По прибытии во Францию ее обожают и прославляют так, как это редко бывает с королевой. Почти двадцать лет спустя на той самой площади, где парижане приготовили для нее триумф после замужества, она была обезглавлена. Между этими двумя историческими событиями годы клеветнической политики проложили пропасть между Марией-Антуанеттой и французским народом.
Австрийская эрцгерцогиня
Мария Антония Йозефа Иоганна, больше известная как Мария-Антуанетта, родилась 2 ноября 1755 года во дворце Хофбург в Вене. Мария Антуанетта биография кратко – она была пятнадцатым и предпоследним ребенком Марии Терезии Австрийской и императора Священной Римской империи Франца I Стефана.
Детство ее было относительно беззаботным. Образование Марии Антонии – типичное для аристократической девушки 18 века, сосредотачивалось в первую очередь на религиозных и моральных принципах. Но она научилась играть на клавесине и арфе, ее учителем пения был Кристоф Виллибальд Глюк. Мать Антонии правила 16 детьми, как и своей империей, – железной рукой. Императрица оставалась особенно резкой по отношению к беззаботной Антонии даже после того, как она взошла на престол.
С завершением Семилетней войны в 1763 году сохранение хрупкого союза между эрцгерцогством Австрия и Францией стало приоритетом для императрицы Марии Терезии. Скрепление союзов через супружеские связи – обычная практика среди европейских королевских семей в то время. Усилия Марии-Терезы Австрийской в конечном итоге были вознаграждены, для укрепления отношений между французской монархией и Габсбургами, когда герцог Шуазель начал переговоры о браке между Марией-Антуанеттой и Людовиком XVI.
Дофина Франции
17 апреля 1770 года Мария-Антуанетта официально отказывается от своих прав на Корону, имея в виду Австрийский дом. 19 апреля 1770 года бракосочетание состоялось по доверенности (жениха представлял эрцгерцог Фердинанд). 21 апреля ее отправили во Францию для официальной церемонии бракосочетания. 16 мая 1770 года Мария Антония вышла замуж за Луи-Огюста. Женитьба состоялась в Версальском дворце. В этот важный день Луи надел свадебный серебряный костюм, а Мария – сиреневое платье, усыпанное бриллиантами и жемчугом. Дофина приняла французскую форму своего имени, Мария-Антуанетта.
Вечером 30 мая 1770 года на площади Людовика XV (площадь Согласия), где празднуется свадьба за счет казны, устраивают великолепный фейерверк. Но пиротехнические ракеты, взрывавшиеся в толпе, создали панику, которая привела к гибели людей (по официальным данным 131 человек, но на самом деле, вероятно, около 400). Расстроенные дофин и дофина, оба подростки, лично профинансируют помощь жертвам и их семьям.
Четыре года спустя умер король Людовик XV. 19-летний. Луи-Огюст становится королем Франции Людовиком XVI, а 18-летняя Мария-Антуанетта – королевой. Несмотря на дружбу между ними, семейная жизнь началась с неудачной брачной ночи. Факт то, что пройдет семь лет, прежде чем брак будет осуществлён. Король страдал от фимоза, причина, по которой он избегал сексуальных контактов.
Ситуация в королевской спальне была не только домашним делом, а политическим. По велению Марии-Терезии брат Антуанетты, император Священной Римской империи Иосиф II, нанес визит королевской паре в надежде исправить их сексуальные отношения. Он путешествовал под вымышленным именем графа Фалькенштейна, чтобы избежать скучных королевских протоколов, которые ограничивали мобильность.
Перед отъездом в Австрию Иосиф II дал паре важный совет. Марии-Антуанетте нужно быть ласковой со своим мужем, а Людовику XVI сделать простую операцию, чтобы исправить положение. Мудрые слова австрийского императора, казалось, сделали свое дело. Год спустя у Марии-Антуанетты родился первый королевский ребенок, маленькая принцесса Мария Тереза Шарлотта.
Портрет королевы
Людовик 16 и Мария Антуанетта скорее были друзьями, чем супружеской парой. Королева проводила больше времени со своим близким кругом, чем с мужем. Отчасти потому, что они представляли полярные противоположности. Мария-Антуанетта была энергичной и беззаботной (такой как ее показывает биографический фильм Софии Копполы), французский король – серьезный и сдержанный.
Она упивалась общественным вниманием, устраивала роскошные балы, которые длились до рассвета. Людовик, одаренный в науках и языках, предпочитал в тишине читать и возиться с замками. «Мои вкусы не такие, как у короля, которого интересует только охота и обработка металлов», – писала королева в апреле 1775 года в письме подруге, мадам де Ламбаль. Доверенному советнику, австрийскому послу графу Флоримону де Мерси-Аржанто она говорила, что всегда «боится скуки».
Жизнь при дворе
Королева любила театр, музыку, танцы, игры (фараон, триктрак, бильярд …). Многие обвиняли ее в легкомыслии, начиная с собственной матери. У нее был экстравагантный вкус и, хотя казна французского королевства истощалась, а стоимость хлеба резко возросла, это не мешало Марии-Антуанетте продолжать тратить состояния на наряды, парики, украшения, в основном бриллианты и жемчуг. «Вы ведете легкомысленный образ жизни», – писала Мария Терезия французской королеве в 1775 году. «Надеюсь, я не доживу до катастрофы, которая, вероятно, последует». Слова матери оказались ранним предчувствием судьбы непослушной дочери.
Под ее легкомыслием, между тем, скрывалось нежное сердце. Близкие описывали ее как сострадательного человека. Однажды она ухаживала за крестьянином, которого забодал олень, и удочерила нескольких детей. «Она была счастлива приносить добро, и боялась упустить любую возможность сделать это», – писала мадам Кампан, первая камеристка Марии-Антуанетты.
Политическая роль
Еще до того, как король Людовик шестнадцатый вступил на престол, Франция уже переживала экономический спад. Расходы королевы Марии-Антуанетты, безусловно, не стали единственной причиной падения Франции, но они, конечно, не помогли ни экономике, ни ее общественному восприятию. Растущая непопулярность королевы усугублялась ее политической некомпетентностью.
Биография Марии Антуанетты королевы Франции – под влиянием матери и брата она совершала одну политическую оплошность за другой, отстаивая австрийские интересы при французском дворе. Французские подданные, и без того опасавшиеся королевы-иноземки из Австрии, с которой у Франции была давняя вражда, таким образом, могли случаться основания подозревать ее в неверности.
Одним из самых дерзких противников Марии-Антуанетты была Мария Аделаида, тетя Людовика XVI, имевшая привычку называть королеву «австрийкой». Тетя короля часто устраивала частные салоны, приглашая членов антиавстрийской партии, где вслух читали сатирические стихи о Марии-Антуанетте.
Но у королевы был близкий круг, с которым уединялась. Среди них – принцесса де Ламбаль и герцогиня де Полиньяк, шведский граф Ханс Аксель фон Ферзен. Мария-Антуанетта, измученная скучными королевскими обязанностями и враждебностью, с которой она столкнулась при дворе, предпочитала проводить время в своем «царстве» – Малом Трианоне. Этот «личный круг» стал еще одной оплошностью французской королевы, – то, что неизбежно отталкивало и оскорбляло других придворных французского двора.
Законодательница моды
«Ее красота не обычная… Она высокая, превосходно сложена, с изящными руками». «Ее кожа настолько прозрачная, что, кажется, не оставляет тени». «Она – женщина, у которой все получалось лучше всех». «Никто не делает реверанс с таким изяществом. Каждому своим видом она показывается, что принадлежит ему». Это слова современников. Хотя некоторые обращали внимание на громоздкую челюсть (фамильную черту Габсбургов) и крупную грудь.
Мария Антуанетта биография – по прибытии ко двору Франции молодая, беззаботная, желающая больше всего наслаждаться жизнью, Мария-Антуанетта с головой бросилась в безумство развлечений. При выборе нарядов она следовала советам «демона-соблазнителя», назначенной ей в 1774 году модистки Розы Бертен, ароматов – парфюмера Жана-Луи Фаржона, причесок – парикмахера (куафёра) Леонара-Алексиса Отье. Собственно 1774 год стал началом долгих лет расточительности и излишеств, особенно относительно причесок.
Три раза в год, каждый сезон, гардероб королевы пополнялся 36 новыми нарядами, разделенными на три комплекта:
- дюжина «большой одежды» для торжественных случаев;
- двенадцать роскошных платьях на большом панье», украшенных драгоценностями, лентами и прочими гирляндами из вышитых цветов;
- двенадцать «маленьких нарядных платьев» для обедов и небольших ужинов.
К этому добавляются специальные платья, одежда для беременности и костюмы амазонок для охоты. В своем Малом Трианоне королева придерживается модного стиля. Она носит английские платья, которые называют «в рубашке» («en chemise»), шили из цельного куска батиста или хлопкового муслина. С широкими лентами, завязанными сзади, такие платья носили с распущенными волосами и большими соломенными шляпами, усыпанными цветами. Моду на платье-рубашку подхватил весь Париж, но в то же время этот образ Марии-Антуанетты стирал различия между королевой и ее подданными. Скандал вызвал портрет Мария-Антуанетта в платье-рубашке, который Элизабет Виже-Лебрен выставила в 1783 году. Писали, что государева жена показывает себя в «неглиже», демонстрирует в своей интимности.
Мария-Антуанетта с энтузиазмом восприняла эксцентричную моду на «пуфы». Такую прическу она носила и на коронации Людовика XVI 11 июня 1775, в Реймсском соборе. Прически могли превышать метр в высоту и достигать веса в пять килограммов. В зависимости от объемов и используемых приемов дорогой парик стоил 50 000 фунтов стерлингов каждый (или 65 000 евро). Королева и придворные дамы меняли их чуть ли не каждый день.
Время подготовки занимало несколько часов или большую часть дня. Пуфы (каркасы), укрепленные на волосах длинными шпильками, строились из конского волоса, марли и накладных волос и служили опорой для необычных предметов. На них подвешивались рога изобилия, экзотические птицы, цветники, корзины с фруктами, маленькие театральные сцены, карты мира, знаки зодиака, ветряные мельницы, раскрашенные деревянные животные, эмалированные луга с цветами, английские сады с его ручьями… К этому еще добавлялись ленты, цветы, завитки волос, увенчанные пучком перьев. Как правило, декор пуфов связывался с текущими событиями, о которых говорили в Версале, использовался «ассортимент» природы и времен года.
Так, чтобы отпраздновать операцию, перенесенную королем и двумя его братьями, привитыми (вакцинированными) 18 июня 1774 года против оспы, появился «прививочный пуф». Картина включала оливковое дерево, покрытое плодами и увенчанное восходящим солнцем, вокруг которого извивается змея. Композиция символизировала триумф науки над болезнью. После фурора оперы Глюка «Ифигения в Тавриде» (которую обожал государь), был запущен пуф «а-ля Ифигения». Настоящим хитом стал Бель Пуль (Belle Poule). Он намекал на сражение 17 июня 1778 года фрегата La Belle Poule (Прекрасная курочка) с английским фрегатом HMS Arethusa.
Модная прическа – пуф «а-ля жардиньер», когда на салфетке с красными планками мсье Леонар раскладывал артишоки, морковь и свеклу. Король, пытаясь остановить голод в королевстве, стимулировал выращивание картофеля. Королева по этому случаю добавила в прическу картофельный куст с цветами, чтобы окончательно убедить французов, что странный клубень не ядовитый. Поскольку цветы быстро увядали, стебли опускали в маленькие пузырьки с водой, искусно спрятанные в каркасе пуфа.
Мария-Терезия, узнав в 1775 году, что Мария-Антуанетта носит прическу высотой 87,5 см, пишет дочери: «Вы знаете, я считала, что моде нужно следовать умеренно, никогда не перебарщивать с ней. Молодой и хорошенькой королеве, полной соблазнов, не нужны все эти безумства; напротив, простота украшения делает её лучше и больше подходит для ранга королевы. Это должно задавать подлинный тон, и все будут жадно следить даже за вашими маленькими промахами». Но Мария-Антуанетта посылает в Вену свой новый портрет «по последней моде». Мария-Терезия тут же отправляет картину обратно. «Нет, это не портрет королевы Франции, тут ошибка, это портрет актрисы…!», – пишет она.
В Малом Трианоне все отражает личность Марии-Антуанетты
Королева любила путешествовать по разным придворным замкам, заниматься дизайном интерьеров и декорированием. Она полностью отремонтировала Малый Трианон, трехэтажный неоклассический замок на территории Версаля, построенный по распоряжению деда ее мужа (Людовика XV). Королева преобразила скромные интерьеры и наполнила их своим фирменным цветочным стилем. Малый Трианон стал убежищем для королевы, которая говорила, что только здесь она может быть «самой собой».
Все в Малом Трианоне отражает её стремления и личные вкусы. В интерьерах – иллюзия простоты, хотя каждый элемент отличается необычайной изысканностью. Очаровательные сады – современные для того времени. За каждым этапом их создания они следила как настоящий администратор. Стиль Марии-Антуанетты – это действительно искусство невероятного совершенства, но всегда замаскированного под натуральность.
Первая королева-мать в истории Франции
Выйдя замуж в 14 лет за дофина Людовика, будущего короля Людовика XVI, Мария-Антуанетта Австрийская, ставшая королевой-консортом в 1774 году, родила первого ребенка только через восемь с половиной лет, 19 декабря 1778 года. Дети Марии Антуанетты и Людовика – старшая Мария-Тереза-Шарлотта, Луи Жозеф Ксавье Франсуа (родился 22 октября 1781 года), Луи-Шарль (27 марта 1785 года), София Елена Беатриса (9 июля 1786 года).
Биография Марии Антуанетты – материнство полностью изменило жизнь королевы. Она отказалась от бесплодного существования и легкомыслия, характеризовавшего ее до тех пор. «Детей Франции», которые могли рождаться для правления, традиционно воспитывали не родители, а гувернантки, набранные из высшей знати. Мальчики по достижении 7 лет, возраста разума, переходили на воспитание к мужчинам.
Но Мария-Антуанетта не намерена была «бросать» своих малышей. Она даже хотела сама кормить грудью дочь, что было немыслимо для королевы Франции. Каждый день, проведенный с детьми, пробуждал в ней сильную материнскую нежность. Она не стеснялась демонстративно проявлять свою привязанность, играла с детьми в жмурки и войнушку под строгим взглядом придворных дам. Людовик XVI тоже следил за образованием троих детей, София Елена Беатриса умерла в возрасте 11 месяцев. Он знакомил их с геометрией, географией и астрономией, тогда как Мария Антуанета прививала детям интерес к литературе, открывала для них Лафонтена, Руссо, Вольтера, Ларошфуко и Монтескье.
Дети Марии Антуанетты приучались к простоте деревенской жизни в Ле-Амо. Там они помогали мадам Ришар кормить коз и овец. Применяя современные на то время принципы педагоги, популяризированные Жан-Жаком Руссо в романе «Эмиль, или о Воспитании», королева старалась привить детям понятия о ценностях, доброту, не поддавалась их прихотям.
«Я приучила их к тому, что произнесенные мною «да или «нет» бесповоротно, и я всегда даю им понять, соответственно их возрасту, что я не шучу, – пишет она гувернантке. Она сильно переживает смерть старшего сына Луи Жозефа. Пораженный костным туберкулезом дофин вынужден был носить железный корсет, и передвигался в инвалидной коляске. Ребенок умер 4 июня 1789 года. После смерти дофина Мария-Антуанетта перенесла свою привязанность на Людовика-Шарля. Крепкий, здоровый, полный жизни сын – вся ее радость. Маленький Людовик обладал острым умом для своего возраста и большим сердцем. Она ласково его называла «Chou d’amour».
Что стало с детьми Марии Антуанетты? Судьба разлучит Марию-Антуанетту с детьми во время Французской революции. Сына отобрали у матери 13 июля 1793 года и заключили в крепости Тампль, ставшей тюрьмой для королевских семей во время Французской революции. 2 августа вдова Людовика XVI вынуждена расстаться с дочерью, когда она была заключена в Консьержери. Людовик-Шарль, ставший (после казни Людовика XVI) Людовиком XVII, пережил свою дорогую мать всего на 20 месяцев. Он умер в тюрьме Тампль 8 июня 1795 года в возрасте чуть более 10 лет. Только старшая из братьев и сестер, Мария-Тереза, известная как «мадам Рояль», достигнет совершеннолетия.
Пусть едят бриоши
Пренебрежение королевским протоколом и очевидное намерение поддержать последние порывы монархии после растущего сопротивления народа сделали Марии-Антуанетты легкой мишенью для революционеров. Королева-иностранка, купающаяся в роскоши, в то время как остальная Франция голодала, – история, которая лежит в основе клеветнических пасквилей. Неконтролируемые расходы королевы принесли ей прозвище «Мадам Дефицит».
Революционеры делали порнографические карикатуры на свидания, которые, по слухам, проходили в ее апартаментах в Версале. Анонимные брошюры писали, что она неверна Людовику XVI и дурачит его. Историки считают, что клеветническая политика, изображавшая королеву прелюбодейкой, связана с тем фактом, что король Людовик XVI никогда не имел любовниц, что в то время считалось традиционной практикой для королевской семьи. Любая враждебность, которая могла быть направлена на любовницу короля, напрямую переходила на королеву.
Учитывая легкомысленность Марии Антуанетты, ее легко было изображать растратчицей. Хотя Мария-Антуанетта действительно задает тон европейской моде, собирает платья и бриллианты, ее расходы эквивалентны расходам бывших королевских любовниц, как Помпадур и Дюбарри.
Каким-то образом все дурные слухи о королеве Марии-Антуанетте в конечном итоге привели к одной из самых известных цитат в истории. После того, как ей сообщили, что французы не могут купить хлеб, она сказала «Qu’ils mangent de la brioche» («Пусть едят бриоши»). На самом деле эти слова никогда не слетали с губ Марии-Антуанетты. Нет ни письменных, ни устных свидетельств того, что королева произнесла эти слова.
Существует множество теорий относительно происхождения фразы. Возможно, она произнесена испанской принцессой Марией Терезией, которая вышла замуж за французскую монархию (Людовик четырнадцатый) задолго до прибытия Марии-Антуанетты. Другая версия – немецкая народная сказка 16-го века, в которой дворянка задавалась вопросом, почему бедняки не едят «krosem» (сладкий хлеб). Когда Марии-Антуанетте было всего девять лет и она еще жила в Австрии, французский философ Жан-Жак Руссо написал в своей автобиографии фразу «Qu’ils mangent de la brioche», приписав ее «великой принцессе».
Истинные чувства Марии-Антуанетты были прямо противоположными. В письме к своей матери во время нехватки хлеба во Франции она писала: «Совершенно очевидно, что, видя людей, которые так хорошо относятся к нам, несмотря на их собственное несчастье, мы более чем когда-либо обязаны усердно трудиться для их счастья».
К 1786 году популярность Марии-Антуанетты среди французской публики сильно пострадала. Клеветнические карикатуры и сплетни об ее гедонистическом поведении и свиданиях с гостями дворца продолжали распространяться, подталкиваемые антимонархистами.
Грянул серьезный скандал, связанный с делом о мошенничестве с ожерельем из 650 бриллиантов. Люди ошибочно подозревали королеву в том, что она заказала для себя бриллиантовое ожерелье невероятной стоимости, изготовленное для Жанны Дюбарри, через посредничество кардинала де Рогана. Оба стали жертвами мошенничества, но кого это волнует. Никого не удивляет, что в этом скандале замешано имя королевы, настолько деградирован ее образ. Разрушительными были слухи о том, что дети Марии Антуанетты – незаконнорожденные. Многие считали, что, по крайней мере, двое из королевских наследников на самом деле были результатом ее любовной связи со шведским графом Хансом Акселем фон Ферзеном.
Растущее общественное недовольство из-за острой нехватки продовольствия и все более истощающейся французской казны (подпитываемой годами войны и поддержкой Францией американской революции) превратилось в требование отпущения грехов французской монархии.
14 июля 1789 года около 900 парижских рабочих и крестьян взяли дело в свои руки. Они штурмовали ворота тюрьмы Бастилии, чтобы захватить оружие и боеприпасы. Вопреки воле Марии-Антуанетты король Людовик XVI отказался послать войска для подавления восстания. Так началась Французская революция.
Великая Французская революция
В октябре 1789 года толпа, состоящая из тысяч парижан, в основном женщин, прошла путь от парижской ратуши до Версаля. Они намеревались привезти короля и королеву в Париж, чтобы привлечь их к ответственности за страдания французского народа. Когда толпа прибыла в Версаль, она включала уже 10 000 человек.
Кто-то крикнул, чтобы королева вышла на балконе. Она так и сделала, склонив голову так низко перед толпой разгневанных парижан, что на мгновение люди опешили и стали приветствовать Марию-Антуанетту: «Да здравствует королева!». Так долго жившая под критическим общественным вниманием она понимала, что долго это не продлится.
В течение нескольких часов протестующие с пиками ворвались во дворец. Убив охранников, они захватили королевскую семью и перевезли в старый дворец Тюильри в Париже. В то время как король Людовик XVI едва мог выживать под бдительной охраной, учитывая его нерешительный и нежный характер, упорство Марии-Антуанетты подтолкнуло ее к действию.
Она провела совет с министрами и послами и через дипломатические депеши призывала европейских правителей вторгнуться во Францию, чтобы сдержать мятеж французской революции. После того, как все попытки Марии-Антуанетты подавить сопротивление, потерпели неудачу, королевская семья, наконец, задумала бежать из Парижа.
С помощью возлюбленного Марии-Антуанетты графа Ферзена король, королева и их дети сели в карету до Монмеди, недалеко от контролируемых Австрией Нидерландов. Но на пути они были захвачены войсками национальной гвардии по приказу Национального собрания. Королевская семья вернулась в Париж уже в качестве пленников.
В годы после повторного захвата Людовик XVI оставался королем, пока новая конституция, которая позволяла разделить равные полномочия между королем и Законодательным собранием, не была узаконена. Тем временем Мария-Антуанетта отчаянно продолжала искать помощи, где только могла. Она писала консерваторам в Законодательное собрание, призывая их к поддержке монархического правления, переписывалась с европейскими сановниками, утверждая, что «чудовищная» конституция была «тканью неработоспособных нелепостей», а Законодательное собрание – это «куча негодяев, безумцев и зверей».
После восстания 10 августа 1792 года, которое упразднило монархию, Законодательное собрание, установленное Конституцией 1791 года, приостановило функции короля. Национальный конвент, пришедший на смену Законодательному собранию, на первом заседании 21 сентября 1792 года лишил Людовика XVI всех привилегий и права вето, и 29 сентября 1792 года король и его камердинер были заключены в башню замка Тампль. А 26 октября 1792 года Мария-Антуанетта с дочерью Марией Терезой, Елизаветой Французской и двумя служанками переведены в верхний этаж той же башни.
Первая Французская республика была провозглашена 22 сентября 1792 года. В январе решено казнить короля Людовик XVI, после того, как революционный трибунал признал его виновным в государственной измене. Казнь на гильотине и смерть Людовика привела к концу французской монархии. Мария-Антуанетта, заключенная в Тампле, была переведена в Консьержери вскоре после казни короля.
Казнь
Приговоренная революционерами к гильотине в общественном месте свергнутая королева поднялась на эшафот 16 октября 1793 года (дата казни Марии Аантуанетты), менее чем через 10 месяцев после казни Людовика XVI. Ужасный конец она пережила с великим спокойствием и крайним достоинством.
Октябрь 16, 1793 года, 4 часа 30 минут – дата, когда по окончании двухдневного судебного процесса (с заранее известным приговором), Мария Антуанетта, признанная виновной в государственной измене и заговоре против гражданского мира, приговорена к смертной казни. Это последний день «Вдовы Капет». Вернувшись в свою комнату в Консьержери, свергнутая королева пишет последнее письмо невестке Елизавете (сестра Людовика XVI, казнена на гильотине 10 мая 1794 года). «Я только что приговорена не к позорной смерти, это только для преступников, а на то, чтобы присоединиться к твоему брату…я надеюсь проявить такую же твердость, как и он, в последние минуты…»
Несколько дней она страдала от вагинального кровотечения, но быстро взяла себя в руки и начала готовиться к скорой казни. Ей запретили идти на казнь в траурном (вдовьем) платье, она надевает свое повседневное платье, но приходится сменить рубашку. Под пристальным взглядом дежурного она скатывает испачканное белье и, не зная, что с ним делать, просовывает в щель в стене. Она молиться. Около 10 утра четверо судей и секретарь Революционного суда входят в комнату и зачитывают приговор. Затем появляется главный палач – Шарль Анри Сансон. Он надевает ей оковы на руки, заеденные за спину, снимает ей головной убор и подстригает волосы.
Отказавшись от услуг приходского священника, назначенного Революционным судом, Мария-Антуанетта проходит через ворота Консьержери вместе с Анри Сансоном и направляется к Кур-дю-Мэ, где ее ждет телега, которая доставить на площадь Революции, ныне площадь Согласия. Выезжая с Кур-дю-Мэ, телега медленно движется сквозь толпу. Палач стоит позади свергнутой королевы, а его помощник сидит на дне телеге. Вдоль маршрута выстроились 30 000 солдат, чтобы предотвратить любые попытки похищения. На въезде на улицу Сен-Оноре раздаются крики ненависти, и телега останавливается.
Перед повозкой, нанятый Робеспьером комик, переодетый в одежду национального гвардейца, верхом на лошади, насмешливым тоном произносит речь перед толпой, призывая выразить ненависть в той, кто идет на смерть.
Казнь Марии Антуанетты, описание – свергнутая королева держится достойно и, прибыв к месту назначения «спрыгнула вниз, поднялась по лестнице, ведущей к эшафоту, потеряв одну из своих туфель». Рассказывают, что бывшая королева наступила на ногу палачу и ее последними словами стали: «Сир, прошу прощения, я сделала это не нарочно». Помощники привязывают ее доске, тесак падает. Анри Сансон хватает голову за волосы и размахивает ею перед людьми. «Да здравствует Республика! Да здравствует свобода!» – скандирует толпа.
В четверть двенадцатого Повозка, на которую помещают останки, истекая кровью, направляется к кладбищу Мадлен, где уже похоронен Людовик XVI. Палачи бросают тело на траву, с головой между ног. Останки посыпают негашеной известью.
Юридически суд над Марией-Антуанеттой несправедлив. Ее обвинили в государственной измене без малейших доказательств этой измены.
Марию-Антуанетту обвиняли в том, что она собирала любовников и дарила королю бастардов, а не законных детей. Ее обвиняли в растрате государственных средств. Она определенно потратила много, и ее расходы были показными, но это лишь капля в море долга монархии в 1789 году. Ее обвинили в предательстве Франции в пользу Австрии. Она действительно неоднократно пыталась защитить интересы своей семьи, но Людовик XVI всегда выступал против ее требований.
Наконец, когда грянула революция, она стала любой ценой защищать абсолютную монархию. Для одних она предала, для других хотела спасти режим. Мария-Антуанетта играла очевидную политическую роль с 1787 года. Она понимала, что абсолютной монархии угрожает опасность. Она видела приближение беды и боялась ее. Именно она настояла на возвращении Жана Неккера в 1788 году, когда Людовик XVI был против этого. Она предвидела опасность, но не представляла, какое революционное насилие последует.
Автор: Элла Михайленко