констебл, Ричард Паркс Бонингтон, Уильям Тёрнер, Гилберт Стюарт.
Французская живопись
Лувр можно назвать храмом французской живописи. Богатейшая коллекция насчитывает 4000 полотен и, каждое столетие (до 19 века) представлено произведениями-вехами в истории искусства, полотнами, живописующими поворотные моменты в истории страны. Как пример, Коронация Наполеона Жака Луи Давида, полотно, знаменующее конец неоклассицизма, начало реализма и художественной свободы в историческом жанре, или Свобода, ведущая народ Эжена Делакруа, посвященная июльской революции 1830 года, свергнувшей правление Карла X – аллегория народного сопротивления.
Лувр картины французской школы живописи:
- Портрет Иоанна II Доброго анонимного автора (около 1360), старейший портрет в западноевропейской живописи или один из первых «современных» написанных портретов. Картина, изображающая герцога Нормандии без короны, предполагает, что она была написана до его вступления на престол в 1350 году. Однако надпись готическими буквами «Jehan Roy de France», опровергает эту гипотезу. Художник, возможно, входил в свиту герцога Нормандии, сопровождая его во время визита к Папе в 1349 году. Он также мог быть членом авиньонского двора Климента VI, привлекавшего многих итальянских художников.
- Ангерран Картон, художник авиньонской школы, Пьета (1456-1457). Работа представляет собой уникальную интерпретацию пьеты, в которой обычно изображена Богоматерь, оплакивающая тело Христа. Но Картон меняет сцену и добавляет еще три фигуры: Иоанн-Евангелист, изображенный как молодой человек с длинными волосами и нежным лицом, который снимает терновый венок Христа; Мария Магдалина, вытирающая слезы; слева, на коленях, одетый как церковный каноник, – донатор картины, Жан де Монтаньяк, тот самый человек, кто заказал Ангеррану Картону и Коронование Марии.
- Анри Бельшоз, Распятие и мученичество Святого Дени (1416): Анри Бельшоз, художник из Южных Нидерландов, работавший в Дижоне при дворе герцогов Бургундских. Один из первых художников ранней нидерландской живописи (писавший на панелях) и значительных мастеров интернациональной готики.
- Никола Фроман (вторая авиньонская школа): Диптих Матерона. Король Рене и Жанна де Лаваль (1475-80).
- Жан Фуке: Портрет короля Карла VII, Портрет Гийома Жувенеля де Урсена (канцлер Франции при Карле VII, а затем при его сыне Людовике XI). Жан Фуке – величайший художник французского Возрождения. Обученный традициям интернациональной готики он разработал новый стиль, объединивший сильные хроматические тона готики с итальянской перспективой и объемами кватроченто, а также натуралистические инновации фламандских примитивов. Знаменитые шедевры Жана Фуке – Меленский диптих (Картинная галерея, Берлин) и Часослов Этьена Шевалье.
- Корнель де Лион: Портрет виноторговца Пьера Эмерика (1534). Корнель де Лион – художник франко-голландского портрета 16 века. Искусство маленького портрета, лишенного любого декора – новаторское для своего времени. Корнель де Лион приобрел большой авторитет и его портреты стали называть «корнельески». Работая маслом по дереву, он сосредотачивал усилия на лице и бюсте. Корнель очень точен в композиции волос, прически, бороды, прослеживая их до волосков.
- Жан Клуэ, Портрет Франциска I (1525). Хотя Жан Клуэ был иностранцем, большую часть своей карьеры он провел во Франции и его не стоит изучать вне традиций французской портретной живописи.
- Франсуа Клуэ, Портрет Елизаветы Австрийской (1571), Портрет аптекаря Пьера Кюта (1561) Подобно флорентийским маньеристам, в портрете своего друга, аптекаря Пьера Кюте, Клуэ изобразил гербарий, напоминающий о деятельности персонажа, и помещает модель в интерьер, материализованный столом и занавесом.
- Школа Фонтенбло: Диана-охотница; Ева Прима Пандора Жана Кузена (его называют родоначальником французской школы живописи); Туалет Венеры; Габриэль д’Эстре с сестрой (1594; вторая школа Фонтенбло) – одно из самых прекрасных произведений французской живописи 16 века. В картине, наполненной символами, интерпретации могут быть разными. Согласно традиционной трактовке, дамы в ванной, наполненной молоком, идентифицируются как Габриэль д’Эстре (справа), фаворитка короля Генриха IV с 1591 по 1599 год, и ее сестра, герцогиня Жюльен-Ипполит д’Эстре, герцогиня де Виллар. Практика купания процветала среди аристократии, и было обычным принимать ванну с молоком, вином или ароматными растениями, вдвоем или втроем. Герцогиня пощипывает сосок груди сестры, что свидетельствует о беременности (в июне 1594 год возлюбленная короля родит сына Сезара, узаконенного королем и пожаловавшего ему титул герцога Вандомского). Габриель д’Эстре кончиками пальцев держит кольцо. Это могло быть коронационное кольцо, которое король Генрих IV подарил ей в знак своей непоколебимой любви 2 марта 1599 года.
- Анри Лерамбер: Похороны Амура
- Антуан Карон (вторая школа Фонтенбло): Резня по указу Триумвирата; Сивилла Тибуртинская. Антуан Карон – главная фигура французского маньеризма, один из немногих французских художников своего времени, который обладал ярко выраженной художественной индивидуальностью. Его работы изысканы, хотя, возможно и передают нестабильную атмосферу дома Валуа во время религиозных войн с 1560 по 1598 год. Сохранившиеся работы Карона включают исторические и аллегорические сюжеты, придворные церемонии и астрологические сцены. Он был ученым человеком и в своих произведениях отражал блестящую культуру, которая развивалась в Париже.
- Обширная коллекция картин Никола Пуссена, основоположника классицизма в живописи, включая знаменитое полотно Аркадские пастухи
- Братья Ленен – Крестьянская семья в интерьере (Луи или Антуан Ленен)
- Картины кисти Шарля Лебрена – художника короля Людовика XIV
- Пьер Миньяр Миньяр, Дева с виноградом (1640). Миньяр особенно известен многочисленными изображениями Мадонны с Младенцем, они были настолько популярны, что их называли «миньярески».
- Любен Божен, Натюрморт с вафлями (1630-1635) – шедевр французского натюрморта 17 века.
- Гиацинт Риго, Портрет Людовика XIV в коронационной мантии (1701). Благодаря своему великолепному качеству стал «официальным портретом» короля-солнце. Будущий король Испании, Филипп V, желая забрать с собой образ деда, убедил Людовика XIV заказать у Гиацинта Риго то, что станет изображением абсолютной королевской власти и эталонным портретом для поколений. Гиацинт Риго – один из главных художников-портретистов во время правления короля Людовика XIV. Любовь к впечатляющим позам, грандиозным представлениям – все это соответствовало вкусам королевского двора. Своей популярностью Риго обязан тому, что он получал поддержку от четырех поколений Бурбонов, портреты которых он писал.
- Венера и три грации, пораженные появлением смертного (1631-1633) и другие картины Жака Бланшара, прекрасного колориста, прозванного «французским Тицианом». За образец живописец брал работы великих венецианских художников эпохи Возрождения, Тициана, Тинторетто, Веронезе.
- Картины Симона Вуэ, включая Аллегорию богатства
- Богатая коллекция картин Валентена де Булоня. Самый блестящий художник после Караваджо, лучший его последователь, Валентен де Булонь работал над многими престижными заказами. Его работы находились в коллекциях Папы Урбана VIII, Мазарини и Людовика XIV, служили эталоном для художников на протяжении 19 века, включая Давида и Курбье. Картина Гадалка заимствует тему, которую уже рассматривал Караваджо (в одноименной картине). Но в отличие от итальянского гения, который сосредотачивает внимание на гадалке, Валентен де Булонь разворачивает сцену в трактире.
- Никола Турнье, Концерт, Распятие Христа
- Жан-Батист Сантер, Сусанна в купальне
- Филипп де Шампань: По обету, Людовик XIII коронован Победой (осада Ла-Рошели, 1628 г.); Тайная вечеря. Филипп де Шампань – художник эпохи барокко, занимает выдающееся место в эволюции французской живописи благодаря строгости композиций, чистой и яркой палитре, особенно почти сверхъестественному синему.
- Антуан Куапель: Портрет Демокрита (1692), Обморок Есфирь перед Артаксерксом (1704).
- Жорж де Ла Тур: Шулер с бубновым тузом, Поклонение пастухов, Магдалина со светильником
- Антуан Ватто: Паломничество на остров Киферу, Жиль, Равнодушный
- Картины Клода Лоррена – величайшего мастера пейзажной живописи
- Картины Франсуа Буше, самого известного живописца и художника-декоратора в правление Людовика XV, представителя стиля рококо. Среди произведений Буше Купание Дианы, Венера, просящая у Вулкана оружие для Энея, Ринальдо и Армида, Завтрак, Одалиска брюнетка (1715; картина, из-за которой Дени Дидро обвинял Буше в том, что он проституирует собственную жену).
- Работы Жан-Батиста Грёза, включая знаменитые картины Разбитый кувшин, Мертвая птица, Отцовское проклятие
- Жан-Батист Симон Шарден, Молитва перед обедом; Буфет; Скат (1728); Атрибуты искусств, Атрибуты музыки, Атрибуты наук. Жан-Батист Симон Шарден – величайший французский и европейский художник 18 века, лучший колорист в истории живописи, наиболее известный натюрмортами, жанровыми картинами и пастелью. Традиционно в натюрмортах, сюжет – не главное для Шардена, это его живописное исследование света, отражений, текстур. Шарден занимался живописью ради живописи и стал предвестником исследований в конце девятнадцатого века.
- Картины Александра-Франсуа Депорта, художника, писавшего натюрморты, сцены охоты и собак.
- Портрет маркизы Помпадур Мориса Кантена де Латура
- Встреча художников в мастерской Жан-Батиста Изабе (1798) и другие картины Луи-Леопольда Буальи. Художник известен жанровыми сценами из парижской жизни в годы после революции.
- Полотна Жака Луи Давида – лидера неоклассицизма во французской живописи. Первый шедевр нового стиля, порывающего со стилем рококо, своего рода манифест неоклассицизма – Клятва Горациев (1784). Картина стала эталонной для европейской неоклассицистической живописи в целом.
- Портрет Кристофа Габриэля Аллегрена, портрет Жозефа Мари Вьена кисти Жозефа Дюплесси (автор знаменитого портрета Бенджамина Франклина, который изображен на стодолларовой купюре).
- Антуан Жан-Гро: Наполеон на поле битвы при Прейсиш-Эйлау, Наполеон возле больных чумой в Яффе.
- Шедевры Жана Огюста Доминика Энгра, лидера европейского академизма: Большая Одалиска, Купальщица Вальпинсона, Турецкая баня, Эдип и Сфинкс, Роже, освобождающий Анжелику.
- Работы Франсуа-Андре Венсана, включая Портрет Генриха IV
- Картины мастера эпохи барокко Клода Виньона, включая Юный певец.
- Работы Эжена Делакруа вдохновлены историческими и литературными сюжетами, современными для его времени событиями и путешествием в Магриб. Эжен Делакруа – величайший художник французского романтизма. Его творчество несколько неоднозначно, поскольку колеблется между академизмом и желанием обновляться. Сам Делакруа утверждал, что он классик, вместе с тем его работы революционны и далеки от наследия, которому он был предан. Смерть Сарданапала (1827) – манифест романтизма по сюжету и фактуре. На тот момент романтизм и наоклассицизм вступили в жесткий спор, о том что приоритетно в живописи – линия или цвет. Представители неоклассицизма считали линию сутью живописного процесса, а цвет – повествовательной поддержкой. Романтики отстаивали цвет. Делакруа в Смерть Сарданапала отдает предпочтение цвету, подчеркивая интенсивность, контрасты, свет, провозглашая его главенство над рисунком, что составляет один из столпов эстетики романтиков.
- Мари-Гийемин Бенуа, Портрет негритянки (1800). Мари-Гийемин Бенуа написала портрет чернокожей служанки, который долгое время оставался «лишенный какой-либо экзотической живописности». Хотя многие могли находить, что он символизировал отмену рабства в колониях и вступление Франции в современный этап истории. Картина приобрела известность, причем не среди поклонников живописи, появившись в клипе APES**T Бейонсе и Джей-Зи.
- Теодор Шассерио, Туалет Есфири; Венера Анадиомена; Андромеда, приковываемая к скале нереидами, Сусанна и старцы. Шассерио обожал женщин и создал тип женщины большой чувственности. Представив Венеру, Сусанну и Андромеду, Шассерио продолжил исследование выразительных возможностей «мифологической» обнаженной женщины, проявив интерес к книге Есфирь. Туалет Есфири (1841) – одна из самых известных картин Лувра. Библейское повествование часто использовалось многими художниками. Но они, как правило, выбирали эпизод обморока Есфири перед Артаксерксом. Шассерио же предпочел эпизод, который редко писали, когда Есфирь готовится к встрече с Артаксерксом.
- Поль Деларош – художник, известный мелодраматическими, сентиментальными сценами из французской и английской истории; его популярность проливает свет на историю и эволюцию вкусов с точки зрения искусства. Знаменитые картины Делороша в Лувре – Смерть Елизаветы I, королевы Англии (1828) и Король Эдуард V и герцог Йоркский (Ричард) в лондонском Тауэре (1831).
- Мартен Дроллинг, Интерьер кухни (1815) – картина, с которой связана легенда о «сердцах королей».
За многими экспонатами Лувра, скрывается не один секрет. Это особенно верно в отношении картины Интерьер кухни. После смерти члена королевской семьи с 14 века было принято удалять из тела сердце и кишечник. В первую очередь, чтобы по возможности избежать неприятных запахов в силу разложения тела. Но эти органы становились реликвиями и, как правило, могли находиться в церквях. Так, до Французской революции сердца Людовика XIII и Людовика XIV находились в церкви Сен-Поль-Сен-Луи, Анны Испанской и Марии-Терезии Испанской, Филиппа Орлеанского, Анны-Генриетты в часовне Валь-де-Грас. Когда разразилась Французская революция, все королевские представительства были разрушены, а церкви разграблены. В 1793 году Комитет общественной безопасности поручил архитектору Луи-Франсуа Пети-Раделю бросить вызов королевским особам, покоившимся в Сен-Поль-Сен-Луи и Валь-де-Грас.
Но вместо того, чтобы разбрасываться королевскими органами он решил продать их для создания чудесной глазури, которая использовалась с 16 века в качестве пигмента. Коричневая мумия производилась из органического материала, обычно из измельченных в порошок древнеегипетских мумий, забальзамированных смолами, которых мацерировали в спирте и травах. Получалась коричневато-красная паста, которая, кажется, обладала ни с чем несравнимым блеском и прозрачностью. Но краска не имела бы аналогов, если вместо плоти мумии использовались бы сердца (еще и королевской крови!).
Собрав сердца Бурбонов, Луи-Франсуа Пети-Радель предложил их своим друзьям художникам Александру Пау де Сен-Мартену и Мартину Дроллингу. Сен-Мартен прикупил сердца Людовика XIII и Людовика XIV, но использовал только часть сердца Короля-Солнца и вернул его вместе с неиспользованным сердцем Людовика XIII во время Реставрации в 1815 году. Мартин Дроллинг, купил дюжину сердец, в том числе Анны Австрийской и Марии Терезии Австрийской, Филиппа Орлеанского, брата Людовика XIV, и даже принцессы Анны Генриетты Французской, дочери Людовика XV. Он разрезал их на мелкие кусочки, потом раздавливал, чтобы приготовить пигмент. Так что, в Лувре стоит обратить внимание на замечательно написанную картину Интерьер кухни и запомнить, что вероятнее всего тайна невероятного коричневого блеска – в королевских сердец.
- Картины Эжена Будена. Выдающийся художник-маринист и один из первых французских пейзажистов, писавший на открытом воздухе. Его творческий путь считается предшественником импрессионизма.
- Сувенир из Мортефонтена (1864)– одно из самых поэтических произведений Коро, признанное его шедевром. Камиль Коро – портретист и ключевая фигура пейзажной живописи. Его произведения отсылают к неоклассической традиции и предвосхищают пленэрные инновации импрессионизма одновременно.
Жан Оноре Фрагонар и описание картины Задвижка
Творчество блестящего мастера галантной эпохи конца 18 века, Жана Оноре Фрагонара, представлено в Лувре рядом картин, среди которых знаменитая Задвижка, Урок музыки, Снятая рубашка, Купальщицы, его фантазийные портреты, о которых говорят, что они были написаны за час, отсюда итальянское название «fa’presto» (сделано быстро). Эти портреты часто используются для иллюстрации мастерства Фрагонара.
Работы Фрагонара символичны для 18 века. Они возводят популярные жанровые сцены в размышления о французском обществе. Выразительные мазки оказали сильное влияние на импрессионистов, в то время как темы, интересовавшие художника (вопросы расы, гендера, сексуальности) были подхвачены художниками 21-го века. Самая известная картина Фрагонара Качели (коллекция Уоллеса в Лондоне) – шедевр эпохи рококо.
Задвижку Фрагонар написал в 1777-78 годах по заказу маркиза де Вери. Картина задумана как иллюстрация светской любви, и должна была располагаться рядом с картиной Поклонение пастухов, написанной двумя годами ранее. Она иллюстрирует священную любовь.
Сцена соблазнения, представленная художником под этим метонимическим названием, показывает момент приступа страсти. В загроможденной тяжелыми тканями спальне мужчина в нижней одежде, привставший на носочках, правой рукой пытается дотянуться до задвижки в правом углу картины, другой – обнимает женщину, которая, кажется, готова упасть в обморок. Ее платье расстегнуто, а рука застенчиво поднята. Обстоятельства встречи неоднозначны; вопросы мотивации мужчины и то, соглашается женщина по собственному желанию или ее принуждают, остаются неясными. Однако предметы, окружающие пару, указывают на последствия момента. Комната усеяна эротическими символами, включая перевернутый стул, букет цветов, яблоко и саму задвижку. Все это было легко прочитать в 18 веке. Яблоко – символ греха, брошенный на пол букет, указывает на потерю девственности.
- Картины Теодора Жерико: Скачки в Эпсоне, Офицер конных егерей императорской гвардии, идущий в атаку, Печь для обжига извести и знаменитое полотно Плот «Медузы», изображающий ужасающий момент французской военно-морской истории.
- Картины Эжена Будена. Выдающийся художник-маринист и один из первых французских пейзажистов, писавший на открытом воздухе. Его творчество считается предшественником импрессионизма.
- Сувенир из Мортефонтена (1864)– одно из самых поэтических произведений Коро, признанное его шедевром. Камиль Коро – портретист и ключевая фигура пейзажной живописи. Его произведения отсылают к неоклассической традиции и предвосхищают пленэрные инновации импрессионизма одновременно.
Интересно
Во время итальянской кампании Наполеона, начиная с 1796 года, французы нанесли существенный удар по разграблению живописи великих мастеров эпохи Возрождения и греко-римской скульптуры. Произведения искусства, часто украденные из церквей, превращенных в военные лагеря, попадают в Париж, где они используются для украшения залов Лувра. Для этой цели Наполеон назначает своим культурным советником Доминика Вивана Денона.
Это был один из немногих искусствоведов, хорошо знавший итальянскую итальянскую живопись с тринадцатого по пятнадцатый век и особенно интересовавшийся «примитивной итальянской школой », то есть произведениями художников до Леонардо да Винчи и Рафаэля. Денон лично ездил в Италию, чтобы выбрать серию флорентийских алтарей 15 века. Во время реституции, в 1815 году, с закатом звезды Наполеона, итальянские кураторы согласились оставить часть работ примитивов в Лувре.
Самая большая картина музея находится в том же зале, что и Мона Лиза. Свадебный пир в Кане венецианского мастера Веронезе. Ее иногда ошибочно принимают за сюжет Тайную вечерю. Шедевр Веронезее был конфискован Наполеоном из трапезной венецианского монастыря Сан-Джорджо Маджоре. Чтобы перевезти массивную картину во Францию, ее разрезали пополам. Сегодня все еще можно увидеть линию, по которой картина была разрезана и снова собрана. Оригинал по-прежнему висит в Лувре, а в трапезной разграбленного венецианского монастыря находится его копия.
V.D.I.– за этой аббревиатурой скрывается сложная сеть коммуникационных маршрутов, которая находится под музеем. Во втором подвале, если быть точнее. Эта сеть, функционирующая как своего рода периферия, соединяет все крылья дворца. Но это место, куда посетителям музея вход воспрещен.
Умерший в возрасте 102 лет американский архитектор китайского происхождения Йо Минг Пей оставил после себя многие архитектурные шедевры. В ряде крупных американских городов есть сооружения, подписанные его именем. Но самая известная его работа в мире – Пирамида Лувра. Идею пирамиды можно проследить в работах Пея и его команды с 1950х годов, когда он работал над проектом реконструкции Ланфан-плаза в Вашингтоне.
Большая пирамида образует многогранник, занимающий в основании площадь в 1000 квадратных метров и возвышающийся на 21,65 метра над землей. Его пропорции напоминают пирамиду Хеопса в Египте. Он состоит из 95-тонной стальной конструкции, 105-тонной алюминиевой рамы и 673 стеклянных треугольников Стекло толщиной 21 миллиметр представляло техническую проблему для строителей, стремившихся сделать его максимально прозрачным. Для этого пришлось построить специальную печь и использовать специальный песок из леса Фонтенбло.
Тайна Лувра или легенда о Бельфегоре, согласно которой дух этого не очень приятного божества овладел телом одной из мумий Лувра и после наступления темноты любил прогуливаться по галереям. Этот миф настолько глубоко укоренился в коллективном воображении, что многие посетители спешат полюбоваться знаменитой мумией.
Легенда о Медоре восходит к восстанию 1830 года. Многие жертвы были похоронены у подножия колоннады Лувра. Безутешная собака одного из погибших повстанцев несколько дней бродила перед его импровизированным захоронением. Тело животного было покрыто язвами, собака тосковала и отказывалась есть. Только одной даме, жившей по соседству, удалось завоевать ее доверие, накормить и вылечить ее. Преданного пса называли Медором, и история о нем распространилась по всему Парижу.
École du Louvre, расположенный там, где находится Лувр, вернее в самом музее – высшее учебное заведение, которое позволяет поклонникам искусства изучать археологию, историю искусства, антропологию и эпиграфию среди роскошных декораций.