Образ Влада III Цепеша, известного как Влад Дракула, в современном сознании ассоциируется с именем персонажа классического романа и непомерно раздутых историй о его жестокости, которые многие люди воспринимают как правду. Никто не утверждает, что Дракула был святым, однако любое достойное доверия суждение о его действиях должно сдерживаться пониманием как истории, так и географии.

XV век – Балканы между Крестом и Полумесяцем

БояреXV век в европейской истории рассматривается как переходный период – мост между Поздним Средневековьем, Ранним Возрождением и Ранним Новым временем. Многие технологические, социальные и культурные события XV века возвещали о «европейском чуде» последующих веков – великих достижениях в науке, математике, медицине, искусстве. В Западной Европе формируются современные парадигмы гуманизма и национального сознания. Однако суеверие и жестокость ещё не в стороне от интеллектуального возрождения.

Масштабы Святой Инквизиции значительно расширились в ответ на протестантскую реформацию и католическую контрреформацию, распространившись на многие европейские страны и их колонии в Африке, Азии, Америке (это привело к перуанской инквизиции и мексиканской инквизиции). Тысячи «еретиков» были сожжены, что считалось «актами веры». Malleus Maleficarum, переводимый как Молот ведьм, самый известный трактат по демонологии, породил веру в то, что дьяволы и темное колдовство представляют реальную угрозу для спасения человека.

В Ватикане выбирают эксцентричных пап, которым интересна больше светская жизнь, нежели духовное руководство своей паствы. Междоусобные распри, политическое недоверие к соседним королевствам и княжествам становится нормой. Божественное право королей приобретает неприкосновенность и широко распространенное убеждение. С распадом феодальной структуры и возникновением централизованного государства, которым правит монарх, наделенный абсолютной властью, зарождаются первые искры национализма как идеологии.

Балканы в этот исторический период находились на перекрестке великих империй. После образования западных государств, находившиеся между молотом – христианской Европой, и наковальней – исламским Востоком, балканские народы вынуждены были сражаться на двух фронтах. Балканским правителям приходилось идти на уступки как христианским, так и мусульманским лидерам, в попытках обеспечить нормальное существование своим народам.

ВалахияВизантийская империя господствовала над регионом на протяжении тысячелетия. Но к пятнадцатому веку, некогда могущественная, она сократилась не более чем до Константинополя. Подъем западных держав и османская угроза фактически уничтожили сферу влияния Византии. Единственное и неприкосновенное, что сохранилось от великой империи, – православная религия. Одним из немногих оплотов православия оставалось княжество Валахия.

Все это сыграло важную роль в формировании мышления пятнадцатого века. В это бурное время родился наш герой – Влад Цепеш Дракула, биография и факты о жизни которого приведены в статье.

Рождение тирана

Предположительно, Влад III Дракула родился между 1428 и 1431 годами. Вероятнее всего, он появился на свет в 1429 году, когда его отец поселился в Трансильвании. Румынский историк Раду Флореску, написавший в соавторстве с Раймондом МакНелли ряд бестселлеров о Владе III Дракуле, считает, что он родился в трансильванском городе Сигишоара (тогда Шессбург, находившийся в Венгерском королевстве). Семья проживала в трехэтажном каменном доме на главной площади Сигишоары с 1431 по 1435 год.

Родительский дом

Источник: Родительский дом Влада Цепеша в Сигишоаре (Румыния), в котором сегодня находится ресторан и небольшой музей средневекового оружия

Влад был вторым сыном Влада II Дракула, принадлежащего благородному роду Дракулешти, ветви валашской династии Басарабов. Влад II Дракул (отец нашего героя) был одним из нескольких незаконнорождённых сыновей Мирчи I Старого (1387-1418).

Отец
Влад II Дракула. Неоренессансная фреска, обнаруженная к 500-летию со дня смерти Влада III Дракулы, согласно Раду Флореску, портрет Влада Дракула (копия оригинального изображения)

Справка:

  1. Основание княжества Валахия в конце XIV века Мирчей Старым или Мирчей Великим, как он именуется в румынской историографии, совпало с военной и политической угрозой турок-османов. Растущая оттоманская сила угрожала независимости молодого княжества, и после битвы за Косово в 1389 году Мирча согласился платить дань султану в обмен на гарантию сохранения мирных отношений и суверенитета. В 1394 году Мирча одержал победу над султаном Баязидом I в битве при Ровине, и вступил в союз с Сигизмундом Люксембургом. Это то, что создало прецедент для смертельной игры в политические колебания, повторявшейся в течение сотен лет.
  2. Наследование престола в Валахии (как и в Османской империи) не соотносилось с правом первородства или законности по рождению. Проще говоря, румынский обычай, допускавший к престолу сыновей «наложниц», означал, что бастард обладал такими же правами, как и законнорождённый. Мирча пытался создать наследственную монархию, но попытка не удалась. Из всех сыновей Мирчи только один, Михаил I, был зачат на брачном ложе, с Марией Толмай, происходившей из венгерского дворянского рода. Михаил был соправителем отца с1408 по 1418 годы. После смерти Михаила в 1420 году на престол вступил его двоюродный брат, Дан II.

Валахия на карте

У нашего героя – Влада III, было три брата, старший – Мирча II, и младшие – Раду Красивый и Влад IV Монах. Влад II, имея многочисленных любовниц, также стал отцом нескольких внебрачных детей.

Мать Влада III современные историки идентифицируют как дочь Александра I Доброго, господаря Молдавского княжества, Василиссу, или, возможно, трансильванскую дворянку.

Влад III получил такое образование, какое можно было ожидать для дворянина того исторического времени. Он учился искусству фехтования, верховой езде, стрельбе из лука, придворному этикету. Юного Дракулу обучали гуманитарным наукам, чтению и письму на итальянском, немецком, кириллице, латыни, старославянском и родном валашском.

Влад Цепеш и орден Дракона

Самое влиятельное событие в жизни Влада II случилось в 1431 году, когда он был вызван ко двору венгерского короля Сигизмунда Люксембурга и приведен к присяге в рыцарском Ордене Дракона. С этого момента он получил прозвище Дракул (от латинского “draco” –дракон), а его сыновья стали именоваться Дракула (сын Дракула).

Орден Дракона, который можно сравнивать с Мальтийским орденом или Тевтонским орденом, представлял военно-религиозное общество. Это было одно из важнейших политических образований Венгрии, по своей значимости уступало только королевской власти.

Герб и меч

Он был основан в 1408 году Сигизмундом Люксембургом, королем Венгрии, а позднее императором Священной Римской империи, и его второй супругой, королевой Барбарой Цилли. Миссия ордена – защищать христианскую веру против врагов Церкви, в частности гуситов, экспансии турок-османов, и интересы королевской семьи. В некоторой степени он был создан по образцу венгерского монархического ордена Святого Георгия, основанного в 1326 году королём Венгрии Карлом Робертом.

Справка:

  1. Орден Дракона был разбит на два класса: высший класс, чьим символом был Уроборос (дракон, свернувшийся в кольцо и кусающий себя за хвост) с вытянутым крестом на спине, и класс иностранцев, которые не приносили присягу верности королю Венгрии, как король Англии Генрих V.
  2. Дракон в иконографии пятнадцатого века рассматривается как символ рыцарской доблести и встречается на фамильных гербах многих венгерских дворян на протяжении всего семнадцатого века, что указывает на выдающуюся роль Ордена Дракона.
  3. В Орден входили такие представители королевских семейств Европы как король Арагона, Сицилии и Сардинии Альфонсо V Великодушный, деспот Сербии Стефан Лазаревич, великий князь литовский Витовт, король польский Владислав II Ягелло. Знак отличия ордена – золотой воротник с медальоном, изображающим Уробороса, обремененного Красным Крестом Святого Георгия, и надписями «O Quam Misericors est Deus» («О, как милостив Бог») и «Justus et Paciens» («Справедлив и Терпелив»). Медальон, как гласит история, нужно было носить до самой смерти и хоронить рядом с телом владельца.

Влад Дракул косвенно превратил символ Ордена в герб своей семьи – Дракон, нападающий и убивающий льва.

В том же 1431 году в Нюрнберге Сигизмунд объявил его законным правителем Валахии. Влад поклялся в верности Сигизмунду и Римско-католической церкви. Идеализм Дракула и верность христианскому делу сделали его идеальным кандидатом на трон Валахии. Но венгерский король не помог ему стать валашским правителем.

Король Сигизмунд
Король Сигизмунд

После посвящения в Орден Дракона, Влад Дракул провел следующие пять лет, патрулируя границу Валахии и Трансильвании в качестве командующего пограничными войсками, и постоянно заглядываясь на валашский трон. Желанную власть он обретет в конце 1436 года и поселится в Тырговиште.

Однако очень скоро его твердые христианские убеждения будут поставлены под угрозу. В 1437 году, после несвоевременной кончины Сигизмунда, престиж Ордена, при Альбрехте II, начал стремительно падать. Владу пришлось подписать договор с султаном Мурадом II. В 1438 году, когда турки вошли в Валахию, Влад II сопровождал их в качестве проводника, позволив вторгнуться в Трансильванию из Оршова.

С избранием короля Владислава III Варненчика в начале 1440 года на венгерский престол вновь подули ветры перемен, благоприятствующие западным державам. Избрание нового короля и назначение воеводой Трансильвании талантливого полководца Яноша Хуньяди – Белого рыцаря Венгрии – возродило идею крестового похода.

Дракул старается уклониться от союза с султаном в пользу католических противников Мурада II. Клятва Ордену Дракона все еще оставалась предметом личной веры и чести. Однако осознание того, что османы контролировали всю береговую линию Дуная, привело к тому, что в течение шести лет он пытался найти золотую середину между двумя могущественными соседями.

Помогая Хуньяди, валашский господарь, тем не менее, старался поддерживать видимость хороших отношений с султаном. Но попытка сохранить баланс между венгерским королевством и османами привела к тому, что и король, и султан с подозрением относились к нему, не зная его истинных намерений.

Согласно османскому историку Мехмеду Нешри, османский губернатор (санджакбей) Болгарии обвинил Влада в предательстве после победы Хуньяди в марте 1442 года.

Взросление героя

Чувствуя перемены относительно лояльности Влада II, Мурад II вызывает Дракула к своему двору. Влад, полагая, что султан не причинит ему вреда, отправляется в Галлиполи с сыновьями, Владом III и Раду. Как только они вошли в городские ворота, их схватили, заковали в цепи и посадили в тюрьму. Влада II отправили в Адрианополь в качестве «гостя» султана, а сыновей выслали в далекую крепость Эгригос.

Мурад II
Мурад II

Влада Дракула освободили в конце 1442 года. Обстоятельства возвращения в Валахию достоверно не известны. Однако он получил военную поддержку, которую искал у османов, хотя и обошлось ему это слишком дорого. Дополнительно к ежегодной дани, валашскому правителю нужно было посылать 500 валашских юношей служить янычарами в армии султана и оставить сыновей в качестве политических заложников турецкого султана. Влад III находился в плену в течение шести лет, до 1448 года, в то время как Раду оставался при турецком дворе до 1462 года.

История Влада Цепеша в турецком плену

Взросление при дворе султана было сложным для Влада III и оказало глубокое влияние на становление его личности. Поначалу, он и Раду содержались в разных крепостях Османской империи. Оба воспитывались в христианской вере, но при султанском дворе вынуждены были отказаться от своих убеждений и исповедовать ислам. Источники того времени предполагают, что Раду в конечном итоге принял ислам, но с молодым Дракулой все обстояло иначе.

Тем не менее, мальчики получили достойное образование, их обучали лучшие умы Османской империи логике, Корану, турецкому и персидскому языку и литературе. Влад Дракула приобрел репутацию непослушного ученика и часто был бит. Раду представлял полную противоположность ему. Это был нежный, чувственный, любимый, как мужчинами, так и женщинами при дворе султана, мальчик. Различное отношение к сложившимся обстоятельствам привело к сильной неприязни и соперничеству между братьями.

Согласно византийскому летописцу, Лаонику Халкокондилу, к Раду был неравнодушен сын Мурада Мехмед (Мехмед II Завоеватель). Он утверждает, что прозвище “Radu cel Frumos” (Раду Красивый) дали ему османы, как следствие этой привязанности. Учитывая веру, в которой воспитывался Влад, свидетельства гомосексуального характера и сексуального подчинения брата, не могли не произвести на него сильного впечатления. Наблюдая, как родной брат потворствует врагу, чтобы заслужить благосклонность, «сын дракона» наполнялся жгучей ненавистью к тем, кто удерживал их в заложниках.

Политическая ситуация периода

В 1447 году могущественный правитель Трансильвании Янош Хуньяди убил Влада II Дракула недалеко от города Балтени. Валашские бояре, стремившиеся угодить новому хозяину, раскаленной кочергой ослепили Мирчу и похоронили заживо.

Хуньяди посадил на валашский трон Владислава II и вернулся в Трансильванию. Смерть отца и старшего брата сильно потрясла молодого Влада. Неопределенность относительно личной безопасности и положения младшего брата усугубила и без того сложную ситуацию. Несмотря на упрямый и вспыльчивый характер, Влад показал себя способным учеником. Он дослужился до офицерского звания в османской армии, и свято верил в то, что однажды станет правителем Валахии.

Янош Хуньяди
Янош Хуньяди

Тем временем Янош Хуньяди вновь пытался сломить османскую силу на реке Дунай. В октябре 1448 года его армия вышла на плато с видом на Косово поле. Это было то же место, «земля черных дроздов», где в 1389 году османы одержали победу над сербами.

И на этот раз турки разгромили армию Хуньяди, которому едва удалось избежать пленения. Османы, опасаясь, что христианское подкрепление близко, не стали преследовать бегущего врага и превратили битву в бойню. Владиславу II по счастливой случайности удалось бежать. Янош Хуньяди был захвачен сербским правителем Георгием Бранковичем.

Владислав был побежден, его главный сторонник Хуньяди заключен в тюрьму – для Влада Цепеша наступил тот момент, когда он мог занять валашский трон. При поддержке султана он вторгся в Валахию в конце 1448 года.

Хуньяди находился в тюрьме недолго. Бранкович освободил его в обмен на обещание устроить брак между сыном Хуньяди, Матьяшем, и Эржбетой, дочерью Ульриха Цилли (зятя Бранковича).

Религиозный фанатизм и жестокость

Влад Цепеш, каким его воспринимают в Румынии сегодня, сильно отличается от Влада Дракулы, представленным германскими летописцами. Храбрость, честность, непримиримость к врагам и стойкая защита независимости Валахии Влада в глазах румынского народа возвышают его над другими правителями. Для румын Дракула – абсолютно позитивная фигура и многие считают его отцом страны, хотя миф часто преобладает над исторической правдой. Влад Цепеш – самая прославленная жертва организованной клеветнической компании, описанной в немецких и славянских хрониках и историях как кровожадный тиран, людоед и убийца невинных людей. Но в коллективной памяти его трагическая и суровая жизнь остается символом антиосманской борьбы и стремления к свободе.

Откуда появилось прозвище Влада

Прозвище Влад Цепеш колосажатель (по-румынски “țeapă” – кол) впервые упомянуто в валашской летописи спустя 30 лет после его смерти. Так стали звать его турки – Казыклы бей (от турецкого “kazık” – кол). Османский историк, написавший хронику, посвященную Мехмеду II, называл его Казыклы Войвода (Kazıklı Voyvoda).

Этапы правления

Осенью 1448 года Влад стал господарем Валахии благодаря любезности турок. В 1456–1462 годах – как союзник Яноша Хуньяди, а затем его сына, короля Венгрии Матьяша I Корвина. В ноябре-декабре 1476 года – как протеже Матьяша I Корвина и правителя Молдавского княжества Стефана Великого.

Первое правление

Первое правление Дракулы в Валахии было недолгим, около месяца. При поддержке молдавского господаря Пётру II Владислав II вынудил Влада Дракулу бежать из Тырговиште. Историки считают, что он направился в Османскую империю и поселился в Эдирне.

Цепеш появляется в Молдавском княжестве осенью 1449 года, где ему убежище предоставил дядя Богдан II, ставший правителем при поддержке Яноша Хуньяди. При молдавском дворе он пробыл два года, за это время подружился с двоюродным братом, будущим Стефаном III Великим. Но спокойное пребывание было нарушено после убийства Богдана II. Влад и Стефан бежали в Трансильванию, искать помощи у Хуньяди. Однако ещё до убийства Богдана II, Хуньяди подписал мирное соглашение с султаном. Договор гарантировал, что статус-кво сохранится в течение следующих трех лет, и признавал право валашских бояр избирать преемника Владислава II в случае его смерти.

Влад хотел поселиться в Брашове, который центром валашских бояр, изгнанных Владиславом II, но Хуньяди в феврале 1452 года запретил им предоставлять Дракуле убежище. Ему пришлось вернуться в Молдавию, где Алексэндрел к тому времени сменил на троне Пётру II Арона. События его жизни в последующие годы достоверно неизвестны. Должно быть, он вернулся в Трансильванию до июля 1456 года, поскольку 3 июля Хуньяди сообщил горожанам Брашова, что он поручил Владу защищать границу Трансильвании.

Валахия на миниатюре
Валахия в Нюрнбергских хрониках

Дружеские отношения, сложившиеся со временем между Яношем Хуньяди и Владом Дракулой, могут показаться странными, учитывая, что Хуньяди убил отца Влада. Но вот чего у обоих было в предостатке, так это политических амбиций и полное презрения к османам. Каждый видел друг в друге полезный политический инструмент. Хуньяди надеялся обрести истинного защитника христианского дела против османской агрессии. Цепеш понимал, что без поддержки воеводы Трансильвании и регента венгерского королевства он никогда не сможет твердо укрепиться на валашском троне. Кроме того, Хуньяди знал, что Влад провел некоторое время в османской армии и знал ее изнутри.

Они обменялись новейшими для того времени тактическими характеристиками, и, не исключено, что между ними зародилась настоящая дружба. Во время пребывания в Венгерском королевстве Влад даже присутствовал на коронации короля Ладисласа Постума.

Такая ситуация сохранялась в течение нескольких лет, пока летом 1456 года Цепешу не представился шанс получить власть на родине.

Второе правление

Белград (Нандорфехервар), препятствовал продвижению османов в Королевство Венгрия. Летом 1456 года османы начали атаку на город. Его падение открыло бы Дунай для турок, что предполагало дальнейшие вылазки в Буду и Вену, угрожая Венгрии и всей Священной Римской империи. С падением Константинополя, трагедией, которая была ещё свежа в памяти, выбора не оставалось. Не доверяя никому, кроме Яноша Хуньяди, город выдержал массированный натиск османов. Двадцать четыре тысячи турок погибли в результате неудачной осады. Христианские силы тоже понесли значительные потери. Выдающийся полководец своего времени Янош Хуньяди погиб из-за вспышки чумы, которая помешала продолжить бои, как османам, так и христианской армии. Полуденный колокол, заказанный папой Калликстом III, по сегодняшний день увековечивает победу христианского мира.

Перед тем как уйти в мир иной, Хуньяди дал разрешение Дракуле вторгнуться в Валахию и закрепить за собой трон. В бою Влад превзошел правителя Валахии Владислава II и во второй раз стал господарем княжества. Теперь, когда он стал называться Дракула, он намеревался оставаться у власти до самой смерти.

Тырговиште

Источник: Тырговиште – Дворец

Чтобы обезопасить свою власть, Дракуле пришлось сломить власть бояр – потомственной землевладельческой аристократии. Они обладали правом выбирать нового правителя, когда придет время. Таким образом, новоизбранный господарь находился в зависимом положении перед боярами, сознательно ограничивающими полномочия правителя ради собственной безопасности. Влад Дракула полагал, что обладая абсолютной властью, он сможет лучше защищать автономию своего княжества от внешнего вмешательства. Узнав подробности убийства старшего брата Мирчи, информацию он использует с двойной целью – чтобы сломить политическую власть бояр и отомстить.

Порядок за счет жестокости

На Пасху 1457 года Дракула пригласил бояр Тырговиште в свой дворец. На празднике Дракула показал сомнение относительно лояльности бояр. Раздраженный их ответами он начал вершить месть. Румынская информация гласит, что Влад посадил на кол 500 бояр. Хотя это количество преувеличено, если учитывать физические масштабы застолья, но реальная история не менее трагичная. Старые и немощные бояре были действительно посажены на кол и оставлены гнить за границей княжеского двора.

Замок

Источник: Замок Поенари, Румыния

Молодых и здоровых Влад заставил идти пешком несколько десятков километров вверх по реке Арджеш к замку Поенари (замок Влада Цепеша в Румынии), чтобы укрепить и перестроить его. Многие умерли от истощения, другие погибли, падая в коварные пропасти.

На место казненных бояр Влад назначал людей из низших классов, отдавая им конфискованные земли. Это позволяло сохранять верность и преданность, поскольку вновь назначенные понимали, что своим состоянием обязаны исключительно Владу Дракуле и привилегии, предоставленные им воеводой, будут упразднены в случае прихода нового правителя.

Созданный новый правительственный орган, стоящий над советом бояр, «арма», служил дальнейшему укреплению власти. Арма состоял из хорошо оплачиваемых наемников, полностью преданных Дракуле и выполнявших грязную работу. Наконец, появились телохранители – служи.

Колосажатель

Для XV века Влад III Дракула – наиболее заметная фигура из тех, кто предпочел подобный метод пытки и казни. Биография Дракулы полна предательств и преследований. Рано осиротевший, вынужденный проживать в изгнании, взяв под свой контроль княжество Валахию, он жестоко расправлялся с врагами, и с теми, кто предал его семью в прошлом. Влад использовал разные методы казни, но его имя прочно связано с насажением на кол. Пытка и казнь применялась в отношении саксов из Брашова, злоумышленников в его княжестве, в независимости от их социального положения. Влад никогда не щадил пленных.

Своей славой колосажателя он обязан, главным образом, хроникам. Изобретение Иоганна Гутенберга открыло эпоху массовой коммуникации, и немецкие католики, проживавшие в Валахии, у которых была особая вражда с Дракулой, умело использовали возможности печатного станка. Эта вражда привела к публикации многих скандальных сообщений о валашском князе. Рассказы о Владе публиковались в некоторых из первых печатных книг, от Брашова до Страсбурга, и сопровождались ксилографиями, изображающими «очаровательные сцены», в которых Влад обедает рядом с пронзенными трупами его жертв.

Сжигание антиобщественных элементов как политика очищения

Ненависть и клевета проистекают из двух причин. Во-первых, причина глобальной проблемы – раскол между католиками и православными, развивавшийся на протяжении веков. Валахия оставалась одним из немногих государств, где большинство жителей были адептами Греческой православной церкви. Это облегчало осуждение Влада и дало повод рождаться второй причине – конфликту между Валахией и саксами – немецкоязычными купцами городов Брашов и Сибиу во время правления Дракулы. Саксы, иммигрировавшие в XII-XIII веках в основном из Фландрии и Люксембурга, проживали в южной части Трансильвании, в районе городов Сибиу, Сигишоара и Брашов, а также на севере вокруг Клужа и Быстрицы.

Конфликт между воеводой и саксонскими купцами начался после смерти Яноша Хуньяди. Венгрия после его смерти оставалась политически нестабильной. Вопрос о том, кто должен занять трон, принимал насильственный оборот. Между двумя фракциями, поддерживающими короля Ладислава Постума, и поддерживающими сына Хуньяди, Матьяша Корвина, разразилась гражданская война.

Михай Силадьи
Михай Силадьи

Дракула находился в союзе со своим другом Михаем Силадьи, дядей и воспитателем Матьяша Корвина. Но города Сибиу и Брашов нередко вступали в конфликт с Силадьи и Дракулой, даже доходя до того, что поддерживали и укрывали претендентов на трон Валахии. Одним из них был Дан III, который при поддержке венгерского короля Ладислава готовился занять трон Валахии. В ответ на предложение помощи одному из своих врагов Дракула совершил набег и разграбил несколько городов на юге Трансильвании.

Конфликт между противоборствующими группировками был разрешен в конце 1457 года. С этой резолюцией в Валахии остался статус-кво, а Дан III был изгнан из Брашова. По странной иронии судьбы король Ладислав умер в тот же день. Договор вступил в силу, открыв путь Корвину на венгерский престол. Это положило начало короткому периоду политической стабильности между Валахией и Венгрией.

В этот период Дракула стремится покончить с саксонским торговым превосходством. Саксам были предоставлены особые торговые привилегии Мирчей Старым. Но они все чаще попадали в трудное положение, когда османы отрезали несколько важных торговых путей. С этой целью саксонские купцы стремились компенсировать свои потери за счет валашских торговцев. По экономическим причинам Корвин поддержал Сибиу и Брашов. Ситуация усугубилась, когда в октябре 1458 года король арестовал своего дядю (Силадьи), что еще больше оттолкнуло Дракулу. Когда отношения между Корвином и Дракулой достигли точки кипения, венгерский король, а также саксонские купцы начали поддерживать ранее высланного Дана III. Несколько недель спустя Дан III вторгся в Валахию, но потерпел поражение от Дракулы.

Гибель Дана III описана в «Нюрнбергской хронике» 1488 года: «Он (Дракула) схватил молодого Дана, выкопал для него могилу, провел похоронную службу согласно христианскому обычаю и обезглавил его возле могилы». Узнав о кончине Дана, Брашов отправил к Дракуле послов из пятидесяти пяти человек в надежде избежать дальнейших военных действий. Но делегация была взята под стражу за то, что помогала сопернику.

Нюрнбергские хроники
Нюрнбергские хроники

В мае 1459 года Влад Колосажатель начал поток ответных ударов.

Война с Трансильванией

Разграбив Брашов, Дракула обратил свое внимание на земли Амлаш и Фэгэраш, которые поддерживали Дана III. Амлаш вместе с Фэгэрашом представлял традиционный румынский регион с местной автономией в составе Трансильвании. Территории оставались в составе королевства Венгрии, но во владении валашского правителя до 1464 года.

То, что последовало за нападениями на Кастенхольц, Ноудорф, Хольцменген, Бренндорф, другие селения в Бурценланде (все земли Брашова), послужило источником для самой продолжительной клеветнической компании в истории человечества. Выдержки из Нюрнбергской хроники 1488 года, написанной немцами католиками, дают представление, хотя и сильно преувеличенное о конфликте Дракулы с саксами:

«…Затем Дракула отдыхал возле часовни Святого Иакова. Окраины были сожжены. Когда наступил день, он сидел среди посаженных на кол мужчин и женщин, старых и молодых, окруженных вокруг холма, рядом с часовней, и с удовольствием принимал пищу под их стоны и крики». Этот комментарий заставил саксов предположить, что вампир Влад Цепеш пил кровь своих жертв. На самом деле нет никаких упоминаний о Владе Дракуле как кровопийце.

Дракулу обвиняли в том, что он жарил детей, сажал на кол священников, свою любовницу разорвал на куски, поскольку она обманула его, сказав, что беременна. С каждым новым сказанием деяния Дракулы становились все ужаснее и более привлекательными для тех, кто их слушал.

Хроника заканчивается своеобразным пассажем: «Вскоре король Венгрии захватил его, и долгое время держал в тяжелом плену… После этого он публично крестился как католик и совершил великое покаяние. Король снова сделал князя Дракулу правителем. И люди говорят, что потом творил он много добрых дел». Зачем такая перемена с негативного тона на позитивный? Это указывает на тот факт, что информация об «ужасных деяниях» имеет отношение к его принадлежности православной вере.

Славянские истории о Владе Цепеше взяты из «Сказания о воеводе Дракуле», написанного между 1486 и 1490 годами. Каждый рассказ подтверждает мысль о том, что, несмотря на хорошо задокументированную жестокость, Влад был смелым лидером, который использовал суровую форму правосудия независимо от социального положения.

Внешняя политическая деятельность

После консолидации власти Цепеш мог сосредоточиться на внешних проблемах. В 1457 году он оказал поддержку Стефану в свержении Пётру Арона. Благодаря Владу Стефан добился успеха и стал величайшим правителем Молдавии.

К 1461 году Дракула чувствовал себя в достаточной безопасности, чтобы отказаться от ежегодной дани Османской империи. Он был полон решимости не только освободить Валахию и восстать против османского вассальства, но и принял призыв папы Пия II к новому крестовому походу, несмотря на катастрофические поражения крестоносцев от рук османов в Никополе в 1399 году и Варне в 1446 году. С каждой новой капитуляцией христиан, Константинополь в 1453 году, Сербия после смерти Георгия Бранковича в 1456 году, Греция в 1458 году, сопротивление становилось все труднее. Еще не завоеванные земли вынуждены были принимать унизительные условия мира, что ставило их в сферу влияния Османской империи.

Мехмед II Завоеватель
Мехмед II Завоеватель

Кроме того, со смертью таких бескомпромиссных христианских правителей как Хуньяди, Бранковича, Михая Силадьи, чувство страха и безнадежности охватывало земли, на которые приходили османы. Особенно страшная судьба ожидала Михая Силадьи, казненного по приказу Мехмеда II Завоевателя. Его схватили во время разведывательной миссии, пытали и распилили пополам. Смерть человека, который был не только политическим союзником, но и личным другом Цепеша, только усилила его глубокую ненависть к османам.

Хорошие отношения с Венгрией, включая предложение о брачном союзе с сестрой венгерского короля Матьяша Корвина, также сыграли свою роль в браваде Дракулы. Сочетание всего этого, включая память о времени, проведенном в османском плену и яростное стремление к независимости Валахии, сделало неизбежной легендарную конфронтацию между Мехмедом Завоевателем и Владом Цепешем.

Война с Османской империей

В 1461 году Влад прекращает платить дань османов. В это время Мехмед II возглавлял поход по покорению Трабезунда, последнего бастиона Византийской империи. Вернувшись на Балканы в 1462 году, султан собирает хорошо оснащенную армию с намерением переправиться через Дунай и вторгнуться на территорию Валахии.

Султан собирался превратить Валахию в буфер между своими землями и католическим западом. Поскольку Цепеш, как и его предшественники, оказались ненадежными союзниками, султан взял с собой брата Влада и своего фаворита Раду, с намерением посадить его на валашский престол. Султан считал, создание валашского пашалика позволит ему сократить границу с западным христианским миром, что облегчит начало будущих вторжений.

Из хроник византийского историка Лаоника Халкокондила известно, султан подозревал, что Влад находился в тайном союзе с венграми. Решив свергнуть Дракулу, он разработал план его приезда в Константинополь. Он посылает к нему эмиссаров, коменданта турецкой крепости Никополь Хамза-пашу и бывшего византийского дьяка Фому Катаволиноса. Обманом или хитростью они должны уговорить Влада выехать из Валахии. Местом встречи назначалась крепость Джурджу, где Дракулу намеривались заключить под стражу. Но Влада предупредили об их намерениях, и он придумал собственную ловушку. А Хамза-пашу и Фому Катаволиноса по традиции он посадил на кол.

Дракула приказывает своему конному войску следовать за ним в качестве телохранителей. Когда они приблизились к крепости, Цепеш, переодевшись в османскую офицерскую форму и отдавая приказы на беглом турецком, заставил охранников открыть ворота.

Это стало первым в серии нападений Влада Цепеша на османские города и укрепления вдоль Дуная. За две недели он прошел со своим войском в 22 000 человек 800 километров, до Черного моря, используя арьергардные действия «выжженной земли» и партизанскую тактику «бей и беги».

Османская армия численно превосходила его силы, почти четыре к одному; 90 000 солдат, из них элитный янычарский корпус в 25 000 человек. Влад понимал, что не может позволить себе вступить в битву. Но деморализовать врага у него получалось, чему сопутствовала и изнуряющая жара, о которой писали хроникеры.

Превосходство османов было сведено на нет валашской топографией. Непроходимые леса и болота мешали продвижению. Кроме того, Дракула велел сжечь посевы, отравить воду в колодцах, а людей и скот переселить в Карпаты. Семь дней, которые османы провели на валашской земле, не принесли ощутимых результатов для наступления.

Когда султан подошел к Тырговиште, 17 июня 1462 года, Дракула провел легендарную «ночную атаку», заставшую утомленных османов врасплох. Печально известный эпизод массового разгрома, которые как утверждают хроникеры, заставил закаленного войной султана плакать.

Битва с факелами

Теодор Аман «Битва с факелами»

Ночная атака

Дракула предвидел, что сможет пробиться сквозь ошеломленные силы османов к палатке Мехмеда и убить его, используя свой кылыч (меч). Но что-то пошло не так, или он получил недостоверную информацию о местонахождении палатки султана. В результате Дракула напал на палатку визирей султана. Просчет Цепеша дал время янычарам перегруппироваться. Элитное войско быстро окружило и обезопасило палатку Мехмеда.

Валашскому войску пришлось отступить. Обе стороны понесли значительные потери, но верно то, что османы потеряли значительно больше людей. Несмотря на значительные потери в ночной атаке, Мехмед решил продолжать наступление и осадить Тырговиште. По мере продвижения, турецкую армию встретил «лес посаженных на кол». Халкондил так описывает этот ужасный и мрачный образ: «Пройдя около пяти километров, султан увидел людей, посаженных на кол, – поле с кольями длиной около трех километров и шириной в один километр. Это были большие колья, на которых гнили около двадцати тысяч тел! Султан с содроганием повторял, что не сможет покорить землю человека, который способен творить столь ужасные и неестественные вещи. Османы от вида мрачной картины были напуганы до смерти…».

Психологическая война, используемая Владом, была изобретательной и жестокой. 22 июня турки начали отступать на восток, оставив Раду в Тырговиште новым правителем Валахии. Раду сплотил бояр-диссидентов против своего брата и пообещал восстановить мир с турками, все утраченные наследственные титулы и отказаться от призыва валашских мальчиков в армию янычар.

Влад продолжал преследовать турок, но около Бралии он потерпел поражение и был вынужден бежать в Трансильванию, где намеревался встретиться с войсками короля Корвина, армия которого, наконец, начала медленный марш к Валахии.

Дракула писал письма венгерскому королю, сообщая о своих деяниях и умоляя о помощи. К сожалению для Влада Дракулы, венгерский король не собирался преследовать турок. Матьяш Корвин участвовал в ожесточенном споре за венгерскую корону с императором Священной Римской империи Фридрихом III и не мог позволить себе тратить силы и рисковать авторитетом в крестовом походе.

Мастер прокрастинации, когда это ему было нужно, Корвин даже не покинул Буду к тому времени, когда Мехмед возвращался домой. Влад был арестован по приказу генерала Яна Искры из Брандиса под городом Рукэр. Основанием послужили поддельные письма Влада к туркам, в которых он обещает османам союз против Венгрии.

Портрет графа
Портрет Влада III Цепеша, немецкий художник, вторая половина XVI века, замок Амбрас

Годы в заключении

Влад был заключен в тюрьму в Балграде (теперь Алба Юлия в Румынии). Вскоре его отвезли в Вишеград, недалеко от Буды, где он провел четырнадцать лет под домашним арестом в Вишеградской крепости. Никаких документов, относящихся к этому периоду жизни Влада, между 1462 и 1475 годами, не сохранилось. Летом 1475 года Стефан Великий послал посланников к Матьяшу Корвину, с просьбой отправить Влада в Валахию против Лайота Басараба (Басараб III Старый), который покорился османам.

В 1475 году Матьяш Корвин освободил Влада при условии, что он перейдет из православной веры в католицизм. Ранней весной 1476 года Влад провел кампанию против турок с сербским лидером Вуком Бранковичем в Боснии. Летом он и Бранкович помогли Стефану изгнать турок из Молдавии.

Казалось, что его время, наконец, настало, чтобы вернуть себе статус правителя Валахии, и он не собирался умирать. Его брат Раду больше не живой, а нынешним правителем Валахии был осман по имени Лайота Басараб (Басараб III Старый). В ноябре 1475 года прошел бой между Лайота Басарабом и Владом за титул господаря, в котором Дракула одержал победу.

Жена Влада Цепеша

Согласно современным исследованиям, у Влада было две жены. Первая жена Влада Цепеша, возможно, – незаконнорожденная дочь Яноша Хуньяди, умерла в 1472 или 1473 году. Старший сын Влада, Михня, получивший впоследствии прозвище Злой, родился в 1462 году.

Вторая супруга – двоюродная сестра Матьяша Корвина, Илона Силадьи. Матьяш Корвин заключил сделку с находившимся в плену у венгерского короля Владом сделку. Он должен был перейти в католицизм и жениться на члене венгерской королевской семьи. Влад согласился. Неизвестно, что думала Илона об этой женитьбе, но как утверждают некоторые источники, она была влюблена в князя Дракулу. Благодаря браку с Илоной Влад Цепеш получил свободу в 1475 году. В том же 1475 году он принял католическую веру.

Они стали жить в Пече в роскошном доме, который вскоре стал известен как «Drakwlyaháza» («Дом Дракулы»). Илона родила двоих сыновей. Первый сын, имя которого неизвестно, был убит до 1486 года. Влад безуспешно претендовал на Валахию около 1495 года, стал предком знатной венгерской семьи.

Гибель князя

Лайота Басараб вернулся в Валахию и при поддержке турок выступил против Влада, чтобы вернуть себя трон Валахии. Сражение произошло в конце декабря 1476 года или в начале января 1477 год, по дороге из Джурджу в Бухарест.

Смерть Влада Цепеша: обстоятельства, при которых погиб Влад Цепеш в возрасте 45 лет, окутаны тайной. Он наблюдал бой с высоты. Слуга предавших Цепеша бояр, напал на него и зарезал. По другой версии он был убит боярами во время совещания. Ещё одна версия рассказывает, что Влада убил турок, получивший поддержку бояр и переодевшийся слугой.

По словам Леонардо Ботта, посла Милана в Буде, османы разрубили труп Влада на куски, а голову отправили в Константинополь в бочке с медом, для доказательства, что Колосажатель наконец сражен.

Куда делось тело

Согласно народной традиции, Влад был похоронен в монастыре Снагов под безымянной могильной плитой. Однако раскопки 1933 года показали, что там нет никаких следов воеводы. По версии профессора Константина Резачевича, тело Цепеша погребено в церкви монастыря Комана, недалеко от поля битвы, где он был убит. Но и в этом случае идентифицировать тело в безымянной могиле не удалось.

Откуда взялась легенда о вампире Дракуле

Фильм по роману Брэда СтокераДракула Брэма Стокера – интерпретация стригоев или мороев в румынской и молдавской мифологии. Легенды о демонических существах и кровопийцах существовали на протяжении тысячелетий в разных культурах. Но фольклорный материал и история для существа, известного сегодня как вампир, происходит исключительно из юго-восточной Европы, в частности из Трансильвании, начала XVIII века. Тогда начали записывать и публиковать устные традиции многих этнических групп, проживавших в регионе.

Осознание того, что в истории действительно существовала загадочная фигура по имени Дракула, стала мейнстримом. На самом деле очень мало внимания уделялось возможной связи между вымышленным графом и его исторической тезкой до 1972 года, когда Раду Флореску и Раймонд Т. МакНалли открыли миру историю настоящего Дракулы – Влада Цепеша. Будучи самыми влиятельными биографами Дракулы на сегодняшний день, они решили рискнуть спекулировать по этому вопросу.

В книге «Дракула: Биография Влада Колосажателя» утверждается, что «именно акцент на злом Дракуле вызвал поэтическое воображение ирландского писателя ужасов Брэма Стокера благодаря его контакту с венгерским профессором Арминием Вамбери». Большинство людей начали ассоциировать Влада Дракулу с графом Дракулой, предполагая, что граф Дракула Влад Цепеш вдохновил Стокера написать самую известную историю о вампирах. За этим последовало случайное открытие МакНалли, что Музей Розенбаха в Филадельфии приобрел рабочие документы Стокера для «Дракулы», которые убедительно доказывают, что он действительно знал о существовании «Воеводы Дракулы».

Стало обычным делом предполагать, что Стокер был вдохновлен рассказами о зверствах Колосажателя и намеренно смоделировал Дракулу с личности Влада. Это привело к некоторым причудливым и порой нелепым заявлениям. Например, отказ Дракулы от православной веры привел к тому, что он стал объектом наказания православных священников, которые «публично наложили на него проклятие вампиризма».

Однако некоторые ученые во главе с Элизабет Миллер ставят под сомнение глубину этой связи, начиная с 1998 года. Они утверждают, что на самом деле Стокер мало что знал об историческом Владе III. Итак, наш герой Влад Цепеш: почему его называют вампиром? Стокер использовал только имя «Дракула» вместо «граф Вампир» и обрывки из румынской истории.

Замок Дракулы в современности

Поскольку замок Бран – единственный во всей Трансильвании, который в некоторой степени соответствует описанию Брэма Стокера, он и получил название «замок Дракулы». Расположен он в 25 километрах к юго-западу от Брашова, в живописном месте Бран – на трансильванской стороне исторической границы с Валахией.

Замок Бран

Брэм Стокер никогда не бывал в Румынии. Он изобразил замок на основании того, что ему было доступно в Британии на рубеже веков. Воображаемый «замок Дракулы» из офорта в первом издании готического романа «Дракула» напоминает Бран, хотя известной прямой связи между ними не существует. Предполагается, что Стокер использовал иллюстрацию из книги писателя-путешественника Чарльза Бонера «Transylvania, its products and its people». Причиной такой широко известной связи между замком Бран и легендой о Дракуле является, прежде всего, туризм.

В 1970-х годах Румынии, с началом развития отношении с Западом, пришлось большое внимание уделять маркетингу туризма. Благодаря исключительному месторасположению, живописной архитектуры, возможно, косвенным ассоциациям с Владом Цепешем и графом Дракулой Брэма Стокера, румынское правительство решило преподнести Бран как настоящий «замок Дракулы». Возможно, Цепеш мог в нем проживать несколько ночей, проходя через ущелье Бран.

В настоящее время замок является музеем, посвященным экспонированию предметов искусства и мебели, собранных королевой Марией Румынской. Внизу холма, на котором расположен замок, находится небольшой музей под открытым небом традиционных румынских крестьянских построек, из региона Бран.

Почему не утихает интерес к Владу

Влад Дракула – человек, перед которым трепетали враги и подражали поздние правители, почитаемый соотечественниками, несомненно, одна из самых интригующих фигур истории.

Книги и фильмы о Князе Тьмы

Персонаж графа Дракулы из романа Брэма Стокера «Дракула» 1897 года пользовался огромной популярностью с момента ее публикации и породил необычную субкультуру вампиров во второй половине 20-го века. Первой адаптацией романа Стокера считается «Носферату. Симфония ужаса» Фридриха Вильгельма Мурнау (1922) с Максом Шреком в роли вампира – графа Орлока. В общей сложности снято более 200 фильмов с участием графа Дракулы.

В центре субкультуры вампиров – Трансильвания, которая стала почти синонимом вампиризма. Редко найдешь «дословную» адаптацию «Дракулы». Создатели используют персонажа для анализа концепций жизни и смерти, секса, веры, ксенофобии, политики и так далее. Вампиризм остается одной из самых гибких метафор жанровой фантастики, а Дракула – воплощение этих идей.

Источники:

  1. In Search of Dracula: The History of Dracula and Vampires Авторы: Raymond T. McNally, Radu Florescu
  2. A Dracula Handbook Авторы: Elizabeth Miller, Elizabeth Russell Miller
  3. The Vampire in Folklore, History, Literature, Film and Television
  4. From Demons to Dracula: The Creation of the Modern Vampire Myth Авторы: Matthew Beresford

    Автор: Элла Михайленко, историк

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here