Сэр Эрнст Гомбрих, известный историк-искусствовед, определил Леонардо да Винчи как гения, «чей мощный ум навсегда останется объектом изумления и восхищения для простых смертных». Для него, как и для многих других, величие этого «универсального человека» заключалось в его жажде знаний и открытий, ненасытности разума. Какую бы область не изучал Леонардо, он никогда не принимал только то, что мог прочитать, не проверив собственными исследованиями.
Величие его гения, в разных дисциплинах, не только в живописи, проявилось в самом знаменитом произведении, Тайной вечере, созданной по заказу герцога Милана Людовико Моро на стене прямоугольной комнаты, служившей трапезной в доминиканском монастыре Санта-Мария-делле-Грацие (Милан). Впервые евангельский сюжет стал настолько близким и реальным. Казалось, что Христос и апостолы сидят рядом с монахами и слышится эхо слов, только что сказанных Иисусом: «один из вас предаст Меня». Все расписано до мельчайших деталей, но что коренным образом изменило историю искусства, так это умение Леонардо воспроизводить чувства и настроения персонажей.
Как создавалась картина – история
Картина Леонардо да Винчи Тайная вечеря (4,6 м x 8,8 м), написанная между 1494 и 1498 годами, представляет совокупность живописных знаний и многолетних исследований в области оптики, геометрии и анатомии. Это заставило многих критиков того времени забывать обо всех проблемах, которые возникали из-за крайней медлительности мастера. Работа еще не была завершена, но уже потрясала воображение и люди каждый день толпились перед ней.
1494 год. Леонардо 42 года. За год до начала проекта, в 1493 году, Карл VII и будущий король Франции Людовик XII вторглись в Италию. Это стало началом многих десятилетий вторжений и войн. Для Леонардо это означало вынужденный отказ от проекта бронзового конного памятника Франческо Сфорца, над которым он работал почти десять лет. В военное время бронзу собирали и переплавляли для изготовления оружейного металла. Таким образом, Леонардо не только потерял деньги из-за войны, но, главное, престиж художника; уже выставленная колоссальная глиняная модель вызывала о зрителей изумление и восхищение.
Людовико Мария Сфорца, известный как иль Моро, в качестве компенсации поручает ему написать Тайную вечерю в трапезной монастырского комплекса Санта-Мария-делле-Грацие. Согласно традиции католических религиозных орденов, включая орден Святого Доминика, место совместной трапезы монахов должно быть, расписано фресками с изображением Распятия и Тайной вечери; в момент принятия пищи, и как следствие покоя и удовольствия, монахи всегда помнят о жертве Христовой.
Герцог Миланский избрал церковь для усыпальницы семьи Сфорца, он профинансировал капитальный ремонт и отделку всего комплекса; Донато Браманте только закончил работу, когда было решено приступить к оформлению трапезной. Настоятель монастыря Винченцо Банделло поручил работу над тремя стенами одному из самых популярных художников Милана Джованни Донато Монторфано. В изображении сцен в трапезной по проекту Винченцо Банделло, который был прекрасным богословом, было воссоздать образ Иерусалима в монастыре. Это была важная идея, которую доминиканцы преследовали в течение последних двух столетий. Можно привести в пример монастырь Сан-Марко во Флоренции, расписанный фресками Беато Анджелико; во всех комнатах монастыря изображены евангельские сцены. Таким образом, монахи постоянно находились в священной среде, оставались участниками исторического опыта Иисуса.
Четыре стены трапезной Санта-Мария-делле-Грацие должны были содержать сцены Страстей Христовых. К сожалению, две стены были разрушены и фрески Монторфано утеряны, сохранилось только Распятие Христово. Распятие уже было написано на южной стене (в 1495 году), когда Леонардо приступил к работе. О Людовико иль Моро в качестве покровителя и искренне верующего христианина свидетельствуют герцогские гербы, изображенные на трех люнетах над Тайной вечерей. Кроме того, фигуры герцога Миланского с сыном и его жены Беатриче д’Эсте с дочерью в Распятии (слева и справа) написаны рукой того, кто написал Тайную Вечерю – Леонардо да Винчи.
Столы монахи, за которыми обедали и ужинали в этом зале, располагались посередине между Тайной вечерей и Голгофой. Намерение заказчика состояло в том, чтобы иметь перед глазами последний ужин, который предвосхищает событие распятия, следовательно, момент установления Евхаристии как сакраментального ожидания кровавой жертвы на кресте. Важно, чтобы две фрески находились напротив друг друга; Христос, выйдя из комнаты Тайной вечери, через страсти достигает Голгофы.
Леонардо да Винчи начал писать Тайную вечерю в 1495 и завершил работу около 1498 года.
Новеллист Маттео Банделло, племянник настоятеля монастыря церкви Санта-Мария-делле-Грацие, с 1494 по 1497 год учился в семинарии монастыря, где познакомился с Леонардо да Винчи. Дядя Винченцо поручил ему присматривать за работами изо дня в день. В новелле LVIII (датированной 1497 годом) он предоставил ценное свидетельство того, как работал мастер.
Техника
При создании «Тайной вечери» Леонардо да Винчи отказался от традиционной техники «буон фреско», при которой на слой влажной штукатурки наносятся щелочно-стойкие пигменты, растертые в воде, в пользу секко или сухого метода. Таким образом, «Тайная вечеря» – это не традиционная фреска в истинном своем значении, а настенная роспись, выполненная на сухой штукатурке.
Буон фреско, высыхая, благодаря материалам, которые содержатся в штукатурке, подвергается процессу карбонизации, что создает своего рода твердый и просвечивающий защитный покров на поверхности (пигменты закрепляются на стене). В настенной росписи пигменты остаются открытыми. Влажность подстилающей стены может ускорить отделение хроматических частиц, в то время как внешние агенты влияют на органические материалы, которыми часто завершают настенные росписи. Но у этой техники есть преимущества.
В публикации Министерство культурного наследия, культурной деятельности и туризма Италии о технике, использованной Леонардо, можно прочитать: «Химический и физический анализы, проведенные на образцах живописи, вне всяких разумных сомнений установили, что это живопись темперой, возможно, потом покрытая кое-где маслом…».
Известный своей привычкой откладывать дела на потом и амбициозным списком планов Леонардо ценил то, что работа с сухой штукатуркой позволит ему избежать временных ограничений, которые накладывает буон фреско: быстрые наброски, что вызвано скорым высыханием штукатурки. Главное, конечно, это было несовместимо с модус операнди Леонардо, состоящим из постоянного переосмысления, дополнений и изменений.
Фресковая роспись позволяла Леонардо анализировать и исправлять, применять уникальные живописные техники, включая кьяроскуро, сфумато, одноточечную перспективу. Тем более что Леонардо всегда работал с большим количеством подготовительных набросков, о чем свидетельствует и незаконченный алтарный образ Поклонение волхвов. Сохранились многочисленные этюды Тайной вечери, в том числе Голова Христа в Пинакотеке Брера.
Леонардо написал «Тайную вечерю» на стене, отделанной двойным слоем гипса, смолы и мастики. Затем добавил свинцовый грунтовочный слой, чтобы усилить яркость масляной краски и темперы, нанесенных поверх. Этот метод был описан Ченнино Ченнини в 14 веке в «Трактате о живописи». Тем не менее, Ченнини считал, что эту экспериментальную технику использовать рискованно и рекомендовал «a secco» (на сухой штукатурке) только для последних штрихов. Внимание Леонардо к материалам, которые, как он думал, исполнят фундаментальную функцию в контексте того времени, одобрялось растущей у публики популярностью масляной живописи. Пигменты и льняное масло произвели революцию в искусстве того времени, предлагая яркость, живость, интенсивность.
В отказе от «секко» очевидна цель Леонардо – он хотел преодолеть непрозрачность фрески, создать чрезвычайно аналитическую настенную живопись, произведение, которое казалось не столько дополнением к архитектуре, сколько светящейся картиной, полной правдивых деталей, способной эмоционально вовлекать зрителя своей «истинностью». Он предлагал монахам пространство в стене, которое перенесет их во времена Тайной вечери и позволит совершать действия, необходимые для питания души. Настенная роспись приобретала фундаментальные ценности медитации – полное погружение при постоянном присутствии Мессии и Апостолов.
Стол, за которым сидят Иисус и апостолы, посуда и льняная скатерть из Перуджи (tovaglia perugina di lino) написаны по образцу предметов в трапезной Санта-Мария-делле-Грацие. Таким образом, стол в Тайной вечере стал фактически одним из столов трапезной.
Техника секко позволила придать живописи особое богатство; небольшими мазками кисти мастер передал прозрачность и световые эффекты, уделил тщательное внимание деталям, видимым только с близкого расстояния. Но вместе с тем выбранная Леонардо техника стала причиной неудержимого распада произведения. Это было связано с несовместимостью секко с влажностью задней стены, обращенной на север и граничащей с монастырскими кухнями, с частой сменой температуры; на трапезную воздействовали распространяемые от пищи запахи и пары, копоть от свечей,
Леонардо понял, что использованная техника сразу выявила серьезные недостатки, как только картина была закончена: пигменты не закрепились на стене, в левой нижней части уже была видна небольшая трещина. Через двадцать лет роспись была повреждена настолько, что Вазари, увидевший ее в мае 1566 года, написал, что «не видно ничего, кроме ослепительного пятна». Чтобы понять насколько разрушительными оказались повреждения, достаточно сравнить оригинал с многочисленными копиями произведения. Они кажутся особенно ценными для понимания того, как картина выглядела изначально.
Разрушение
На протяжении веков картина столкнулась с множеством опасностей. Когда Людовик XII вторгся в Миланское герцогство в 1499 году, он загорелся идеей увезти стену с картиной во Францию. Но, не имея возможности сделать это, решил, что ему нужна копия картины. Эта копия «Тайной вечери» Леонардо, выполненная в мастерской художника в 1499 году, возможно рукой Андреа Соларио, хранится в Бельгии в аббатстве Тонгерло, в часе езды от Антверпена.
Из-за повреждений от влажности и отслаивания краски фреска Тайная Вечеря Леонардо да Винчи уже к середине XVI века считалась полностью разрушенной. Франческо Сканнелли писал в 1642 году, что от оригинала осталось лишь несколько следов, и даже они настолько неразборчивы, что невозможно получить никаких указаний на изображенный предмет. В 1652 году в северной стене прорубили дверь, соединяющую трапезную с кухней, в результате изображение ног Иисуса было утеряно навсегда.
Французы вернулись в 1796 году – на этот раз Наполеон представлял французскую республику. На самом деле Наполеон приказал закрыть трапезную, чтобы сохранить произведение, но до генерала по какой-то причине приказ не дошел. Войска захватчиков расположились лагерем в монастыре, а трапезная использовалась как конюшня для наполеоновских солдат в течение трех лет. Тайная вечеря стала предметом, на котором выражались антиклерикальные чувства; они бросали камни в картину, разрушали фигуры апостолов, высекали им глаза.
Только в 1911 году доминиканцы смогли вернуться в монастырь Санта-Мария-делле-Грацие. Одного этого эпизода было бы достаточно, чтобы развеять предполагаемые антикатолические мотивы творчества Леонардо. Французская армия того времени, привыкшая к систематической экспроприации всего, что принадлежало католической церкви и которое могло бы стать потенциальным инструментом наследия христианства для последующих поколений, не нашла ничего лучше, чем превратить в конюшню трапезную монахов в знак презрения.
После наводнения в начале 19 века рост плесени еще больше повредил картину. Вооруженные добрыми намерениями люди, пытаясь восстановить произведение, но рисковали испортить его навсегда. Была попытка выделить размытые контуры, восстановить читабельность, заблокировать дальнейшие повреждения. Кеннет Кларк, выдающийся специалист в области истории искусств, в предисловии к каталогу выставки Этюды для Тайной вечери из Королевского художественного собрания в Виндзорском замке писал, что во многих случаях апостолы, которых мы видим сегодня, уже не те, как их написал Леонардо (1983 – Kenneth Clark, Studi per il Cenacolo).
Самый драматический инцидент произошел 15 августа 1943 года, когда союзные войска бомбили Санта-Мария-делле-Грацие. Благодаря ранее построенному защитному сооружению Тайной вечере удалось сохраниться, в то время как остальная часть монастырского комплекса в значительной степени была превращена в руины.
Реставрация
В 1726 году Микеланджело Беллотти предложил восстановить картину. Он обманул монахов, пообещав им использовать чудодейственное средство, которое вернет работе былую славу. Результат был далек от удовлетворительного, и четыре года спустя реставрация была поручена Пьетро Мацца, малоизвестному художнику и еще менее талантливому, который испортил шедевр Леонардо.
В начале 20 века в течение семи лет над Тайной вечерей работал известный реставратор и художник Луиджи Кавенаги, затем в 1924 году Оресте Сильвестри. При очередной реставрации Мауро Пеллициоли не нашел лучшего решения, чем немного модернизировать метод, который использовали его предшественники. Чтобы пленка изобразительного материала повторно приклеилась к грунтовке, он применил смолы, вместо белковых материалов, чувствительных к влажности. Но метод имел недостатки, в частности это касалось двух явлений:
- хроматическое изменение используемых фиксаторов;
- постепенное утяжеление графических слоев по мере того, как они пропитывались все более заметными количествами продуктов консолидации.
Более того, образовывался плохо проницаемый слой. Реставратор пытался разрешить первый недостаток, прибегнув к использованию нового продукта, депарафинированного шеллака. Со вторым ничего нельзя было сделать, из-за отсутствия подходящих альтернатив. С другой стороны, он не мог даже думать о риске, а именно потере более или менее обширных «чешуек» картины, важных для повторного приклеивания к стене.
В 1977 году, после многих исследований и изысканий, началась значительная и сложная реставрация. Операция, рассчитанная на более чем двадцатилетний срок, мобилизовала ученых, искусствоведов и реставраторов со всего мира. Поверхность Тайной Вечери повсюду отслаивалась, была повреждена; пыль просочилась в миллионы микроскопических пустот, сохранив влажность стен и создав, таким образом, условия для неизбежного распада. Во время очищения выяснилось, что Тайная вечеря была частично замазана воском. Пришлось подготовиться к отслоению, чего никогда не проводилось. Компрессы из клея, смол, растворителей и красок, наложенные на протяжении веков неравномерно, значительно ухудшили, и без того очень хрупкие условия художественной пленки. Только кропотливая реставрационная работа, подкрепленная технологическими изысканиями, позволила вернуть человечеству один из самых драматических шедевров истории искусства.
Благодаря ученым, искусствоведам и реставраторам со всего мира удалось заново открыть для себя оригинальность картины, которая была изменена предыдущими ретуашами, не соответствовавшими специфическим характеристикам стиля Леонардо да Винчи. Среди множества неожиданных открытий было обнаружено отверстие гвоздя в голове Христа, использованное художником, чтобы проследить перспективу сцены. Заново открыты ноги апостолов под столом и лицо Иоанна. Среди наиболее непоправимых деталей – нижняя часть лица Иоанна, где, как пишет реставратор Пинин Брамбилла Барсилон, нос и рот «превратились в маленькие темные штрихи».
После того, как картина была очищена и обнаружена оригинальная работа Леонардо, реставраторы поставили перед собой задачу восполнить недостающие части. Сначала их закрашивали нейтральным цветом; затем – цветами, которые использовал Леонардо, основывая на найденных фрагментах и исторических копиях Тайной Вечери. Сегодня Тайная Вечеря обнаруживает в некоторых деталях яркость и хроматическую свежесть, о которых раньше и не подозревали.
Клип Тайная вечеря из фильма «Я, Леонардо»
Моменты реставрации описаны реставратором Пинин Брамбиллой Барсилон в одном из очерков, собранных в томе «Леонардо. Тайная вечеря», и в книге «Моя жизнь с Леонардо».
Люнеты
В трех люнетах над Тайной вечерей изображены гербы Сфорца в гирляндах из фруктов, цветов и листьев на красном фоне изображены гербы Людовико иль Моро (в центре), Беатриче д’Эсте и их сыновей, Эрколе Массимилиано Сфорца и Франческо II Мария Сфорца.
Центральный люнет, крупнее боковых, в хорошей сохранности, с точным описанием изображенного ботанического вида. В нем было обнаружено, благодаря цифровой реставрации картины и на основании некоторых неопубликованных эскизов работы, изображение бишоне, символа благородного семейства.
Копии
Было сделано множество копий, (фрески, картины на холстах, досках в натуральную величину, миниатюры, скульптуры). Наиболее ценной является копия (770 × 298 см, холст, масло), работы Джованни Пьетро Риццоли, известного как Джампьетрино ученика и помощника Леонардо. Принадлежит Королевской Академии художеств, Лондон.
Тайны Тайной вечери
Трудно спорить с тем, что в произведении столь высокой богословской приверженности, продемонстрированной с интеллектуальной честностью и чистотой многими очевидными деталями, даже искусно скрытыми, можно идентифицировать и распознавать элементы, которые указывают на что-то противоположное. Учитывая гений Леонардо, его мощный интеллект, ничто не говорит о том, что художник:
- намеренно вставил детали, диссонирующие с религиозной средой, в которой находится произведение;
- анализировал теории, которые не подтверждались никогда при его жизни;
- дал провокационное написание евангельских сюжетов.
Беллетриское прочтение, а потому далеко не претендующее на роль исторической правды представлено популярным романом «Код да Винчи» Дэна Брауна. На самом деле псевдоисторические факты принадлежат даже не Дэну Брауну; писатель извлек их из эзотерических текстов.
В романе «Код да Винчи» тайна картины Тайная вечеря персонаж слева от Христа. В нем автор видит Марию Магдалину, возлюбленную и невесту Иисуса. Он находит оправдание этому утверждению не только в физическом изображении персонажа с женскими чертами лица, но и в таких документах, как апокрифические евангелия, включая Евангелие от Филиппа. Как и в других текстах, часто связанных с тем, что называется «гностицизмом», таких как Евангелие от Фомы и Евангелие от Марии, Евангелие от Филиппа проповедует традицию, согласно которой благодаря своей близости к Иисусу она получила от него особое откровение и знания, которые позже передаст другим ученикам. Частично это откровение связано с концепцией, что божественное одновременно является мужским и женским.
По мнению некоторых современных авторов (например, Лоренса Гарднера) Магдалина была священной невестой Иисуса в полном соответствии с процедурами еврейского брака для потомков Давида, и свадьба в Ханаане (на которой Иисус был женихом) – первый акт этого брака. Согласно этой традиции, в которую верили катары, Мария и Иисус имели трех сыновей, положивших начало династии, которая существовала на протяжении веков.
Выдвинуть гипотезу о том, что Леонардо хотел тайно написать Марию Магдалину, означало бы, что мастер добровольно принес в жертву одного из двенадцати апостолов, а именно Иоанна, который во время эпизода Тайной вечери играет важную роль. Определенно, это могло создать много проблем даже для такого гения, как Леонардо. Поза апостола Иоанна, написанная Леонардо, взята, как и многие другие детали произведения, из текста Евангелия от Иоанна, которое во времена Леонардо было известно как в латинской версии Вульгаты, так и в первом итальянском переводе Николо Малерми, опубликованном в Венеции в 1471 году. Фактически, достаточно иметь некоторое представление о средневековых и ренессансных картинах, на которых изображена Тайная вечеря, чтобы знать, что апостол Иоанн, самый молодой из учеников Христа, почти всегда изображается с женоподобными чертами лица.
Тайны Тайной Вечери Леонардо да Винчи: на самом деле не проходит много времени без сенсационных новостей, связанных с Тайной вечерей, произведением, которое (во многом благодаря «Кодексу да Винчи») обрело больший уровень фетиша, чем сама Джоконда. Была выдвинута гипотеза, согласно которой Леонардо знал Свитки Мертвого моря и тайна фрески Тайная Вечеря в том, что на ней воспроизведена среда кумранской общины.
Еще одна тайна была раскрыта после последней реставрации (завершенной в 1999 году) и тщательным анализом произведения, основанным на эпизоде Тайной вечери, рассказанном в Евангелии от Иоанна. Наличие руки с ножом, которая, как утверждалось, не принадлежит ни одному персонажу, изображенному на картине. Нож, который держала «призрачная рука», принадлежит Петру. Эта иконография навеяна эпизодом из Евангелия, в котором апостол отсекает ухо Малху, слуге первосвященника Каифы, в защиту Иисуса, арестованного в Гефсиманском саду (Выход Христа с учениками в Гефсиманский сад Николая Ге в Русском музее).
Главная загадка фрески
Леонардо да Винчи был не только художником, но и ученым, изобретателем, математиком и, помимо ботаники и философии, изучал астрологию и оккультизм. Благодаря Атлантическому кодексу известно, что астрология и оккультизм занимали видное место в его исследованиях (в конце концов, астрология была широко распространена в культуре эпохи Возрождения, и многие «холодные» предметы, такие как математика, были пропитаны эзотерикой и магией). Нет никаких прямых доказательств того, что Леонардо да Винчи предполагал астрологический символизм в своей работе. Но некоторые люди считают, что Тайную вечерю можно также рассматривать как представление солнечной системы и зодиака, где каждого апостола мастер мог изображать в соответствии с архетипическими характеристиками астрального знака, которому он соответствует.
Весенняя группа: Симон, Фаддей и Матфей. Симон, символизирующий Овна, с характерной головой и динамично жестикулирующими руками, ясно иллюстрируют этот факт. Фаддей символизирует Тельца. Свидетельство тому – мощная «шея Тельца», его руки, которые он указывает на собственное тело. Матфей представляет знак Близнецов. Голова и руки направлены в разные стороны, что говорит об открытой и часто нерешительной энергии Близнецов.
Летняя группа: Филипп, Иаков Заведеев и Фома. Филипп с нежной, мягкой, внешностью символизирует знак Рака. Иаков, сын Зеведея, имеющий уверенный вид, – знак Льва. Фома, склонный к сомнению, о чем свидетельствует его поднятый указательный палец, – символ Девы.
Осенняя группа: Иоанн, Иуда, Петр. Любимый ученик Христа безошибочно олицетворяет знак Весов, выражая тоску по любви и гармонии. Темное и мрачное выражение лица Иуды символизирует энергию Скорпиона, знака смерти и трансформации. Петр – Стрелец среди апостолов. Он кажется динамичным и энергичным, но несколько в хаотичном смысле.
Зимняя группа: Андрей, Иаков Алфеев и Андрей, представляющий знак Козерога. Он кажется довольно отстраненным, но в то же время решительным. Его руки подняты в жесте, который ясно указывает, где находятся его собственные границы. Иаков, сын Алфея – Водолей среди учеников. У него контакт, как с Андреем, так и с Петром, что символизирует идеал Водолея общения с единомышленниками. Варфоломей, представляющий Рыб, завершающий знак зодиака. Похоже, он невозмутимо наблюдает за происходящим, не будучи вовлеченным в процесс.
Иисус – Солнце, вокруг которого все вращается.
Ещё одна тайна?
Джованни Мария Пала, музыкант и компьютерный техник, утверждает, что обнаружил ноты, закодированные в Тайной вечере Леонардо да Винчи. В книге Скрытая музыка (La Musica Celata) он объясняет, что взял элементы картины, имеющие символическое значение в христианской теологии, и интерпретировал их как музыкальные подсказки.
По мнению Пала, нарисовав пять линий пентаграммы поперек картины можно представить ноты. Это соответствует взаимосвязи в христианской символике между хлебом, который представляет тело Христа, и руками для благословения пищи. Но ноты не имели музыкального смысла, пока Пала не осознал, что партитуру нужно читать справа налево, следуя особому стилю письма Леонардо. Он также описывает, что обнаружил другие подсказки в картине, которые показывают медленный темп композиции и продолжительность каждой ноты.
В результате получился 40-секундный «гимн Богу», который лучше всего звучит на органе. Алессандро Веццози, эксперт по Леонардо и директор музея, посвященного художнику в его родном городе Винчи, сказал, что предыдущие исследования показали, что руки апостолов на картине можно заменить нотами григорианского песнопения, хотя до сих пор никто не пытался работать с изображением хлеба. Да Винчи играл на лире и конструировал различные инструменты и, возможно, музыкальная загадка содержится в нескольких его произведениях, которые нужно читать справа налево. Пала указал, что это открытие не раскрывает никакой предполагаемый тайный смысл или темный секрет католической церкви или Леонардо. Напротив, он показывает художника в свете, далеком от заговорщических описаний, найденных в художественной литературе, как человека, который искренне верит в Бога.
Описание сюжета и персонажей
Леонардо выбрал для произведения самый драматический момент Тайной вечери (Евангелие от Иоанна, 13:21), когда Иисус объявляет, что будет предан одним из своих апостолов. История и иконография традиционна для храмов Флоренции, но, как Леонардо уже сделал с Поклонением волхвов, она обновлена в поисках наиболее эмоционально значимого смысла религиозного эпизода. Художник изучает «движения души» апостолов, пораженных, сбитых с толку сообщением об ожидаемом предательстве одного из них.
Христос, в центре длинного обеденного стола, в тихом смирении, уже принявший божественную отрешенность. Он склонил голову, его глаза полузакрыты, а рот слегка приоткрыт, как будто он только, что закончил произносить роковой приговор. Его фигура обрамлена стеной, в которой открываются три окна, ссылаясь на тайну Троицы. Леонардо «использует троицу» для построения всей сцены, материализует ее в окнах, распределяет по позициям апостолов, воплощает в геометрии тела Христа и заново отражает в треугольной пустоте отношений между Сыном и Святым Духом.
Иисус составляет центральную ось композиционной сцены: не только архитектурных линий, очевидных в полете темных квадратов боковых стен (гобеленов), но также жестов и направлений апостолов. Каждая деталь продумана до мелочей, предметы на столе сочетаются друг с другом, чтобы сбалансировать композицию.
С геометрической точки зрения среда простая, но очень точная. С помощью элементарных приемов перспективы (прямоугольная форма пола, кессонный потолок, гобелены на стенах, три окна на заднем плане, расположение стола) получается эффект прорыва стены, на которой написана картина. В обстановке трапезной это своего рода тромплёй. Свет идет слева (окна, освещающие комнату, открываются с этой стороны), но иллюзорный свет, исходящий от фона, придает фигуре Христа сверхъестественное уединение и в то же время определяет эффект «контражура».
Работа была подготовлена по эскизам, перенесена на картон и затем на стену. Леонардо всегда работал с подготовительными рисунками, о чем свидетельствует и незаконченное произведение Поклонение волхвов.
Икона, созданная Леонардо, – портретная галерея, исследующая многообразие человеческих чувств. Фигура Христа написана мастером последней. Вазари пишет: «… ему остается написать еще две головы, а именно – голову Христа, образец для которой он и не собирался искать на земле, что мысль его, как ему кажется, недостаточно мощна, чтобы он мог в своем воображении создать ту красоту и небесную благость, которые должны быть присущи воплотившемуся божеству, а также, что ему не хватает и головы Иуды, которая тоже его смущает, поскольку он не верит, что способен вообразить форму, могущую выразить лицо того, кто после всех полученных им благодеяний оказался человеком в душе своей настолько жестоким, что решился предать своего владыку и создателя мира…».
Это замечание возвращает к богословскому замыслу Леонардо: он оставил образ Христа незавершенным именно потому, что чувствовал себя неспособным передать его божественную природу. Сохранившиеся документы той эпохи свидетельствуют о богословском интеллекте Леонардо, его чувстве веры и практической приверженности вере. Фигура Христа написана с сохранением традиции. Он выводит композицию из трех иконографических источников:
- Византийский образ Пантократора.
- Образ Законодателя в раннехристианском и средневековом искусстве: Господь, раскинувший руки, чтобы передать свиток или книгу своего Евангелия верующим.
- Муж скорбей с вытянутыми руками и наклоненной головой в знак печали или смерти.
Он одет в тунику красного цвета и синий плащ. Эта древняя схема; во всех изображениях Иисуса первого тысячелетия именно такое хроматическое представление. В иконописи художник не изобретает, а пишет традицию. Живопись Леонардо – часть этой тенденции, мастер демонстрирует принятие богословских канонов и уважение к ним. Два цвета символизируют два естества: земное и небесное. Руки Иисуса на картине определяют, что он связан с двумя природами: одна рука обернута в плащ, другая в тунику. Об этом говорит и то, как повернуты ладони: одна вверх, другая вниз. «Земную» руку он протягивает к хлебу, более того она встречается с рукой Иуды, которая находится в таком же положении.
Лицо Иисуса грустное, на нем отражена глубокая боль предательства одного из учеников. Но положение «небесной» руки указывает на его отношение отдать Себя в жертву за грехи людей. Хотя Иисус и находится за одним столом с учениками, он изолирован, как если был бы заключен в треугольную фигуру с основанием, установленным на столе и верхушкой, упирающейся в небо на заднем плане. Позиция, которая дает представление о стабильности и совершенстве по сравнению с движением, исходящим от двух групп апостолов.
Апостолы
Апостолы распределены симметрично – шесть справа и шесть слева – организованы в четыре группы из трех человек. Апостолов Леонардо писал справа налево, и сцену нужно читать так же. Уловка, которой Леонардо следовал во многих своих записях.
Картина Тайная Вечеря Леонардо да Винчи описание апостолов:
- В крайнем правом углу стола слева направо Матфей, Иуда Фаддей и Симон Зелот выражают недоумение возбужденными жестами.
- Иаков Зеведеев в ужасе, с раскинутыми руками, словно спрашивает: «Кто этот негодяй?». Фома с поднятым пальцем, стоящий за Иаковом, вопрошает «Возможно ли такое?». Поднятый палец Фомы – типичный элемент: он тот апостол, кому Воскресший Иисус предложит вложить перст в раны.
- С другой стороны важное трио – Иоанн, Петр и Иуда. Петр бросается вперед, размахивая ножом правой рукой и приближается к святому Иоанну Евангелисту. Рука Петра, положенная на плечо Иоанна, – жест, описанный в том же четвертом Евангелии; Петр спрашивает Иоанна, кто мог быть предателем, о ком говорит Иисус. «Иисус отвечал: тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам. И, обмакнув кусок, подал Иуде Симонову Искариоту» (глава 13:26).
- Тайная Вечеря где Иуда – Иуду найти несложно. У него, единственного, затенено лицо, он как бы отстраняется от утверждения Христа. Откинувшись, он ударяет по солонке, которая переворачивается – символ дурного предзнаменования, что также перекликается с отречением от соли крещения. Выразительны руки Иуды, в одной он сжимает мешок с тридцатью монетами, другой тянется к тарелке, в которую Иисус обмакнул хлеб.
- Привстали Иаков Алфеев и Андрей, Варфоломей вскочил на ноги и тянется к Иисусу, положив руки на стол.
Поводом для совершения Тайной вечери было празднование Песаха, еврейской Пасхи. Меню было типичным для еврейской традиции: горькие травы, пресный хлеб, обогащенный харосетом (пастообразный соус из сухофруктов, сравнимый с очень густым джемом), жареный ягненок и вино.
Хлеб и вино, которыми делились во время Тайной вечери, имеют особое духовное значение для христиан. С другой стороны, на картине да Винчи еда, которая может показаться немного странной. Леонардо, сам вегетарианец, кормил Христа и апостолов пескетарианской пищей.
Предметы
В картине каждая деталь написана с особой тщательностью, предметы и посуда на столе словно участвуют в напряженном пафосе сцены: ножи, тарелки, кувшины и хлеб уравновешивают судорожные движения апостолов. Фактически, на столе, накрытом льняной скатертью из Перуджи с синими полосами, завязанной узлами по углам, детали имеют символическое значение. Тайная Вечеря описание картины:
- Хлеб и вино, обозначенные руками Иисуса Христа.
- Рыба, а не пасхальный ягненок, больше подходила к пищевым привычкам доминиканцев, для которых она была по преимуществу покаянной пищей. Кроме того, рыба является символическим указанием на Христа, поскольку греческое название ихтис (ΙΧΘΥΣ) – акроним имени Иисуса Христа по начальным буквам слов: Иисус Христос, Божий Сын Спаситель.
- Оловянные тарелки, ножи и стаканы для апостолов, как бы подчеркивают важную функцию двенадцати, не просто зрителей, а главных действующих лиц евангельской сцены.
- Прозрачные колбы с водой.
- Три больших сервировочных блюда: одно пустое в центре перед Иисусом, в том, что слева – мелкая рыба, а в трех других меньших (справа) – угорь нарезанный ломтиками с ломтиками апельсина. Это гастрономическая мода эпохи Возрождения.
- Гранат, плод на тарелке перед Иисусом – символ воскресения.
- Соль, высыпанная перед локтем Иуды. В народной традиции – символ дурного предзнаменования, но с религиозной точки зрения это имеет другое значение. В Нагорной проповеди Иисус называет апостолов солью земли (Матфей 5:13) , ссылаясь на их миссию в качестве вестников Его Слова: таким образом, Иуда показан не только как предавший Мессию, но также как токто упустил возможность распространять Слово Божье.
Интересные факты
Леонардо вложил в картину некоторые отсылки к своей жизни: гобелены, украшающие стены, очень похожи на гобелены в Миланском замке. Более того, Апостолы – это портреты друзей Леонардо и персонажей миланского двора.
Положение Иакова Алфеева: есть рисунок Леонардо, сделанный красным карандашом, возможно, пятью годами ранее, который показывает, что изначально это было позицией музыканта, играющего на струнном инструменте. Леонардо, любивший музыку, рисовал музыканта во время игры. Затем, годы спустя, он использовал эскиз для создания фигуры Иакова.
Вероятность того, что некоторые детали композиции могли быть предложены доминиканцами (возможно, самим настоятелем Винченцо Банделло), обусловлена тем фактом, что этот религиозный орден придавал большое значение идее свободы воли: человек не предопределен ни к добру, ни к злу, но он может выбирать. Фактически, на картине Леонардо Иуда изображен иначе, чем в большинстве изображений Тайной Вечери. Он, как правило, один находится по те сторону стола.
Леонардо да Винчи останавливался в доме Ателлани (Casa degli Atellani) в то время, когда он писал Тайную вечерю. Людовико иль Моро в знак уважения подарил ему виноградник, который находится прямо у подножия сада Ателлани.
Тайная вечеря представляет сближение технических и художественных концепций, которые Леонардо формализовал в заметках, объединенных в «Трактат о живописи». Здесь мы находим сфумато, воздушную перспективу в далеком пейзаже, элементы линейной перспективы, идеально очерченные в комнате, и сложные движения души, которые художник заимствовал из трактатов Леона Баттисты Альберти и Витрувия. Под фразой «движения души» Леонардо имел в виду то, что мы называем физиогномикой. Но не только. В Тайной Вечере мы находим воплощенную в потрясающий образ концепцию.
Леонардо выдвинул теорию о том, что из-за шокирующего события с участием одного из персонажей на картине другие не могут быть изображены как дополнительные фигуры. Это похоже на камень, брошенный на неподвижную поверхность воды. Мастер предложил художникам учитывать боковые движения, которые событие или сильное чувство вызывает во всей сцене.
Леонардо совершает чудо: и в теле и в лице смешаны страх, вина, ужас, изумление, любовь, боль покинутости. Иисус – камень, который падает в тихий пруд в праздничный вечер. Движение, которое он вызывает, вызвано эмоциональными волнами, которые поднимают и опускают фигуры апостолов. В те годы был еще один великий художник-«психолог», «тот, кто читает душу», способный сделать описание движений души: Антонелло да Мессина. Однако ни в одном произведении до Тайной вечери Леонардо не было запечатлено так много разных выражений лица во всех его нюансах.
Автор: Элла Михайленко