Эрмитаж – место, где синдром Стендаля почти неизбежен. История мирового искусства рассказывается более чем тремя миллионами экспонатов, включая крупнейшее в мире собрание живописи, поистине невероятным количеством шедевров. Прогулка по залам Эрмитажа – это удивительное путешествие и кажется, что сокровища, хранящиеся в великолепных дворцах, никогда не закончатся.
Живопись Эрмитажа
Коллекция западноевропейского искусства включает шедевры старых мастеров и самых известных современных художников. Государственный Эрмитаж сохраняет впечатляющие коллекции картин Рембрандта, Караваджо, Веласкеса, Тициана, Матисса и Пикассо, художников фламандской школы – Рубенса и Ван Дейка.
Начало, в основном благодаря коллекционной деятельности в 18 веке, Эрмитажа ориентировано на искусство Западной Европы; российский императорский двор пользовался особой репутацией одного из крупнейших покупателей ценных коллекций. В 1772 году Россия стала собственником знаменитой коллекции Кроза, в котором находились и Даная Тициана, и Святое семейство Рафаэля, и Портрет камеристки инфанты Изабеллы Рубенса.
В 120 залах Нового и Старого Эрмитажа представлены работы итальянских, французских, голландских и фламандских художников, а также произведения английского и немецкого искусства.
Итальянская школа
Собрание итальянского искусства представлено работами великих мастеров Раннего и Высокого Возрождения – Фра Беато Анджелико, Филиппо Липпи, Пьетро Перуджино, Леонардо да Винчи, Джорджоне, Тициан, Веронезе, Рафаэль, Корреджо, Джулио Романо.
Среди итальянских художников, произведениями которых можно любоваться во втором по величине музея мира самый революционный художник своего времени и отец стиля барокко в живописи Караваджо; Чима да Конельяно, Лоренцо Лотто, представляющие венецианскую школу живописи; мастер фресковой живописи Аннибале Карраччи и Гвидо Рени, представляющие болонскую школу; основоположник маньеризма Понтормо; маньерист Россо Фьорентино; живописец неаполитанской школы Лука Джордано; яркий, экспрессивный Сальваторе Роза; гений фрески Джамбаттиста Тьеполо; представители венецианской школы ведутистов Франческо Гварди…Карло Дочи, Джамбаттиста Питтони, Винченцо Петрочелли…
Фра Беато Анджелико
Фреска Богородица с младенцем, святыми Домиником и Фомой Аквинским (1435) из монастыря Сан-Доменико во Фьезоле, в котором Фра Анджелико жил и работал с 1429 года до 1438 года. Монах-доминиканец и живописец, он попытался совместить новые принципы Возрождения (построение перспективы, внимание к человеческой фигуре) со старыми средневековыми ценностями (дидактическая функция искусства и мистическая ценность света).
Чима де Конельяно
Выдающийся представитель венецианской школы 15 века. Его живописный стиль отмечен утонченным классицизмом, историки искусства считают, что Чима был учеником Джованни Беллини. В Эрмитаже – Мадонна с Младенцем,1496-1499 и Благовещение, 1495.
Корреджо
Портрет дамы (около 1518) – единственное произведение, принадлежащее кисти Корреджо, в России; поступила в Эрмитаж в 1925 году, из дворца Юсуповых, расположенного на Мойке. Эта картина датируется примерно 1520 годом и считается лучшей работой мастера, который за свою художественную карьеру не написал много портретов.
Аннибале Карраччи
Самый почитаемый художник своего времени; о нем, современники говорили как о «новом Рафаэле». Отвергнув искусственность маньеризма, он выступал за возвращение к природе в сочетании с изучением великих художников эпохи Возрождения, Корреджо, Тициана, Веронезе. Вместе с Караваджо и Рубенсом он заложил основы живописи барокко, отцом которой его называют. В Эрмитаже можно увидеть две работы Карраччи – Святые жёны-мироносицы у гроба воскресшего Христа, около 1600 г. Картина из коллекции Кузвельта, приобретенной в 1836 году императором Николаем I; Отдых святого семейства на пути в Египет, около 1604 г. Картина из коллекции Кроза, приобретенная императрицей Екатериной II.
Тициан
Несколько произведений Тициана можно посмотреть в Эрмитаже, в их числе Бегство в Египет, Портрет молодой женщины (около 1530), Даная (1550-е), Христос, несущий крест (1560-е), Мадонна с младенцем и Марией Магдалиной (1560-е), Кающаяся Магдалина (1560-е) и Святой Себастьян (1570-е).
Караваджо
Знаменитый Лютнист (1595) из собрания Джустиани, выставленного на продажу в Париже в 1808 году. Александр I, благодаря посредничеству директора Лувра Доминика Виван-Денона, через личного советника по искусству Василия Рудановского приобрел картину для Эрмитажа еще до аукциона. Знаковый элемент картины – натюрморт (двойной), представленный фруктами (примечательна груша с царапинами на кожуре), цветами и партитурой. Расшифрованная музыковедами партитура идентифицируется любовным сонетом. Картина как приглашение к удовольствиям любви и радостям жизни через искусство и земные наслаждения.
Юдифь Джорджоне
Единственное произведение венецианского мастера в России, из коллекции Пьера Кроза, дает представление о том, насколько романтичным было его искусство, несмотря на то, что сюжет рассказывает один из самых драматических и кровавых библейских эпизодов.
Леонардо да Винчи
Картины Леонардо да Винчи в Эрмитаже – творения Леонардо находятся в двусветном зале, сохранившем декор, созданный Андреем Штакеншнейдером, в духе Большого стиля французского искусства XVII века.
Мадонна Бенуа
Ключевое произведение молодого Леонардо да Винчи. Написанное между 1478 и 1480 годами оно отмечает независимость от стиля Андреа Верроккьо, в мастерской которого Леонардо обучался живописи с десятилетнего возраста. Мадонна с цветком – манифест «современного образа», инициатором которого был художник. В возрасте 26 лет Леонардо порывает с традициями и изобретает новую фигуру Марии; не Царицу небес, восседающую на троне, а обычную мать, сидящую на скамье и играющую со своим ребенком. Мать Христа – почти подросток с пухлым и незрелым лицом. Но, прежде всего, она улыбается, играет с ребенком, который пытается схватить цветущую ветвь, идентифицированную как крестоцвет (прообраз судьбы Иисуса).
В 16 веке произведение находилось во Флоренции, о чем свидетельствует Франческо Бокки в книге Достопримечательности Флоренции, в 1591 году.
На протяжении веков шедевр считался утерянным, пока в 1909 году архитектор Леон Бенуа не выставил его в Санкт-Петербурге (в составе коллекции своего тестя), чем вызвал сенсацию. Вероятно, картина была привезена из Италии в Россию генералом Алексеем Ивановичем Корсаковым, человеком, увлеченным искусством. После смерти Корсакова коллекция была продана его сыном; Мадонну с цветком купил в 1824 году астраханский купец-рыботорговец и владелец картинной галереи Александр Петрович Сапожников за 1400 рублей. Картина перешла по наследству от отца А. А. Сапожникова Марии Александровне Сапожниковой, жены придворного архитектора Леонтия Николаевича Бенуа.
Бенуа решились продать шедевр в 1913 году. Парижский «король антикваров» предлагал значительную сумму, но Мария, убежденная патриотка, выбрала Императорский Эрмитаж, чтобы картина осталась в России. После многочисленных споров по поводу атрибуции картина была куплена Императорским Эрмитажем в 1914 году. Атрибутировал Мадонну с цветком Эрнст Фридрих фон Липгарт, главный хранитель картинной галереи Эрмитажа (его отец, Карл Эдуард Липгарт был коносьером Итальянского Возрождения и специалистом по Леонардо).
Мадонна Литта
Приписываемая на протяжении веков кисти Леонардо эта изысканная картина во второй половине 20 века оказалась в центре горячих споров. Некоторые искусствоведы выдвинули гипотезу, что работа была только начата тосканским гением, а закончена одним из его учеников, Джованни Больтраффио или Марко д’Оджоно. Но в Эрмитаже сомнениям нет места: подпись содержит только оно имя – автор Леонардо да Винчи.
Точно не известно для кого была написана Мадонна Литта. Но, определенно, это был солидный клиент, что можно вывести из сложности композиции, изученной до мельчайших деталей, ценности используемых материалов, в частности лазурита (самого дорогого пигмента в то время), который мастер в изобилии использует для мантии Марии и неба. Название связано с коллекцией Литта, в которой хранилась работа с 1814 по 1865 год.
В 1784 году картина была куплена Альберико XII Барбиано ди Бельджойозо д’Эсте у некоего Джузеппе Ро и оставалась в коллекции принца до его смерти. В 1814 году коллекция выставлена на аукцион, а Мадонна Литта выбрана исполнителем завещания принца Бельджойозо Антонио Литта Висконти Арезе, женатого на дочери Альберико Барбиано ди Бельджойозо и Анны Риччарды д’Эсте, Барбаре. Альберто Литта имел право выбрать две картины из коллекции в качестве компенсации за его роль исполнителя воли Альберико XII. Таким образом, в 1814 году работа переехала из Палаццо Белджойозо в Палаццо Литта на Корсо Маджента в Милане. В 1865 году Александр II купил картину у герцога Литта за сумму, эквивалентную 2,5 миллиона евро, затем из императорских собраний картина перешла в Эрмитаж.
Мадонна Литта тесно связана с Миланом. Написанная в столице Ломбардии около 1490 года она демонстрирует стилистическое сходство со второй версией Мадонны в скалах, хранящейся в Национальной галерее в Лондоне. Помимо реалистического изображения Девы, кормящей Младенца в комнате, открытой к небу и горам, на картине выделяются чеканность фигур и яркие цвета: результат пребывания Леонардо в Ломбардии, где мастера поражала сверкающая растительность и синее небо. Если природа – учитель, художник без колебаний применяет ее урок. По словам профессора Карло Педретти, Мадонна Литта свидетельствует о рождении Леонардизма, ломбардской школы, характеризующейся яркими красками и очень четкими фигурами. Младенец держит в левой руке птичку с красными перьями на голове. Это щегол, и красные перья намекают на кровь, пролитую во время Страстей Христовых. Таким образом, сюжет картины – прообраз грядущих Страстей Иисуса, о чем свидетельствует и меланхолическое выражение Девы.
Рафаэль Санти
Картины Рафаэля в Эрмитаже – Мадонна Конестабиле (1502-1504) и Святое семейство (Мадонна с безбородым Иосифом, 1506). акже в музее есть копия Ватиканской лоджии Рафаэля,
Мадонна Конестабиле – одно из самых известных произведений Рафаэля, представляет небольшое тондо. Это подтверждается большим количеством гравюр, сделанных с оригинального произведения и хранящихся в архивах древних итальянских и умбрийских семей. Приобретенное в 1871 году Александром II в подарок супруге Марии Александровне оно принадлежало семье Конестабие из Перуджи. Оригинальное название картины – Мадонна с книгой (книга представляет ссылку на Священное Писание и соответственно жизни Иисуса Христа).
Конестабиле добивались условий, чтобы произведение осталось в Перудже или, по крайней мере, в Италии, но тяжелое положение, как самой семьи, так и муниципальной власти, не позволило реализовать это желание. В России произведение восстановили и перенесли с доски на холст.
Святое семейство (Мадонна с безбородым Иосифом) – шедевр итальянского Возрождения, написанный великим Рафаэлем вскоре после приезда во Флоренцию. Произведение вызывает восхищение идеальным балансом форм, пропорций, цветов, гармонией жестов и взглядов в святом семействе. В России картина с 1772 года. Она была приобретена Екатериной II как часть коллекции Креза, которая известна как основа коллекции Эрмитажа.
Лоджии Рафаэля
Екатерина I, императрица всея Руси, интеллигентная, культурная, страстная и великая покровительница искусств, пожелала для своего музея реализовать фрески Рафаэля в Апостольском дворце в Ватикане в натуральную величину. Работа была заказана в 1778 году, а в 1787 году копии фресок Рафаэля на холсте, сделанные художниками мастерской Христофера Унтербергера, были готовы к отправке в Санкт-Петербург, в Зимний дворец Эрмитажа.
Галерея спроектирована Джакомо Кваренги, и по копиям фресок архитектор создавал ее классическое оформление. Подготовка «лоджий» длилась около 11 лет и потребовала от художников тщательного внимания к воспроизведению орнаментального убранства и полуциркульных арок, разделяющих потолок на прямоугольные части равной длины. На фресках рассказываются библейские истории – 52 повествования из Ветхого и Нового Заветов. Следуя хронологической и богословской схеме истории спасения, цикл начинается с сотворения мира и изгнания Адама и Евы из Эдема, чтобы закончиться страстями Христовыми. Эту серию часто называют Библией Рафаэля.
Испанская школа
Золотой век испанской живописи начался в конце шестнадцатого века и процветал на протяжении семнадцатого века (как и голландский Золотой век). В то время как Нидерланды восставали против испанского правления, Испания создавала собственный художественный стиль. Филипп II, абсолютный монарх в обществе, где доминировала католическая церковь, заказал строительство Эль-Эскориала в 1563 году. Огромный дворцово-монастырский комплекс недалеко от Мадрида украшали великие испанские и итальянские мастера. Невообразимое богатство Испании, накопленное в основном в период колониальной золотой лихорадки, позволяло называть государство «империей, над которой никогда не заходит солнце» и приносило художникам щедрые заказы от короля, церквей и частных коллекционеров.
Работы великих испанских художников отличаются изысканным сочетанием духовного и театрального. Под влиянием итальянцев такие художники, как Эль Греко, Рибера, Сурбаран, Хуан Пантоха де ла Крус разработали уникальный испанский стиль, отмеченный резкими контрастами света и тьмы. Их работы источают темперамент и гордость Пиренейского полуострова. Мурильо и, в частности, законодатель моды Веласкес внесли свой вклад в этот стиль и достигли новых высот. Гойя, столь же впечатляющий гений, пошел по их стопам со своим конфронтационным реализмом.
Художники девятнадцатого и двадцатого веков продолжили традицию, передавая сильные контрасты в обществе в своих произведениях, отражающих залитую солнцем испанскую культуру и темные стороны истории.
Среди шедевров Эрмитажа:
- Апостолы Петр и Павел (конец 1580-х) Эль Греко;
- Пригвождение к кресту (1582) основоположника испанской школы драматического реализма Франсиско Рибальта;
- Святой Себастьян и Святая Ирина (1682) Хосе де Рибера;
- Святой Лаврентий (1636), Король Св. Фернандо III (1630-е) и Отрочество Богоматери (1658-1660) Франсиско де Сурбарана
- Завтрак (1630-е), Портрет графа Оливареса (около 1640) Диего Веласкеса.
Испанская коллекция включает 13 произведений Бартоломе Эстебана Мурильо, в числе которых шедевры – Сон Якова, Благословение Иакова, жанровая картина Мальчик с собакой. Испанская школа конца 17-начала 19 века представлена Портретом актрисы Антонии Сарате (1811).
Испанское искусство – уникальная глава в истории искусства и Эрмитаж обладает самой большой и разнообразной коллекцией испанского искусства за пределами Испании – более ста шестидесяти полотен.
Золотой век нидерландской живописи и фламандское барокко
Огромное богатство, приобретенное Северными Нидерландами в семнадцатом веке, вызвало бум живописи. Художники создали несравненные шедевры, которые сейчас занимают почетное место в крупных музеях, которые знает мир, и, в частности, в Государственном Эрмитаже. Исторические картины, пейзажи, портреты, натюрморты, сцены повседневной жизни, морские пейзажи и церковные интерьеры – коллекция, посвященная голландским мастерам 17 века, считается крупнейшей за пределами Нидерландов и насчитывает около 1500 произведений Золотого века нидерландской живописи.
Ни в одной другой коллекции в мире нет такого количества картин Рембрандта. Некоторые выдающиеся художники, как Рембрандт, писали в разных жанрах, но большинство из них сосредотачивалось только на одном жанре. Эта специализация – отличительная черта голландской живописи семнадцатого века.
- Эрмитаж начало коллекции: то, что в России любили голландское искусство, связано еще с предпочтениями Петра Великого. Русский царь было одним из первых в России, кто проявил интерес к искусству Нидерландов. В 1716 году в Амстердаме он приобрел Давида и Ионафана Рембрандта, который стал первым в России Рембрандтом. Он вошел пока еще в скромную коллекцию произведений искусства, начатую Петром.
- Коллекция значительно пополнилась при императрице Екатерине. Она отвечает за создание Эрмитажа как музея. Между 1763 и 1789 годами она провела много сделок по приобретению произведений искусства в Западной Европе. Многие шедевры приобретались агентами императрицы, которые действовали по всей Европе. Особой популярностью пользовались реалистичные изображения повседневной жизни, особенно бытовые темы.
Залы и галереи южного фасада и западного крыла Нового Эрмитажа посвящены голландскому Золотому веку и фламандской живописи 17 века в стиле барокко (около 500 картин более 140 художников), включая большие коллекции картин Ван Дейка, Рубенса, Рембрандта, Якоба Йорданса, несколько картин Яна Брейгеля Старшего (бархатный период), Франса Снейдерса.
- специальный выставочный зал посвящен картинам Рембрандта ван Рейна, в которых представлены некоторые из его величайших портретов и исторических работ, в их числе Флора, Снятие с креста, Жертвоприношение Авраама, Давид и Ионафан, Святое семейство, Портрет старика в красном, Возвращение блудного сына;
- жанровые картины ряда голландских художников-реалистов: Ян ван Гойен и Якоб ван Рёйсдал (пейзажи); Ян Стен, Герард Терборх, Питер де Хох, Адриан ван Остаде и Исаак ван Остаде (жанровые картины), Паулюс Поттер (анималистическая живопись), Виллем Клас Хеда и Виллем Кальф (натюрморт);
- два портрета кисти Франса Хальса, два портрета Фердинанда Бола, портрет Молодой человек в плаще и в берете с перьями Говерта Флинка; Купальщица Герарда Доу Авраам на пути в Ханаан Питера Ластмана Изгнание Агари Фердинанда Бола
Только Рубенса в коллекции 22 картины (в их числе шедевры Портрет фрейлины инфанты Изабеллы, Союз Земли и Воды, Персей освобождает Андромеду и Вакх) и 19 рисунков. Эта часть коллекции была основана в 1769 году, когда российское государство приобрело 600 фламандских, голландских и французских картин у наследников коллекции Генриха фон Брюля. Ван Дайк представлен более чем 24 работами (портреты или автопортреты).
Даная Рембрандта
Рембрандт Эгина картина Эрмитаж. Эгина – измененное название картины Даная – центральный объект в книге Андрея Константинова «Вор», по мотивам которой снят первый фильм (Барон) сериала Бандитский Петербург. В реальности у Рембрандта нет картины, которая изображает этот персонаж древнегреческой мифологии – нимфу острова, носящего ее имя, Эгина, в Сардоническом заливе между Аттикой и Пелопоннесом.
Даная всегда вызывала особую привязанность у художников; история о том, как Зевс проник к Данае в виде золотого дождя, была запечатлена многими, в том числе Тицианом, но Рембрандт придал ей особое значение. Его Даная была не греческой принцессой, а красивой молодой голландкой времен Рембрандта. С той поры, как Екатерина Великая в 1772 году приобрела шедевр, Даная – одно из величайших сокровищ Эрмитажа. Обе картины – Даная Рембрандта и Даная Тициана – происходят из знаменитой коллекции Пьера Кроза и привезены в Россию из Франции одновременно.
Старонидерландская живопись 15-16 веков
В собрании Эрмитажа около 100 работ художников Северного Возрождения в Нидерландах. Среди них диптих Робера Кампена, считающийся одним из его шедевров; Святой Лука, рисующий Мадонну, Рогир ван дер Вейден; Исцеление слепца в Иерихоне, триптих Лукаса Ван Лейдена.
Среди образцов немецкой школы Северного Возрождения:
- работы Ганса Вертингера и Бартоломеуса Брейна (Старшего);
- Портрет молодого человека талантливого немецкого портретиста Амброзиуса Гольбейна, старшего брата Ганса Гольбейна;
- пять работ знаменитого немецкого художника Лукаса Кранаха Старшего, в том числе шедевры Венера и Амур (1509) и Мадонна с Младенцем под яблоней (около 1525), прекрасный Женский портрет (1526).
Портретная живопись 16 века представлена Портретом Пфальцграфа Оттгенриха Пфальцского художника и гравера Георга Пенца, ученика Альбрехта Дюрера, парными портретами Кристофа Амбергера.
Немецкое, швейцарское, британское и французское искусство
Собрание немецкой живописи 18-20 века включает произведения художника неоклассицизма Антона Рафаэля Менгса, придворного художника прусского короля Антуана Пэна, Августа Тишбейна, Ханса Тома, Ансельма Фейербаха, Франца Штука, Генриха Кампендонка.
Немецкое искусство 19 века в музее демонстрируют картины «назарейцев» – Фридрика Обербека, Филиппа Фейта и братьев Рипенхаузен. Берлинская школа представлена более 20 работами – Франца Крюгера, Эдуарда Хильдербрандта, Фридриха Эдуарда Мейерхейма и Пауля Фридриха Мейерхейма. Мюнхенская школа – в работах Альбрехта Адама, Генриха Бюркеля, Габриэля Макса, Макса Йозефа Вагенбауэра. Эрмитаж гордиться коллекцией картин эмоционального и гениального пейзажиста-романтика Каспара Давида Фридриха.
Живопись Швейцарии, представлена в Эрмитаже такими художниками как Анжелика Кауфман, Александр Калам, Арнольд Бёклин, Фердинанд Ходлер.
Эрмитаж – дом для многих картин классиков Франции, к которым относится Николя Пуссен, пейзажист Клод Лоррен, братья Ленен, художники рококо Жан-Антуан Ватто, Франсуа Буше, Жан-Оноре Фрагонар, Юбер Робер, сентименталист Жан-Батист Грёз и мастер натюрморта Жан-Батист Симеон Шарден.
Среди широко известных работ:
- Танкред и Эрминия, Пейзаж с Полифемом Пуссена;
- Украденный поцелуй Жан-Оноре Фрагонара;
- Савояр с сурком, Затруднительное положение, Капризница Антуана Ватто;
- Паралитик Жан-Батиста Грёза
- Натюрморт с атрибутами искусств Жана-Батиста Шардена.
В дополнение к работам классика Жак-Луи Давида, великого французского академиста Жан-Огюста-Доминика Энгра и лидера французского романтизма Эжена Делакруа в собрании Эрмитажа можно познакомиться с прекрасными образцами пейзажной живописи Барбизонской школы. Теодора Руссо, Жан-Батиста-Камиля Коро, Жюля Дюпре, Шарль-Франсуа Добиньи.
Коллекция британской живописи 16-19 веков – это 450 картин из Англии, Ирландии, Шотландии и Уэльса, включая портреты 300 генералов наполеоновской эпохи в галерее 1812 года, выполненные английским художником Джорджем Доу, прибывшим в Россию по приглашению Александра I. Наиболее известные широкой публике – Дама в голубом Томаса Гейнсборо и Младенец Геракл, удушающий змей Джошуа Рейнольдса., выполненный по заказу Екатерины и символизирующий растущую силу Российского государства.
Импрессионисты и постимпрессионисты
Исключительной считается коллекция ранней современной живописи, которая позволяет всесторонне изучить развитие живописи. В ней представлены шедевры пионеров импрессионизма – Клода Моне, Пьера-Огюста Ренуара, Альфреда Сислея, Камиля Писсаро, Эдгара Дега; выдающиеся произведения постимпрессионистов – Поля Сезанна, Поля Гогена, Винсента Ван-Гога. В целом экспозиция импрессионистов в Эрмитаже насчитывает около 850 произведений, которые можно посмотреть. Изюминка коллекции – картины фовиста Анри Матисса и изобретателя кубизма Пабло Пикассо.
В отличие от великих произведений старых мастеров в Эрмитаже, во многом дань коллекционерской страсти Екатерины Великой, коллекцией импрессионистов и постимпрессионистов Россия обязана двум титанам в художественном мире – меценатам, филантропам, коллекционерам Сергею Ивановичу Щукину и Савве Тимофеевичу Морозову.
Путешествие по живописи в Эрмитаже всеобъемлюще, включает и абстракцию с одним из важнейших ее представителей – Кандинским. Композиция VI заставляет потерять всякую связь с материальной реальностью, вводя посетителя в загадочное и сложное духовное измерение. Картина выражает внутреннее ощущение катастрофы через новый живописный язык абстракции.
Коллекция Эрмитажа – немного истории
- Начало коллекции Эрмитажа положила Екатерина Великая. В 1764 году она купила 225 картин у берлинского торговца произведениями искусства Иоганна Эрнста Гоцковского. Он приобретал их для прусского короля Фридриха II, которому, однако, пришлось обойтись без них из-за пустой государственной казны после Семилетней войны. В 1765 году Екатерина купила около 1000 картин за 80 000 талеров из коллекции Генриха фон Брюля, стоимость которых в его реестре поместья оценивалась в 105 329 талеров. Это основа коллекции.
- Императрица, страстный коллекционер, покупала шедевры и целые коллекции, как для удовлетворения собственных желаний, так и для того, чтобы подчеркнуть культурный статус и просвещенность России по отношению к Западной Европе. Советниками и посредниками в приобретении произведений искусства выступали корреспонденты императрицы Фридрих Мельхиор Гримм и Дени Дидро, российские дипломаты Дмитрий Голицын и Александр Строганов. В 1797 году коллекция могла располагать 3996 картинами.
- Потомки Екатерины пошли по ее следам. Павел I, Александр I еще больше расширили эрмитажное собрание. В первой половине 19 века коллекции были организованы и расширены за счет притока произведений восточного искусства и археологических находок. Расположение картин по национальным школам было новым явлением, в 1825 году добавили залы русского искусства 18 века. Ко времени царствования Николая открывать произведения искусства для обозрения публикой становилось привычным. Это развитие в конечном итоге привело к строительству Нового Эрмитажа, который структурно примыкал к старому комплексу, но имел отдельный вход и был доступен как публичный музей. Николай I, основатель первого публичного музея в России, также позаботился о пополнении сокровищ Эрмитажа, включая покупку коллекции у наследников Жозефины, жены Наполеона, созданной во время наполеоновских войн.
- После Октябрьской революции 1917 года в музей были переданы многочисленные частные коллекции экспроприированных дворян, Строгановых, Шереметьевых, Юсуповых, Шуваловых. Императорский музей был переименован в Государственный. Первые годы после Октябрьской революции культурно сформировались, особенно в тогдашнем Петрограде, западноевропейским искусством, основанным на идеалах Просвещения.
- В 1920-е годы шли затяжные переговоры с Пушкинским музеем о передаче музейных фондов. 28 января 1927 года была достигнута договоренность передать в Москву 700 картин из фондов Эрмитажа. Позже в Пушкинский музей поступило ещё 70 шедевров из выставочных залов. К ним относятся Веронезе Минерва и Пуссен Битва Иосифа против амореев. Ряд произведений пришлось отдать в разные провинциальные музеи.
- Для реализации первого пятилетнего плана СССР Министерство внешней торговли приняло решение продавать произведения искусства из государственных музеев на Запад за валюту через организованное в 1925 году агентство «Антиквариат». Между 1928 и 1933 годами 2880 картин из Эрмитажа были отправлены за границу через арт-дилеров Франца Катценштейна (Галерею Маттисен, Берлин), арт-салон Колнаги (Лондон) Knoedler (M. Knoedler & Co., Нью-Йорк).Среди них – 250 известных работ и 50 шедевров.
- Эрмитаж стал главной целью во время блокады Ленинграда для немецкого вермахта. Здания музея было повреждено 17 артиллерийскими снарядами и 2 авиабомбами. Музейный фонд частично хранился в подвале; более миллиона экспонатов перевезли в Екатеринбург. Первая выставка экспонатов, оставшихся в Эрмитаже, открылась вскоре после окончания блокады 7 ноября 1944 года. Официальное открытие музея со всеми экспонатами состоялось 5 ноября 1945 года.
В огромной коллекции Эрмитажа представлены артефакты и произведения искусства, охватывающие мировой тур по искусству и культуре, всю историю человеческой цивилизации, начиная с каменного века до двадцатого века. Экспозиции организованы по тематическим или хронологическим критериям. Сколько коллекций в Эрмитаже? Здесь собраны коллекции по доисторической культуре, культуре и искусству античного мира, культуре и искусству народов Востока, западноевропейскому и русскому искусству.
Значимые части эрмитажного собрания:
- Золото скифов, декоративно-прикладное искусство сарматов и гуннов, обширные коллекции римской и этрусской культуры. Галерея драгоценностей показывает историю ювелиров и ювелирной торговли с 3-го тысячелетия до нашей эры
- Античность, охватывающая 31 зал, включает ассирийские, месопотамские и дренеегипетские артефакты, а также огромное количество греческих и римских скульптур
- Экспонаты египетской коллекции – мумия жреца Па-да-ист (10 век до н.э.), фрагмент таблички с египетско-хеттским мирным договором Рамсеса II (13 век до н.э.)
- Ассирийские рельефы из Вавилона, Дур-Шаррукина и Нимруда
- Танагрские статуэтки терракотовые статуэтки эпохи эллинизма, изготовленные в конце 4 века до н.э., в основном в беотийском городе Танагра (Центральная Греция)
- Тысячи письменных документов 4 и 5 века из китайских пещер Могао
- Экспонат Чингисов камень – древнейшее известное свидетельство старомонгольской письменности
- Русские иконы 14-начала17 века, в частности иконы Семена Ушакова; драгоценности мастерской Фаберже; огромное количество исторических костюмов; облачения Петра Великого; впечатляющая коллекция русской одежды 18-20 веков; предметы прикладного российского искусства (ковры, фарфор)
- Древнейшие русские монеты, которые могут храниться в отделе нумизматики, как златники киевского князя Владимира Святославовича, монета (сребреник) новгородского князя Ярослава Владимировича и другие редкие артефакты
- Восточное оружие (индийское, турецкое, японское)
Государственный Эрмитаж коллекция: музей хранит много необычных вещей и загадочных легенд. Чего стоит только старейшая в мире коллекция татуировок на древних мумиях, обнаруженная на хребтах Горного Алтая (Пазырыкская культура, 5 век до н.э). Не могут не вызывать восхищения залы, посвященные артефактам Северного Причерноморья с 6 века до нашей эры по 4 век нашей эры. Они свидетельствуют о серьезных исследованиях российских и советских архитекторов 19-20 веков.
Эрмитаж – национальная сокровищница мирового искусства
Изначально название «эрмитаж» носили Малый Эрмитаж, в котором Екатерина разместила первые купленные произведения искусства, затем Старый (Большой) Эрмитаж и Эрмитажный театр. Со временем, в связи с расширением императорской коллекции в 18-19 веках добавлялись новые здания. Со строительством Нового Эрмитажа как публичного музея, название стало общепринятым для всего комплекса зданий. После революции 1917 года Зимний дворец, бывшая императорская резиденция, также был передан музею и открыт для публики. В конце 20 века музей еще расширился, помимо Эрмитажного комплекса, добавлены Главный штаб (часть) и дворец Меньшикова.
Зимний дворец – место, где царит итальянский вкус, что обусловлено вдохновением великого архитектора Растрелли и других итальянцев, украшавших здание, Антонио Ринальди, Джакомо Кваренги. Инкрустированная лепнина, золотые фризы, полихромные мраморные полы, монументальные мраморные лестницы…
Наибольшее восхищение вызывает Малахитовый зал уникальным интерьером, внушительными колоннами из малахита, великолепными золотыми дверями, изначально задуманный как парадная гостиная в личных покоях императрицы Александры Фёдоровны, супруги Николая I. К элементам барокко и рококо здесь добавляются стилистические интерпретации в стиле неоклассицизма.
Анфилады
Невская парадная Анфилада, берущая начало с площадки Иорданской лестницы, – ряд залов (Аванзал, Николаевский и Концертный залы), расположенных анфиладой вдоль массивного фасада Зимнего дворца, обращенного к Неве. Спроектированные первоначально как пять парадных залов Франческо Растрелли в 1753 году преобразованы в анфиладу из трех залов Джакомо Кваренги в 1790 году. После пожара в 1837 году восстановлены Василием Стасовым. Используемые в качестве дворцовых бальных залов они составляли маршрут процессий и были центром внимания императорского двора. В 1915 году Николай II переоборудовал анфиладу в военный госпиталь.
Большая парадная анфилада, расположенная в восточном корпусе Зимнего дворца, включает Фельдмаршальский, Петровский, Гербовый, Пикетный, Георгиевский, Александровский залы и Военную галерею 1812 года. Открывается Фельдмаршальским залом, построенным в честь выдающихся военачальников императорской России, достигших звания фельдмаршала. В нем должна находиться коронационная карета в стиле барокко, изготовленная к коронации Екатерины I, жены Петра I и украшенная резьбой французского художника Франсуа Буше.
Прилегающий к нему Петровский зал, эвфемистически называемый «малым тронным залом» создан при правлении Николая I в 1833 году архитектором Огюстом де Монферраном (после пожара 1837 года в точности восстановлен архитектором Василием Стасовым). В оформленном в стиле барокко зале на возвышении стоит серебреный трон, перед перегородкой, поддерживаемой двумя коринфскими колоннами из яшмы, над которой – большое полотно с изображением Петра I с Минервой работы Якопо Амигони. Стены зала обшиты панно, обтянутые малиновым бархатом с двуглавыми орлами, вышитыми серебряной нитью.
Гербовый зал, освещенный внушительными люстрами, которые украшают гербы важных городов империи, спроектирован Василием Стасовым. В центре зала колоссальная ваза из тангайского авантюрина, которую выполнил в 1842 году российский мастер-камнерез Гаврила Фирсович Налимов.
Георгиевский зал или Большой тронный зал – один из крупнейших парадных залов Зимнего дворца. Красочный интерьер в неоклассическом стиле, выполненный Джакомо Кваренги, был утерян во время пожара. Василий Стасов изменил интерьер в простом классическом стиле.
Александровский зал, построенный после пожара 1837 года Александром Брюлловым, посвящен правлению императора Александра I и победе России над Наполеоном.
Старый Эрмитаж
Старый Эрмитаж, также известный как Большой Эрмитаж, был построен по проекту архитектора Георга Фридриха Фельдтена в 1781-1787 году для размещения растущей коллекции произведений искусства. В 1792 году Джакомо Кваренги пристроил к Большому Эрмитажу здание, в котором находилась галерея Лоджии Рафаэля.
Старый Эрмитаж намного больше, чем Малый Эрмитаж, построенный для Екатерины в 1775 году по проекту французского архитектора Жан-Батиста-Мишеля Валлен-Деламота в стиле классицизма. Именно поэтому оно и носило название Большой Эрмитаж. Но в 19 веке, после строительства Нового Эрмитажа, он стал известен как Старый Эрмитаж (хронологически это неверно, поскольку последним построенным зданием в составе комплекса стал Эрмитажный театр, с 1783 по 1787 год).
Новый Эрмитаж
Величественное здание Нового Эрмитажа, известное во всей Европе своим портиком со статуями могучих атлантов и лестницей, копирующей ступени, которые вели к Афинскому Акрополю, построено по проекту немецкого архитектора Лео фон Кленце. Придворный архитектор баварского короля Людвига I Лео фон Кленце – один из самых ярких представителей стиля неогрек. Император Николай I был впечатлен его проектами в Мюнхене, благодаря которым город на реке Изар назвали «Баварскими Афинами», особенно зданием Пинакотеки, что и определило выбор. В 1838 году фон Кленце было поручено спроектировать здание для первого в России публичного музея.
Строительство началось в 1842 году, по проекту фон Кленце, к тому времени он вернулся в Баварию и работами руководил Василий Стасов, затем, после его смерти в 1848 году, Николай Ефимов. Здание было завершено в конце 1851 года, а 5 февраля 1862 года состоялось его торжественное открытие. Первый музей в истории России, спроектированный с выставочными пространствами для систематизированных коллекций, отдельными залами для национальных школ живописи.
Атланты, высеченные из серого сердобольского гранита, – работа скульптора Александра Теребенёва.
Во дворце размещаются замечательные экспозиции – галерея античного искусства, галерея скульптур Антонио Кановы.
Просветные залы
Почти футуристические Просветы – самые большие залы в здании. Название связано с тем, что они имеют «верхнее освещение» – стеклянные перекрытия. В них размещаются крупномасштабные полотна, интерьеры украшают мебель, созданная по эскизам Кленце и Монферрана, порфировые и родонитовые торшеры, вазы, декорированные золочеными грифонами, на пьедесталах – работы русских мастеров-камнерезов в 19 веке.
В Эрмитаже три Просвета – Большой итальянский, Малый итальянский, в которых экспонируется коллекция итальянской живописи 17-18 веков, произведения и Малый испанский – для шедевров испанских мастеров 17-18 веков.
Рыцарский зал
Знаменитый зал, декорированный в стиле неогрек, изначально предназначался для размещения коллекции монет; сейчас в нем экспонируется коллекция оружия Эрмитажа и доспехов 15-17 веков.
Античная живопись
Чернофигурная вазопись – основной древнегреческий стиль вазописи, распространенный между 7 и 5 веком до нашей эры. Античное собрание Эрмитажа сохраняет значительное количество таких артефактов, которые из частных коллекций и раскопок в античных колониях Северного Причерноморья.
Античный набор включает также украшения, гравированные драгоценные камни и камеи, в числе которых знаменитая камея Гонзага, несколько произведений классической греческой скульптуры (не римские копии) и надгробных памятников.
Зал Диониса
Со стенами, отделанными темно-красным стюком, как цвет красного вина, зал Диониса обладает особым очарованием. Он посвящен римской декоративной скульптуре, а название получил в честь большой статуи Диониса 2 века, которая входила в коллекцию Екатерины в Царском Селе. Особого внимания заслуживает колоссальная статуя Юпитера (римская копия скульптора Фидия) из мрамора и позолоченного металла, статуя силена Марсия (вторая половина 3 века до нашей эры), Афродита (Венера Таврическая), которая, согласно последним исследованиям, возможно, оригинальная эллинистическая скульптура, а не римская копия.
Двадцатиколонный зал
Примечательный образец интерьера музеев первой половины 19 века, созданный Лео фон Кленце в стиле греческого возрождения, двадцатиколонный зал изначально предназначался для демонстрации древнегреческих и этрусских ваз. Архитектура и убранство интерьера с двумя рядами монолитных колонн из сердобольского гранита воссоздают древний греческий храм. Пол выложен мраморной мозаикой, дизайн которой имитирует старинные узоры, лепные стены, кессонированный потолок, капители колонн покрыты росписью с мотивами, восходящими к декору античных ваз.
Посетители музея также имеют возможность встретить необычных «часовых», присутствующих на территории Эрмитажа с момента его основания, – эрмитажных котов. Колония появилась в середине 18 века по приказу императрицы Елизаветы I, которая хотела избавить Зимний дворец от мышей.
Автор: Элла Михайленко