Австралийские аборигены – народ загадочный. Эти представители древнейшей из всех цивилизаций на планете по сей день выглядят отсталыми чудаками в стране, где высоко развита инфраструктурой. Что неудивительно. Проживая на территории Австралии десятки тысячелетий, они остаются в числе самых малоисследованных и понятых народов, сохраняя свою древнюю, практически первобытную культуру, исключительно устную, поколениями передаваемую через вербальные традиции.

Аборигенами их прозвали английские колонисты, которые в 1788 году прибыли в Австралию, в то время звавшуюся Новой Голландией. А термин этот позаимствовали из латыни. «Ab origine» означает «от начала». Так кто эти удивительные люди? Как менялся и изменился их образ жизни?

Кто такие аборигены Австралии, откуда прибыли

Откуда пришли аборигеныЗа всю историю обитания на земле Австралии, насчитывающую несколько десятков тысяч лет, эта народность мира осталась по-прежнему дикой и отсталой. А это почти полмиллиона человек.

Скорей всего, мы никогда не узнаем достаточно точно, когда первые аборигены оказались на этом материке и каким образом добрались. Предположительно попали они сюда морем с территории нынешней Индонезии. По одним данным, это произошло около 50 тысяч лет назад, по другим – 65 тысяч, по третьим – 70.

Но более 40 тысяч лет неизменно оставался первобытным уклад их жизни. И мог оставаться таковым еще долго, если бы не появились европейцы, которые решили освоить эти земли. Только с ними коленные жители материка узнали о благах цивилизации.

Почему племена называют австралийскими бушменами

Если охарактеризовать внешний облик типичного представителя коренного населения этого материка, это темнокожий с пышной гривой вьющихся волос. Лицевая часть черепа у него выпуклая, а основание носа широкое. Коренных австралийцев иногда называют «австралийскими бушменами».

Важно! Буш – необъятные просторы земли, заросшие кустарником или низкорослыми деревцами, типичные для отдельных районов Африки и Австралии,

И хоть телосложение у бушменов довольно щуплое, они спортивны и имеют довольно развитую мускулатуру.

Традиции добывания пищи

Современные аборигены Австралии по сей день чтят церемонии, известные с древности как обряды умножения. Когда-то их предки таким путем пытались хотя бы частично решить задачу умножения количества добываемой пищи или вызывать дождь. Способы применялись самые разные:

  • шлифовали священный камень или натирали его красной охрой;
  • занимались уборкой тотемного участка;
  • окропляли кровью из вены священный камень или доски:
  • исполняли особые песни и танцы.

Добывание огняАзбука выживания коренных австралийцев требовала от них усвоить самые важные уроки жизни:

  1. Умение добывать пищу. За многие тысячелетия коренные жители континента приспособились и к превратностям климата, и к местной растительности, и к животной пище. Но потребовалась особая сноровка и множество знаний. Их передавали из поколения в поколение.

Важно! Первой ритуальной песней, выученной малышом-аборигеном, была песнь о расположении колодцев и источников воды в округе, а совсем не о духах или героях.

Детки знали и песнь, и те места, где источники воды расположены. Они могли и добыть воду, находясь далеко от источника. В их обязанности входило также разорение гнезд птиц и черепах в поисках яиц, собиранием плодов и кореньев различных растений вместе с женщинами. Этого требовало традиционное разделение ролей в семье аборигенов, мужчины которых с бумерангом или дротиком охотились на кенгуру, валлаби, более мелкую дичь и рыбачили. Мальчиков с детства обучали тонкостям охоты. Так что добыча пищи не была для них проблемой.

Когда и что можно есть, этим людям подсказывала сама природа. Расшифровать ее знаки было просто, ведая всеми секретами годичных циклов растений и повадками животных. Состав «продуктовой корзинки» мог быть очень разнообразным. При этом среди аборигенов существовали запреты на некоторые виды пищи для детей и беременных женщин, а была и, наоборот, снедь, которую собирали только для младенцев и кормящих матерей.

  1. Умение приготовить пищу. Способы известны различные. Но среди наиболее интересных – пользование земляными печами капмари в местах постоянной охоты. Это просто яма до 2 м глубиной, на дне которой разжигается костер. Готовили в них крупную дичь, черепах в прямо в панцирях, рыбу и овощи. В горячей золе запекали орехи, семена и коренья.

В сыром виде они ели преимущественно фрукты, ягоды, различных насекомых и их личинки.

Социальная организация племен

Современные исследования лишь подтверждают, что часть коренного населения по сей день сохранили образ жизни, нисколько не отличающийся от того, который тысячелетиями вели их предки. А это ежедневная схватка с природой, непрекращающиеся поиски воды и пищи. Общественные взаимоотношения аборигенов Австралии и их личное поведение предопределялись, прежде всего, системой родства.

РодствоРодство – это отношения между людьми, основанные на общем происхождении, а также возникшие с заключением брака. Если человек входил в чужую группу, он обязательно обретал собственное место в структуре родства.

Система родства аборигенов Австралии:

  1. Семья – укоренившийся институт, через который в обществе австралийских аборигенов происходило оформление и проявление производственных отношений. Женщины для них совсем не представитель противоположного пола, а весьма полезный производитель существенной части пищи, необходимой для потребления. Кроме того, именно женщины обеспечивали воспроизводство населения, воссоздавая тем самым производительную силу – новых мужчин и женщин. Такова женская природа.
  2. Локальная наследственная группа – люди, объединенные происхождением по отцовской линии: мужчины, незамужние женщины, рожденные в группе, жены, взятые из других групп. В руках мужчин, предназначение которых властвовать, сосредоточена исполнительная власть. Женщины, вышедшая замуж, выходит и из группы, но духовной связи с землей не теряет. Мужчина, напротив, от рождения до смерти остается членом группы.

Важно! Ребенок всегда остается членом рода своего отца и входит в его группу. Группа совместно владеет землей.

Семьи и локальные группы могли быть довольно прочно связаны между собой. Способствовало упрочению связей и убеждение аборигенов, что воплощения у родственников в разных местностях могут быть самыми разными. Так что распознать их часто оказывается непросто.

К близким родственникам, например, могли относиться представители одного поколения:

  • все братья отца – тоже отцы, а их дети по мужской линии братья – не кузены;
  • всех сестры матери – тоже матери, а их дочери – сестры.

Зато сестры отца и братья матери, как и положено, считали тетями и дядями.

Языки и наречия коренных жителей

Пока европейцы не появились на материке, из 500 наречий, на которых говорили местные жители, ни один не повторялся. И сегодня у каждого коренного племени австралийцев собственный уникальный язык.

Лингвисты говорят, что их не менее 200, и лишь у единичных племен имеется письменность. Зато английским языком они овладели все.

Интересно! Языки австралийских аборигенов существуют преимущественно в устном виде. А все потому, что большинство племен письменность так и не освоили.

Верования австралийских аборигенов

Почему-то, наблюдая за коренными жителями нового континента, европейцы решили, что никакой религии у аборигенов нет. О, как же они заблуждались!

Те, кто населял материк до пришествия европейской цивилизации, были глубоко убеждены, что жизнь на Земле сотворило некое божество. Многие из них до сих пор верят в существование не только физической реальности, а еще и мира духов (снов). И Солнцем, и Луной, и остальными светилами по их пониманию управляют тоже духи.

При этом и земные люди способны влиять на дела небесные.

Австралийский СтоунхенджЕсть у австралийцев свой Стоунхендж. Не меньше 10 тысяч лет образуют ровные круги валуны из базальта метровой высоты в 45 км от Мельбурна. Не существует точных подтверждений, каково их значение. Но совершенно точно коренное население Австралии уже тогда знало о движениях звезд и планет именно благодаря этому сооружению из камня.

Главным объектом поклонения бушменов является священная гора Улуру. В Европе ей дали название Эйрс или Айрес-Рок. По уверению аборигенов она как дверь между мирами, и всякий, кто поднимется на ее вершину, прогневит тем самым духов и предков. А ученые утверждают, что этой святыне более 6 млн лет.

Жрецы, знахари и хилеры

У австралийских аборигенов не было жрецов, зато были знахари и колдуны.

Знахарь – характерный представитель белой магии. Он практикует лечение целебными травами, использование разных форм заговора и гипноза. Если больной выздоравливал, приписывалось это обычно магическим силам. А излечение часто оказывалось возможным, потому что в силу и способности знахаря верят его сородичи. Он помогал также достичь успеха в делах любовных.

У аборигенов Австралии случалось, что в одном лице объединялись знахарь и колдун. Таких на несколько племен можно было пересчитать по пальцам. Он умел вызывать смерть, и никто не смел сомневаться в их могуществе. Колдунов же боялись, в равной мере собственных и из чужих племен тоже.

О хилерах

Не одно десятилетие продолжаются горячие споры о феномене хилеров – целителей, нетрадиционных хирургов. Их способность осуществлять практически хирургическое вмешательство без скальпеля, анестезии и наркоза часто подвергается сомнению. Но эти необычные операции могут наблюдать все желающие, ведь проводятся они при свете дня, и могли за всеми действиями.

Живут хилеры в основном в северной части Филиппин.

Астрономические и космологические представления

Даже обратившись к сказаниям коренных народов Австралийского континента, можно судить, что и в древности эти люди старательно наблюдали за ночным небом. Считается даже, что они оставили описания таких переменных красных гигантов как Бетельгейзе, Антарес и Альдебаран. Наблюдения за небесными светилами, изучение их характеристик позволяли:

  • получить ценные знания для навигации и прогнозов погоды;
  • вести «календарь»;
  • предсказывать поведение растений и животных.

Судить об этом современная наука имеет возможность по сказаниям, сопоставляя исторические и научные факты:

  1. Ниеруна

Звезды Ориона – охотники-мужчины.

Скопления Плеяд – преследуемые женщины.

Скопление Гиад – что-то вроде барьера между охотниками и их жертвами.

У народа колката, обосновавшегося на юге Австралии в пустыне Виктория, есть предание об умелом охотнике и любителе женщин Ниеруне, каждую ночь преследующем сестер Югарилия с целью сделать их женами. Старшая Камбугудха противостоит Ниеруне, насмехаясь над ним и всячески мешая его движению.

Копье в правой руке охотника наполнено «магией огня» – звезда Бетельгейзе. Девушка защищается от него левой ногой, в которой есть подобная сила – звезда Альдебаран. Пыль, попавшая в лицо Ниеруне, рассеивает огонь в его копье.

Когда оружие опять набирает силу, на помощь Камбугудхе приходит собака-динго Баббе. И вновь рука Ниеруны теряет силу, ему грозит унижение. Теперь и Кабмугудха, и ближние звезды смеются над ним.

  1. Вайюнгари

Переменные звездыПредание народа нгарринджери из долины реки Муррей донесло до наших дней историю о молодом Вайюнгари. Его называли «красным человеком», возможно, потому что покрыт охрой. Он проходит испытание изоляцией, когда исключены любые контакты с женским полом. Две жены его брата Непели пытаются соблазнить молодого человека и им это удалось. Троица скрылась от разъяренного Непели, который даже пытался поджечь хижину, где они ночевали. Вайюнгари в надежде ускользнуть от наказания прочел заклинание и вознесся с женщинами на небо, где обратился в красную звезду, а девушки – в его попутчиц.

Нет точного указания на небесные светила, которые имели в виду древние нгарринджери, рассказывая эту историю. Самой близкой к истине считается предположение, что Вайюнгари – Антарес в созвездии Скорпиона, жены Непели – Тау и Сигма, белые звезды по обе стороны от него.

Кто изобрел гаджеты: бумеранг и диджериду

Культура аборигенов Австралии, их быт и традиции очень разнообразны, а изобретения известны всему миру.

Много веков назад именно австралийцы придумали возвращающийся тип бумеранга. И этим он отличался от всех других, применяемых в древние времена на других континентах. На открытых пространствах они служили универсальным оружием. С ним охотились, копали землю, добывали огонь, наказывали провинившихся и пр. В руках настоящего воина этот предмет был грозным оружием. Сейчас о нем известно в любом уголке планеты. А современные обители материка до сих пор ходят с бумерангом на охоту. А в местечке Тжапукай на восточном побережье даже обучают искусству обращения с ним туристов.

А духовный музыкальный инструмент бушменов под названием диджериду признан в мире, как один из старейших духовых инструментов. Он представляет собой ствол бамбука или эвкалипта длиной один-три метра, изнутри съеденный термитами, а снаружи украшенный тотемными символами. Он звучит на одной ноте, но диапазон тембра у него огромен. Даже орган с ним может сравниться лишь отчасти.

В мифологии австралийских аборигенов он символизирует радужную змею Юрлунгур.

Искусство, музыка, священная охота, танцы

Численность населения Австралии составляет 25,4 млн человек. Чуть больше 3% из них – коренное население, а порядка 10 тысячам аборигенов остаются на уровне каменного века. Но именно благодаря этой маленькой группе людей остается сохранной первозданная культура.

Искусство живописи в Австралии распространено издавна. Это не столь привычные глазу портреты и пейзажи, но и не наскальные надписи. В этих творениях просматривается одна особенность – в нарисованных образах воплощается духовный мир. А написаны они в оригинальной этнической технике. Хотя несведущим эти картины могут восприниматься и бессмысленной мазнёй, и подобием авангарда.

Музыка. Австралийские аборигены демонстрируют настоящее мастерство при изготовлении музыкальных инструментов. Что совсем не удивляет. Ведь отдельные их них священны и используются для различных ритуалов. И игра на них часто требует не просто практики, а отличной дыхательной системы. Чего стоит почти двухметровая труба диджериду. Настоящий мастер способен играть на ней подряд несколько часов, разбавляя ее звуки издаваемыми им гортанными звуками, часто имитируя звуки животных и птиц.

ТанцыТанцы. Далеко не все из них увеселительные. Некоторые из них ритуальные. В процессе танца люди мастерски подражают движениям животных: кенгуру, змей, валлаби. Сопровождаемые игрой на ударных палках и диджериду, они нередко кажутся похожими один на другой.

Неотъемлемой частью культуры аборигенов является Священный Корробори, исполняемый мужчинами. Этот церемониальный танец австралийских аборигенов – способ общения со Временем сновидений. Он неизменно присутствует в похоронных обрядах. Никакой чужак не вправе не то участвовать, даже просто наблюдать за танцем.

Священная охота. Благодаря ей, аборигенам Австралии удавалось выживать в невероятно сложных условиях. Главное их оружие – бумеранг. И на охоте, и в решении локальных конфликтов с соседними племенами он был незаменим. Но и метательное копье охотник мог бросить на 100 м и поразить цель не крупнее кокосового ореха. Мальчиков с самого детства обучали тонкостям охоты. Сегодня и копья, и узкие щиты аборигенов используются все больше для танцев и церемоний. Но при необходимости легко станут защитным оружием.

Как жили аборигены до прихода европейцев

Пока европейцы не заполонили материк, население Австралии и Океании занималось сбором плодов, охотой, рыбной ловлей. Жить им приходилось в лесах, пустынях, саваннах. Чтобы согреться и приготовить пищу, они жгли костры. У аборигенов были свои верования и традиции. Они даже об астрономии имели собственные понятия, пусть и отличные от европейских.

Большинство из населявших эти земли 250 народностей давно «вымерли». Аборигенская цивилизация тех, что выжили, существенно отстала от европейской. А на удаленных островах севера Австралии даже сохранила неизменным свои образ жизни до XX столетия и все еще продолжала жить в уединении с природой.

Жизнь в колониальный период

Важно! С XVII века формально начинается история Австралии. Именно тогда экспедиция Джеймса Кука высадилась на эту землю, и была открыта эта часть света. Она включает в себя Австралию и Океанию. Если вы знакомы с географией, то знаете это.

Колониальный периодС появлением белых людей в жизни туземцев началась черная полоса – жесточайший период.

На новые земли Британия решила отправлять преступных элементов. Так что первыми колонистами стали ссыльные. Они активно взялись за освоение территории, превращая местных жителей в рабов, похищая их детей. И заставляя прислуживать в своих домах.

И это, не считая заражений туберкулезом, оспой, пневмонией, венерическими заболеваниями тех, кто не имел иммунитета к таким болезням. Не прошло и ста лет, как коренное население континента сократилось вдвое.

В Европе конца XVIII века браки с представителями темнокожей расы, мягко говоря, не одобрялись. Но для осужденных это не имело особого значения. Это помогало им выжить. Для мужчин-каторжников добрые и наивные женщины из местных племен были прямой противоположностью распутным, грубым и властным каторжанкам. Правда, находились заключенные-скотоводы, для которых местные женщины становились сексуальными рабынями.

Колонисты, имеющие доступ к спиртному, хлебу и другим продуктам, могли обмениваться ими на свежевыловленную аборигенами рыбу. Так налаживались их торговые связи с местным населением.

Враждующие друг с другом каторжники и аборигены были на руку колониальным властям. Колонистов на континенте было куда меньше, чем аборигенов. Так что Численность последних желательно было уменьшить. Действовали хитро.

Беглых каторжников ловили аборигены. Гибель преступника даже поощрялась. Дикари получали в качестве награды табак, продукты, одеяла. В результате каторжники все меньше доверяли местным. Нельзя сказать, что особо наказывалось и проявления их агрессии.

Земли, что занимали коренные жители постепенно втягивались в сферу колониальной экономики и просто изымались у прежних владельцев.

Аборигены, оказавшиеся на грани выживания, вынуждены были «охотиться» на домашний скот чужеземцев: кроликов, овец и других животных. Фермеры же, в свою очередь, имели право на защиту скота, хозяйства и своей жизни от любых нападений.

Если кто-то из местных жителей каким-то образом выразил непочтение к «белым», открывалась настоящая охота. Наказывали за это с особой жестокостью, травили собаками. Могли даже застрелить аборигена за любую провинность. И это стало нормой.

С 1804 года за 30 лет английскими колониальными войсками были уничтожены аборигены острова Тасмании. Лишь человек 200 выжили и были переселены на остров Флиндерс, где впоследствии вымерли.

Властями в XIX веке предпринимались попытки пресекать зверства европейских поселенцев. Даже издавались законы, требовавшие относиться к коренным жителям, как к белым. Но жестокость «перевешивала» и на селе сохранялась до 1960-х годов.

А уже в 1973-м появился закон, отменивший смертную казнь. Теперь никто не вправе убить аборигена. Но стать равными белым на собственной земле туземцам так и не пришлось.

Современное положение коренных жителей

Теперь аборигены проживают на всей территории Австралии. Правда, в больших городах встретишь их нечасто.

У них даже есть собственный праздник – День сожаления. Его празднуют с 1998 года, когда австралийское правительство принесло публичное извинение перед аборигенами за все, что пережито ими с 1788 года, когда колониальными властями был дан старт геноциду и целенаправленной политики по истреблению аборигенской расы.

СовременностьИсконное население австралийского континента условно делится на типы:

  1. Барренианский. Самые темнокожие. Район проживания – Северный Квинсленд. Характерны маленький рост, почти черная кожа.
  2. Карпентарийский. Самые высокие. Характерны очень высокий рост и темная кожа без следов растительности.
  3. Мюррейский. Среднего роста. Район проживания – долина реки Мюррей. Характерны богатая растительность на теле, пышная шевелюра на голове.

Характеристика аборигенов Австралии принадлежностью к определенному типу или месту проживания не ограничивается. Важной и весьма примечательной приметой этих людей является цвет их волос. Коренные жители континента – блондины. И это не результат контактов с европейцами, а мутация, произошедшая с этими людьми много тысяч лет тому назад.

И хоть средняя плотность населения Австралии немногим больше 3 человек на км2, жители размещены по территории материка неравномерно. То же относится и к размещению коренного населения. Так, для племени аранда плотность составляет 1 человек на 32,4 км2.

Они обосновались в центральных и северных районах Австралии. В большинстве своем говорят по-английски. Им не чужды алкоголь и наркотики. Смертность и преступность остается на высоком уровне. Они живут на 17 лет меньше, чем белые. Среди коренного населения много безработных. В стране они являются самой неблагополучной социальной группой.

Но на континенте встречаются и другие аборигены. По сей день в центре Австралии обитает пятая часть австралийских аборигенов. Здесь все, как раньше. Нет телевидения, мобильников и иных благ. Зато совершаются древние обряды. Мужчины охотятся, а женщины собирают растения и коренья.

А есть еще и такие, кто достиг высот в своем деле и мировое признание:

  • Дэвид Юнайпон – писатель и журналист;
  • Альберт Наматжира – художник;
  • Кэти Фримен – олимпийская чемпионка по легкой атлетике.

Политика правительства Австралии в отношении аборигенов

Только с конца XIX века власти предприняли первые ограничительные меры по защите коренного населения. Появились резервации, охраняемые властями.

Открытую борьбу за свои права коренные жители вели с конца 1930-х. Ни обращения в Верховный суд Великобритании, ни акции протеста не принесли ожидаемых результатов.

Героическое добровольное участие аборигенов в Первой и особенно Второй мировой войнах заставило обратить внимание общественности на проблемы этой части населения. И в конце 1940-х им стали предоставлять материальную и медицинскую помощь.

Современное племяА позже аборигенам удалось добиться ключевых достижений:

  • 1962 – право голоса;
  • 1966 – протесты за уравнивание с белыми в оплате труда;
  • 1967 – право выбора своих представителей в органы власти, право аборигенов на гражданство Австралии;
  • 1985 – возвращена в собственность скала Улуру в Аутбеке;
  • 1989 – право на самоуправление;
  • 1997 – 13 августа парламент Тасмании покаялся перед аборигенами за политику изъятия детей из их семей;
  • 2005 – закон о землях аборигенов;
  • 2007 – появилось Национальное телевидение аборигенов Австралии;
  • 2010 – первый в истории страны депутат парламента – коренной австралиец Кен Вуат.

Кажется, что остались в прошлом времена, когда аборигенов считали людьми второго сорта. Они юридически уравнены в правах с остальными гражданам страны, имеют свой флаг, свои школы, свое телевидение. Но почему-то до сих пор ощущают пренебрежительное к себе отношение со стороны «белых» сограждан.

Заключение

Коренное население зеленого континента Австралии сохраняет традиции, даже уклад жизни своих предков, которые тысячи лет назад проживали на этой территории. Их образ жизни во многом отличен от условий, к которым привычно многонациональное цивилизованное общество. В Австралии этнокультурные различия между жителями особенно заметны.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here