Эфемерное движение свободных мыслителей, рационалистов и прогрессистов – наиболее радикальное движение эпохи Просвещения – было основано 1 мая 1776 года Адамом Вайсгауптом. Он был профессором канонического права в Ингольштадтском университете, в королевстве Бавария, где консервативный курфюрст Карл Теодор сменил в 1777 году прогрессивного и просвещенного Максимилиана III Иосифа.
Вейсгаупт был одержим идеей создать орден, в котором будут распространяться знания. Тайная группа была крещена как Bund der Perfektibilisten (от perfectibilis – объединение способных к совершенствованию), затем переименована в Illuminatenorden (орден просвещенных).
Кто такие иллюминаты
Иллюминаты – одно из тех многих сообществ, которые были характерны для развития феномена современного тайного общества в эпоху Просвещения. Пред-современное общество сословий воспроизводило себя социальным образом либо в церкви, либо при дворе. В эпоху Просвещения появляются братские организации – общества чтения, различные благотворительные организации, масонские и розенкрейцерные ложи или тайные общества, которые собирались на принципиально равноправном уровне.
Кто такие иллюминаты и чем они занимаются?
В современное время термином «иллюминаты» определяют ряд братских организаций, реальным и вымышленным, возможно и в РФ, более или менее маргинальных и тайных, часто находящихся в оппозиции к политической и религиозной власти. Во всяком случае, некоторые из них утверждают, что ведут свои начала от баварских иллюминатов и открыто используют название «иллюминаты». Доктрины этих групп разнообразны и противоречивы, а их противники способствуют путанице между ними. Эта путаница приводит к теории заговора тайного общества, с момента появления баварских иллюминатов.
Суть в том, что орден иллюминатов связан с многочисленными слухами и легендами. Они возникли главным образом в тематизации ордена в литературе и кинофильмах. Например, «Маятник Фуко» Умберто Эко или экранизированный в 2009 году роман Дэна Брауна «Иллюминаты». Баварская версия иллюминатов – единственная, которую люди связывают с теориями заговора о мировом господстве.
Что значит иллюминат? На латыни и на итальянском языке – Illuminati «просветленные», «просвещенные», интеллектуалы (эрудиты). Различные группы использовали название «иллюминаты», по крайней мере, с 15 века. К первым группам так называемых «просветленных» относятся члены религиозно-мистического движения в Испании в 15 веке – алюмбрады (исп.alumbrados= итал.Illuminati). Алюмбрады были охвачены аналогичным мистическим течением, развивавшимся в Европе в 16-17 веках, илюмизмом, которое не следует путать с баварским иллюминатами и с Просвещением. Некоторые алюмбрады, практиковавшие мистическую форму христианства, были лишь немного неортодоксальными, тогда как другие придерживались определенно еретических взглядов, согласно воззрениям того времени. Они были жестоко подавлены и стали одними из первых жертв испанской инквизиции.
Адам Вейсгаупт и история появления общества
Предшественником ордена баварских иллюминатов было объединение совершенствующихся (Bund der Perfektibilisten). Название уже намекает на преследуемые цели – улучшить мир. Адам Вейсгаупт, в то время молодой профессор канонического права и практической философии в Ингольштадте, хотел использовать его для создания «убежища» в иезуитском климате университа Ингольштадта.
Специалист в области законодательства и церковного управления, глубоко ученый человек, Адам Вейсгаупт питал отвращение к иезуитам, чья доктрина казалась ему узкой, а мораль ограниченной и слишком агрессивной. Он хотел защитить своих учеников от иезуитских интриг, которые он подозревал повсюду, но прежде всего для того, чтобы дать им доступ к современной церковно-критической литературе.
Нет, Адам Вейсгаупт не отвергал религию как таковую, он не соглашался с предрассудками и гегемонией, которые, по его мнению, возникали в результате навязывания убеждений людям. Следовательно, иллюминаты стремились к «состоянию свободы и морального равенства, освобожденного от препятствий, которые подчинение, звания и богатство постоянно создают на нашем пути». Идеи Вейсгаупта распространятся как свет в темной комнате, достигнув Италии, Дании, Польши и Франции.
Изначально орден напоминал кружок для чтения, члены которого (студенты Вайсгаупта) читали и обсуждали антиклерикальную литературу в защищенном пространстве. Организация состояла из 20 человек, не более, и не имела никакого влияния. В 1777 году участникам удалось проникнуть в две мюнхенские масонские ложи, в одну из которых мог вступать и Вайсгаупт. Орден имел скромный подъем в 1778 году, благодаря Францу Ксаверу фон Цваку, бывшего ученика Вайсгаупта, затем губернатора Пфальца, который реорганизовал порядок.
Вейсгаупт предложил новое название, «орден пчел», имея в виду, что члены собирают нектар мудрости под руководством пчелиной матки. Но организация была переименована сначала в Bund der Illuminaten (объединение иллюминатов), затем в Illuminatenorden (орден иллюминатов). В 1780 году в нем состояло около 60 членов.
В исповеданиях Адама Вейсгаупта, как представляется, функционирование ордена было смоделировано с масонских лож, но также и с общества Иисуса. Несмотря на ненависть, связанную с орденом иезуитов, которому он все ещё был обязан своим образованием и работой, Вейсгаупт ценил организационную эффективность и прочность конституций Игнатия Лойолы. Его очаровывало и нравственное единство иезуитов, но их авторитет представлял существенную помеху для того возвышения, о котором он мечтал в обществе и академическом мире.
Первые годы функционирование ордена было довольно хаотичным. Вайсгаупт не рвался выполнять организационную работу в одиночку, но с другой стороны он не хотел (или не мог) делегировать обязанности. Как и его ближайшие соратники, Цвак и Франц Антон фон Массенхаузен, он чувствовал недопонимание. Так называемый ареопаг, который использовался в качестве главы ордена, не обходился без конфликтов. По сохранившимся документам, можно сделать вывод, что в 1777-1779 годах орден фактически не мог существовать без постоянных споров.
Какие цели преследуют иллюминаты
Орден иллюминатов считал себя приверженным идеям Просвещения. Его задачи и действия, безусловно, можно понимать, как политически мотивированные. Цель – достижение свободы, через образование и мораль. Вейсгаупт видел постоянно растущее зло, с которым нужно бороться, в мистическом и духовном ордене Розы и Креста, особенно в иезуитах, по его мнению, способных сформировать элиту государства. В 1790 году он написал об этом в письме Пифагора или размышлениях о тайном искусстве мира и правительства. Для него стоял значимый вопрос – опередить консервативные силы путем формирования прогрессивной контрэлиты. Поэтому цель иллюминатов – сделать прозелитов!
«Моральный полк», представленный орденом, должен изменить мировой порядок – обходиться без правителей и церковных учреждений, люди должны научиться контролировать себя, быть свободными и жить в равенстве. Путь к миру, свободному от господства, должен пройти без насилия. Определенно, тайной целью ордена было заниматься тем, чтобы заполнить ключевые посты в правительстве иллюминатами, которые смогли бы способствовать отмене абсолютизма мирным путем. Конкретные инструкции о том, как это можно было сделать, в трудах ордена сложно найти.
Адольф Книгге
Новый процесс реорганизации, положивший начало периода расцвета ордена и тому, что он получил большую известность, состоялся благодаря фрайхерру Адольфу Книгге, писателю и просветителю. Разочарованный в масонстве он присоединился к ордену иллюминатов в 1780 году. Умелый организатор он смог привлечь около 500 членов, в основном представителей знати и интеллигенции. Он даже завербовал Иоганна Вольфганга фон Гёте.
В 1781 году, от имени основателя ордена Адама Вейсгаупта, он анонимно опубликовал полемику об иезуитах, масонах и розенкрейцерах. В ней он распространял теорию заговора о том, что строгое повиновение и розенкрейцеры были тайными инструментами ордена иезуитов, распущенного в 1773 году, с помощью которого он преследовал свои контр образовательные цели.
Сообщество при Книгге должно было напоминать масонские ложи того времени. Что это могло означать? Он создал различные степени с соответствующими каждой собственными обрядами посвящения и связанные с передачей определенных секретов. Тайна должна была сохраняться любой ценой. Каждому новому члену, перед тем как вступить в иллюминаты, присваивалось секретное имя. Тайный псевдоним преднамеренно исключал статус и профессию носителя, чтобы создать чувство равенства среди участников.
Однако существование иерархии между отдельными классами сохранялось. Каждый член клялся в вечном молчании, непоколебимой верности, повиновении старшим и уставам ордена. Члены ежемесячно получали образовательные и деистические тексты. Их нужно было прочитать. Затем отразить прочитанные материалы в «дневнике» (Quibuslicet). Высокопоставленные члены проверяли эти дневники, и они архивировались. Таким образом, внутри ордена существовала система правления, хотя с внешней стороны он требовал упразднения всех структур власти.
Тайное общество имело пирамидальную структуру и состояло из классов:
- Pflanzschule (питомник): новичок или послушник (Novize), минервал (Minerval; производное от Minerva, римской богини мудрости), младший просветленный (Illuminatus minor)
- Maurerklasse (масонский класс): ученик, подмастерье, мастер, высший просветленный (Illuminatus maior) старший (руководящий) просветленный (Illuminatus regens)
- Венчал структуру ордена Mysterienklasse (таинственный класс): священник (Priester), Регент (Regent), Маг (Magus), Король (Rex)
Вступление в высший класс сопровождалось эзотерическими ритуалами, которые можно было найти в масонстве и у розекрейцеров (за исключением того, что правило и инструкции были не религиозного характера, а философского). Правила и обряды для высшего класса, тем не менее, не были полностью разработаны за то короткое время, что существовал орден.
Чем отличаются иллюминаты от масонов
В отличие от других форм тайных обществ у иллюминатов была политическая программа. Иллюминаты и масоны в чем разница – масоны избегали деноминаций, религиозных и политических споров. Кроме того, чем отличаются масоны от иллюминатов – масоны признавали свою принадлежность и таким образом не являлись по существу тайным обществом.
Книгге убедил Вейсгаупта в том, что лучше последовательно проникать в масонские ложи, которые тем временем были в значительной степени освобождены от утопий спасения мира, а не кропотливо создавать собственную структуру братства. Сначала план, казалось, сработал. Во-первых, потому что иллюминатам удалось смешаться с масонами в нескольких городах.
С другой стороны, Книгге служил мистическим потребностям обеих групп, несмотря на их отличие, посредством концепций, которые предусматривали торжественное посвящение, религиозную одежду, обещание «утраченной мудрости» и тому подобное. В конечном счете, однако, главное наступление провалилось из-за недоверия Вейсгаупта: по его мнению, Книгге вербовал представителей духовенства и придворных чиновников, при которых основателю ордена сложно было сохранять свои антиклерикальные и радикально-демократические взгляды.
Справедливости ради сказать, что с 1782 года иллюминаты контролировали систему лож в баварской столице. Поскольку многие дворяне и придворные чиновники были масонами, иллюминатам удалось все же проникнуть в высшие правительственные круги. Неудивительно, что баварский курфюрст Карл Теодор не только запретил иллюминатов в 1784 году, но и масонов на одном дыхании.
Символы иллюминатов и их значение
В качестве рекламной мистификации каждому члену ордена при инициации присваивалось секретное имя. Сам Вейсгаупт называл себя Спартаком – вождем восстания рабов и гладиаторов, Книгге Филоном – апологетом иудаизма, религиозным мыслителем. Гёте получил имя Абарис в честь скифского прорицателя и жреца Аполлона. Иоганн Готфрид Гердер – Дамасий понтифик.
Тайные названия были даны географическим ориентирам. Тироль стал Пелопоннесом Франкфурт – Эдессой, Ингольштадт – Элевсином. Мюнхен – Афины. Таким образом, центр тайного движения, целью которого было заполнить высокие посты в правительстве и пролить свет Просвещения великих философов – Канта, Руссо, Вольтера.
Даже дни и месяцы соотносились с новым секретным календарем (имели зороастрийские названия), по которому точкой отчета был 630 год – начало преследований последователей зороастрийской веры мусульманами.
Символ иллюминатов: для тайного общества, имитирующего древние школы мудрости и имеющего в качестве основы «академию минервалов», есть ли более подходящий символ, чем Сова Минервы? Символ знаний, мудрости, проницательности и эрудиции. В практике иллюминатов сова – тотем. Она изображалась сидящей на открытой книге.
Ещё один слой символики совы для иллюминатов мог обозначать то, что они выполняют свои приказы ночью. Это восходило к традиции латинской поговорки, записанной Дезидерием Эразмом Роттердамским. Означаемое – нужно быть осторожным, предусмотрительным, не предпринимать что-либо импульсивно.
Для поддержки имиджа как тайной организации иллюминаты разработали визуальную лексику, соответствующую этой ауре. Большинство символов, которые по привычке ассоциируют с иллюминатами, на самом деле имеют долгую историю и не имеют ничего общего с орденом.
«Глаз иллюминатов» – знакомый многим знак, который некоторые люди связывают с каким-то сатанинским заветом. На самом деле Всевидящее око – символика, укорененная в христианстве. Впервые он появился в картине «Ужин в Эммаусе» Якопо Понторно, 1525 года, предшествовавшей основанию общества иллюминатов примерно на 250 лет. К тому же, как известно, иллюминаты не использовали этот символ.
Конфликт с розенкрейцерами
Вайсгаупт старался сохранить в тайне существование ордена от розенкрейцеров, которые занимали значительные позиции в немецком масонстве. Розенкрейцеры, промонархично настроенные, придерживались взглядов, явно противоречащих представлению иллюминатов о рационалистическом государстве, управляемом философами и учеными. Они не стеснялись продвигать собственный секретный и мистический бренд с помощью мошеннических сеансов. Конфликт нарастал, поскольку существование иллюминатов стало очевидным. Кроме того, некоторые видные розенкрейцеры и мистики с симпатиями к розенкрейцерам слишком активно вербовались Книгге и его помощниками.
Розенкрейцеры Пруссии под руководством Иоганна Кристофа фон Вёльнера начали длительную атаку на иллюминатов.
- Иоганн Кристоф фон Вёльнер, государственный деятель Пруссии, благодаря которому и Россия узнала, что такое розенкрейцерство, имел специально спроектированную комнату. В ней розенкрейцерская «магия» представлялась настолько убедительно потенциальным покровителям, что орден смог получить контроль над Великой национальной материнской ложей Три глобуса. Через этот рупор иллюминатов обвиняли в революционных тенденциях и атеизме.
- В апреле 1783 года Фридрих Великий сообщал Карлу Гессенскому, слышал ли он о том, что в берлинских ложах документы, принадлежащие иллюминатам, содержат ужасающие материалы. Все ложи Берлина, таким образом, предупреждались против ордена иллюминатов, который обвиняли в социнианстве, чтении либеральных произведений, стремившихся подорвать любую религию.
- В ноябре 1783 года «Три глобуса» описали иллюминатов как секту, которая пыталась подорвать христианство, и превратить масонство в политическую систему. Анафема в ноябре 1784 года отказалась признать иллюминатов масонами.
- В Австрии иллюминатов обвинили в распространении антирелигиозных брошюр.
О существовании баварских иллюминатов было известно розенкрейцерам от информаторов. Например, Йозеф фон Утцшнейдер, бывший член ордена отправил письмо Каролине Августе Баварской, в котором излагал заговор иллюминатов – тайно подорвать влияние христианства на общество.
Что случилось с иллюминатами
Разногласия между Книгге и Вейсгауптом возникли в 1783 году, которые привели к окончательному уходу Книгге из группы 1 июля 1784 года. Книгге заявил, что больше не может терпеть педантичное господство Вейсгаупта, которое часто принимало оскорбительные формы. Он обвинил Вейсгаупта в «иезуитизме» и подозревал его в том, что он «замаскированный иезуит».
Несмотря на равенство в пределах степеней классов, иерархия в ордене была очень выражена. Это уже было очевидно в клятве, которой каждый посвященный клялся в нерушимой преданности и послушании всем старшим. Дополнительно к строгой иерархии, сильной была эзотерическая структура ордена. Новые члены преднамеренно обманывались относительно истинных целей сообщества. В «питомнике» новичкам вразумляли, что цель ордена – отнюдь не заниматься тем, чтобы подорвать светское или духовное правительство, взять под контроль мировой порядок и тому подобное.
Самым разрушающим фактором оказалась собственная система правления ордена, которая по существу применялась бы и внешне. Это могло означать, что обман вскоре вызвал критику внутри ордена. Необходимым условием относительно «образовательного плана» Вейсгаупта, которым он стремился усовершенствовать личность, было с одной стороны беспрекословное послушание низших перед высшими, с другой – знание всех личных секретов членов. Эту концепцию исповеди Вейсгаупт перенял от своих яростных противников, иезуитов. Значит, чтобы освободить человека от духовного руководства церкви, использовались иезуитские методы исследования сознания; чтобы освободить человечество от деспотизма властителей, члены ордена подвергались тоталитарному контролю и психотехнологиям.
Несмотря на значительное членство в 1500, возможно, даже 2500 человек, орден снова пострадал от того же симптома, что и до вступления Книгге. Нежелание Вейсгаупта принимать решения, и отсутствие концепции как таковой. Нерешительность в вопросе, каким образом реализовать утопию о том, что свет и разум будут повсюду, в конечном итоге фатализировали движение. Выдающиеся новые члены, Абарис (Иоганн Вольфганг Гёте) и герцог Карл Август Саксен-Веймар-Эйзенахский по прозвищу Эсхил, не смогли помочь в этом кризисе.
Окончательный упадок иллюминатов был вызван недобросовестностью некоторых минервалов в Баварии, и особенно в Мюнхене. Несмотря на усилия высших степеней по пресечению разговоров, политически опасная критика монархии из уст минервалов стала причиной того, что о существовании «тайного» ордена стало общеизвестно, наряду с именами самых важных членов. А присутствие иллюминатов во властных структурах вызвало общественное беспокойство.
Встревоженное правительство Карла Теодора запретило все тайные общества. Правительственный указ от 2 марта 1785 года стал «смертельным ударом для иллюминатов в Баварии». Вейсгаупт бежал. Эрнст II Людвиг Саксен-Гота-Альтенбургский предоставил ему убежище в Готе. Члены общества рассеялись. Орден не оставил никаких следов влияния даже на своих бывших членов, которые в последующем шли совершенно по другим путям развития.
Мифы и конспирологические теории
Многие теории заговора продолжают утверждать, что иллюминаты продолжили свое существование и стояли за множеством событий, изменявших историю, – от Французской революции, битвы при Ватерлоо, убийства Джона Кеннеди до предполагаемого заговора коммунистов. В зависимости от дискуссионного форума говорят, что верхушка Всемирного банка пронизана иллюминатами, также как Римский клуб, ООН, ФБР или ЦРУ. Не стоит забывать о Ватикане, правительстве США, Аль-Каиде. Список неисчерпаем.
Секретная история иллюминатов
Все эти мифы восходят к Огюстену Баррюэлю – иезуитскому священнику. В 1790 годах оказался человеком без страны. Он проживал в Англии, вынужденный покинуть любимую Францию после революции. Огюстен Баррюэль практически единолично изобретет идею о «злых иллюминатах». В «Мемуарах по истории якобинизма» он пишет, что якобинцам помогали масоны, охваченные революционными идеями баварских иллюминатов.
Согласно его теории, после запрета ордена иллюминаты ушли в подполье. Они распространялись как опасная инфекция, оставшаяся необнаруженной, по всему европейскому масонству. По словам Баррюэля, их не заботили «демократия» и «свобода». Они поклонялись сатане и были оппортунистами в поисках окончательной власти.
Мемуары Баррюэля неоспоримо были скандальными. А скандал, как известно, вызывает интерес. Вскоре к Баррюэлю присоединились другие параноики, такие же, как и он сам. Баррюэль написал еще три тома, корректируя и развивая свою теорию. В окончательной форме сочинения Баррюэля касались якобинцев, масонов, тамплиеров, исламских ассасинов, евреев, епископов католической церкви. Все они, по мнению Баррюэля, участвовали в глобальном сатанинском заговоре иллюминатов, которые только притворялись, что стремились к демократии.
В том же году, когда вышли «Мемуары» (1797), Джон Робисон опубликовал «Доказательства заговора против всех религий и всех государств Европы», предупреждающие британских масонов от влияния иллюминатов.
Подобно Баррюэлю и современным теоретикам заговора, одержимым иллюминатами, Робисон использовал противоречивые доказательства для поддержки, а не опровержения представлений. Хотя взгляд Робисона был более взвешенным, в отличие от Баррюэля, он подтверждал перечень трех основных идей: они – тайные агенты хаоса, захватили французское масонство; угрожают стабильности правительствам.
Алистер Кроули и иллюминаты
В начале 20 века, благодаря Argentum Astrum, организации основанной Алистером Кроули и Джорджем Сесилом Джонсом, вернулись сатанинские элементы теории аббата Баррюэля. На пике славы Кроули в средствах массовой информации называли «самым странным человеком в мире». По словам Роберта Антона Уилсона Кроули, который называл себя иллюминатом, был противоречивой фигурой. Он восхищал пугающими, сбивающими с толку, садистскими шутками ордодоксальных людей и просто доверчивых. В секретной истории иллюминатов Кроули важен тем, что он превратил их в бунтарскую идею для чудаков.
От сатанизма к коммунизму
Как вписывается в схему иллюминатов коммунизм? После того как тайные общества были объявлены вне закона, иллюминатом пришлось кем-то становиться. Некоторые теоретики заговора считают, что баварские иллюминаты и их идеи в Германии выжили в форме литературных сообществ, которые оказали влияние на Карла Маркса и Фридриха Энгельса…когда они писали Коммунистический манифест в 1848 году.
Эти «теоретики», как Брэд и Шерри Стайгер, утверждают, что историки ошибаются, на самом деле коммунизм не следует отличать от иллюмизма, а коммунисты и есть иллюминаты. По этой логике, холодная война не сводилась к борьбе с коммунизмом. Речь о противодействии плану иллюминатов о Новом Мировом Порядке.
В межвоенный период 20-го века британский ревизионистский историк Неста Хелен Уэбстер и светская деятельница Эдит Старр Миллер не только возродили и популяризировали мифы о заговоре иллюминатов, но и утверждали, что это подрывное тайное общество, служившее еврейской элите. Якобы оно замышляло господство коммунизма во всем мире посредством масонов, иезуитов и евреев. Они обвиняли иллюминатов практически во всех глобальных событиях, включая Французскую революцию, Первую мировую войну, русско-японскую войну 1905 года, революцию 1917 года. Движущей силой февральской революции 1917 года теория заговора определяла розенкрейцеров (последний русский розенкрейцер – Дмитрий Савич Недович).
Сионизм и мировое господство
К антисемитской идее приложил руку и Генри Форд. В 1921 году он перепечатал английский перевод сфабрикованного документа «Протоколы сионских мудрецов» в своей газете The Dearborn Independent (Независимый Дирборн). Заимствуя идеи из «Мемуаров аббата Баррюэля», «Протоколы» стали протоколами тайной встречи евреев (они же иллюминаты). Российский ученый, филолог Леонид Кацис говорит, что на тот момент существовало много подобных «Протоколам» мистико-консипиралогических текстов. Цель встречи – установить новый всемирный порядок и править миром. Как они могли это сделать? Использовать банки. Жест Форда возродил ложные заявления о связи иллюминатов с иудаизмом, дав распространение антисемитской лжи. Генри Форд финансировал тираж 500 000 экземпляров, которые были распространены по всей территории Соединенных Штатов.
Иногда утверждается, что термин «сионист» в некоторых кругах стал кодовым словом для «еврея», и фанатизм в отношении еврейского народа выражается с использованием антисионисткого языка.
После Уотергейтского скандала господствовали параноидальные теории заговора. Роберт Антон Уилсон и Роберт Ши, тогда редакторы Playboy, пытались извлечь выгоду из интереса к теориям заговора, начали отправлять поддельные письма от читателей в Playboy Forum, рассказывающие о секретной организации под названием иллюминаты. Они надеялись, что противоположные точки зрения заставят людей посмотреть на «новости» несколько скептически. Но вместо этого все были взволнованы иллюминатами, и миф быстро распространился по всему миру.
Контркультура 1960 годов переросла в 1970 годы, когда частью любой актуальной библиотеки стала трилогия «Иллюминатус!» Роберта Антона Уилсона и Роберта Ши, которая выросла из их опыта работы в «Playboy», в частности писем Playboy Forum. Три психоделических, безумных романа на тему иллюминатов, выпущенных в одном томе. Основываясь на самых фантастических теориях заговора, о которых авторы узнали во время редактирования Playboy Forum, трилогия создала поджанр «фантастика заговора» и продолжает вызывать интерес ко всем иллюминатам.
Современная деятельность общества
Нет никаких доказательств того, что группа баварских иллюминатов пережила крах после периода Просвещения. Учитывая, что нет никаких доказательств, не представляется правдоподобным, что орден все еще действует сегодня, вмешиваясь в современные события. Хотя с другой стороны, иллюминаты вдохновляли и продолжают вдохновлять писателей, режиссеров, создателей видео игр, афро-американских исполнителей хип-хопа.
Кто состоит в иллюминатах, как стать членом
Как стать иллюминатом? Определенно, это не представляется возможным, поскольку общество баварских иллюминатов существует только в популярной культуре.
С «Иллюминатус!» они стали периодическим продуктом популярной культуры и различных субкультур, где группу часто смешивают с сатанизмом, инопланетными мифами и тому подобное, совершенно чуждыми баварским иллюминатам.
Иллюминаты сохраняются в коллективном сознании, служа предметом шуток и источником слухов.
Автор: Элла Михайленко, историк